Смекни!
smekni.com

"Водный промысел": история производства радия в республике Коми (стр. 2 из 7)

К началу декабря 1930 г. Горхимтрест представил несколько вариантов "заводской установки". Для выбора оптимального варианта организовали тройку "...в составе Помощника Начальника экспедиции тов. Русанова, Зав. химлабораторией из з/к Гинзбурга и инж. химика из з/к Хомякова Д.Г. под председательством первого" [32]. В сентябре 1931 г. началось строительство первого завода по извлечению солей радия из подземных вод [33]. В проектных документах его именовали "Р-завод", "радие-завод" или "радиозавод" [34]. Позже за такими заводами закрепились названия "химзавод" или "завод по переработке воды". К строящемуся химзаводу протянули деревянные водоводы от скважин № 1 "Казенная" и № 3 "Ярега" [35]. Скважину № 3 "Ярега" у устья одноименной речки заложили 4 января 1930 г. на нефть. Но из-за низкой квалификации заключенных-бурильщиков на ней постоянно происходили аварии, и не смогли "закрыть" воду. В итоге её передали радиевому промыслу. Впоследствии на этом месте был построен химзавод № 8.

В годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1931 г., первый завод по переработке воды вступил в строй [36]. Началась промышленная эксплуатация радиевого месторождения. На Водном промысле тогда получали так называемый радиевый концентрат, который отправляли для дальнейшей переработки, по одним данным, в Ленинград в Радиевый институт [37], а по другим - в Москву (предположительно, на завод Горно-химического треста "Редкие элементы") [38].

В 1934 г. введен в действие завод по переработке радиевых концентратов. На Водном промысле стали получать конечный продукт - кристаллический RaBr2. Для переработки концентратов применяли оригинальный муфельный способ, разработанный под руководством Ф.А. Торопова и С.П. Сударикова (десять лет по статье 58-11) [39]. К этому времени уже работали семь заводов по переработке воды и одна индивидуальная установка. Воду добывали из 59 скважин. Самым крупным был химзавод № 1, работавший от 25 скважин. На нем стояло 39 чанов-отстойников, через которые за сутки пропускали 3250 м3 воды [40]. Обслуживали химзавод 37 работников [41]. Однако в том же году, в связи с интенсивной добычей радиоактивных подземных вод, дебит скважин резко уменьшился. Уже к концу года осталась только одна фонтанирующая скважина. Для подъема воды стали применять глубинные насосы и эйрлифтный метод [42].

Водный промысел постоянно испытывал трудности со снабжением. Железная дорога была построена только в 1941 г. [43], а до этого ближайшая железнодорожная станция находилась в Котласе. Оттуда грузы доставляли 373 км по реке Вычегда до лагпункта около с. Усть-Вымь, затем 262 км - по тракту до базы УхтПечлага Чибью. Строительство этого тракта, проводимое так называемой "ударной группой", было самым гиблым местом УхтПечлага. Долгое время из-за обилия болот и рек тракт мог полноценно использоваться только в зимнее время. В 1934 г. среднее время доставки грузов составляло десять дней. Доставка грузов водным путем из Архангельска была еще труднее из-за несудоходности рек Ижмы и Ухты [44]. Поэтому в технологических процессах старались использовать только местные материалы. И подневольные специалисты с этой задачей блестяще справились - в глубине северной тайги, при минимальном ресурсном обеспечении, было создано чрезвычайно наукоемкое радиохимическое производство!

В начале XX в. популярностью пользовались бальнеологические курорты, минеральные воды которых содержали в значительных количествах радон и растворимые соли радия. Изначально предполагалось радийсодержащие воды Ухтинского месторождения использовать в медицинских целях. Большие надежды давало то, что содержание радия в них на порядок было выше, чем во всех известных на то время отечественных и зарубежных источниках: Гейдельберг - 14,1x10-10, Крейнах - 6,9x10-10, Ессентуки №17 - 0,05x10-10, а скважина № 1 "Казенная" - 7,6x10-9 г радия на литр [45]. К освоению месторождения привлекли Государственный центральный институт курортологии (Москва). В качестве его представителя в штате санотдела УхтПечлага числился врач А.А. Титаев, осужденный 13 июля 1930 г. коллегией ОГПУ на пять лет заключения [46]. Известно, что 24 декабря 1931 г. А.А. Титаев принял специально построенный питомник для собак [47] и с начала 1932 г. приступил к экспериментам по изучению физиологического действия радийсодержащих вод [48]. Начало применения вод для лечения больных датируется 1 мая 1932 г. [49]. На состоявшемся 22-24 сентября 1932 г. совещании УхтПечлага под председательством начальника ГУЛАГа М.Д. Бермана было принято решение "проработать вопрос об организации курорта на пром[ысле] № 2 и расширить работы по изучению физиологического действия радия на организм" [50]. Осенью 1932 г. район Водного промысла посетили два сотрудника Государственного центрального института курортологии. Отметив в отчете труднодоступность региона и суровость природных условий, они тем не менее дали положительное заключение о возможности организации здесь курорта союзного значения [51]. Известно, что в 1932 г. терапевтическое и физиологическое действие воды с Ухтинского месторождения изучали непосредственно в Институте курортологии. После экспериментов на кроликах и собаках и наблюдениях за людьми был сделан вывод, что "ухтинская вода может сыграть роль серьезного фактора в борьбе за снижение заболеваемости, за поднятие производительности труда рабочего класса и трудового крестьянства" [52]. К осени 1932 г. на Водном промысле была построена бальнеолечебница, так называемая физлаборатория [53], где долгое время под руководством врача А.А. Титаева проводили лечение радиевыми водами. Пациентами были как заключенные, так и члены семей начальственного состава. Однако всесоюзной здравницей УхтПечлаг не стал. Позже, к 50-м гг., некоторые методы лечения с применением радия были признаны опасными, в других - радий заменен короткоживущими искусственными радиоизотопами [54]. Радонотерапию широко применяют и в наши дни. По некоторым данным, 85% всего добытого в мире 226Ra было использовано в медицинских целях [55].

В пору рассвета, в 40-е гг., Водный промысел был одним из самых крупных и высокотехнологичных предприятий в Коми АССР. Годовой выпуск радия устойчиво держался на уровне 16,5-17,5 г. Работали радиохимическая лаборатория, завод по переработке радиевых концентратов, 12 радиохимических заводов и три индивидуальные установки по переработке воды, а также электростанция, завод по изготовлению деревянной оснастки и подсобное сельскохозяйственное предприятие. В эксплуатации постоянно находилось около 150 скважин. Производственные объекты предприятия располагались в радиусе 40 км. При заводе по переработке радиевых концентратов и крупных заводах по переработке воды располагались поселки для вольнонаемного персонала и заключенных. Администрация промысла дислоцировалась в поселке Водный при заводе по переработке радиевых концентратов.

В конце 40-х гг., в связи с развертыванием в СССР работ по созданию ядерного оружия, появился практически неограниченный источник сырья - отходы урановой промышленности. Первая опытная партия радия (812 мг) из табошарского концентрата была получена в 1946 г. [56]. По-видимому, для его переработки применили способ, разработанный главным технологом Ф.А. Тороповым. Из его описания заявленного в 1938 г. способа получения радиевых концентратов из радиоактивных руд следует, что в опытах использовали непромышленные образцы руды из Табошара (Таджикская ССР) [57]. В связи с появлением нового вида сырья в 1949-1951 гг. завод по переработке радиевых концентратов был реконструирован, после чего объем готовой продукции многократно возрос [58]. Добыча и переработка воды стали постепенно свертываться. К 1950 г. были закрыты три химических завода.

В начале 1953 г. Водный промысел подчинялся вновь созданному Министерству металлургической промышленности СССР, но в том же году распоряжением Совета Министров СССР № 15485-РС от 21 ноября 1953 г. был переподчинен Министерству среднего машиностроения [59]. С этого времени завод радиевых концентратов полностью перешел на переработку урановых отходов. Заводы по переработке воды были ликвидированы, и из документов исчезло название "Водный промысел" [60]. Предприятие стали называть завод № 226 или п/я 3179. Режим секретности в годы работы в системе Минсредмаша был особо строгим. Из всех производственных документов исчезло упоминание о выпускаемой продукции. Завод № 226 значился как "Завод бурового инструмента Министерства среднего машиностроения СССР" и выпускал "спецматериалы № 1 и № 2".

В 1956 г. закончилась 25-летняя история радиевого промысла на реке Ухта. Выпуск радия был прекращен из-за высокой себестоимости получаемого продукта и введения в практику искусственных радиоизотопов. В 1957 г. завод № 226 распоряжением Совета Министров СССР № 6964рс от 29 ноября 1956 г. передан из Министерства среднего машиностроения в Министерство электротехнической промышленности [61]. Преемником завода стал завод "Комиэлектростеатит", изготовлявший керамические электроизоляторы. В настоящее время - это ОАО Ухтинский электрокерамический завод "Прогресс", выпускающий уникальные электро- и радиотехнические изделия на керамической основе.