Смекни!
smekni.com

От богатства к упадку и вновь к процветанию, или История залива Зуин и портов Брюгге (стр. 1 из 3)

Р.Чарлиер, (Roger H.Charlier), профессор Свободного университета г.Брюсселя

Морские заливы очень разные - и по глубине, и по площади, и по происхождению. Некоторые из них возникли в результате чисто геологических событий: таковы, например, залив Сан-Франциско, американские и европейские фьорды. Другие сформировались при изменяющихся гидрологических условиях - это эстуарии Шельды, Мааса и притоков Амазонки. Существование большинства заливов зависит от перемещающихся осадков и ограничено во времени, поскольку накапливающиеся наносы, если их регулярно не удалять драгированием, в конце концов могут полностью заполнить эти заливы. Так и случилось с нашим главным героем - заливом, который носит название Зуин (Zwin, флам.) *.

* Здесь и далее некоторые географические названия, которых нет на картах, изданных в России, приводятся по фонетическому звучанию. - Примеч. ред.

По нему сегодня проходит граница, разделяющая Бельгию и Нидерланды. Очертания залива, его рукавов и расположение главного канала менялись несколько раз. Поэтому надпись на указателе на современной набережной Зуина гласит: “Меня сносили несколько раз, но воздвигали всякий раз вновь”. Очевидно, что надпись была сделана после 1830 г., когда Бельгия, наконец, получила независимость и граница была установлена совместной голландско-бельгийской комиссией.

Современный Зуин.

Карта района Зуин XIII в.

Сегодня Зуин невелик и практически не судоходен. Однако карта XIII в. показывает совсем другую картину: в районе залива существовала обширная сеть водотоков, многие из которых носят название Зуин: здесь и Старый Зуин, Первый и Второй Обманный Зуины, Новый Зуин, Зуин Черный Омут, который близко подходит к Западной Шельде. Все эти рукава свидетельствуют о частых и масштабных миграциях главной протоки.

В то время широчайшим из Зуинов был тот, что поворачивал к западу напротив современного города Слёйса и направлялся к Дамме (Damme) и Брюгге - городам, судьбы которых во многом определялись судоходностью канала. Мы вернемся к этому позже, а сейчас обратимся к береговой линии Северного моря.

Передвигающаяся береговая линия

Атлантическое побережье Франции и побережье Северного моря (Франции, Бельгии, Голландии) претерпели существенные изменения за историческое время. В середине 60-х годов при сильных отливах у Сен-Мало в Бретани отступающая на мили вода обнажала множество кораблей, утонувших во время Второй мировой войны, а также остатки галльских поселений, поглощенные некогда морской пучиной.

Наличие в осадках побережья торфосодержащих слоев, находки в них старинных монет и артефактов, датируемых неолитом, свидетельствуют о том, что здесь происходило несколько повышений и понижений уровня моря. Эти слои простираются на дне современного моря на довольно большое расстояние и вновь обнаруживаются близ побережья Англии.

Прибрежные островные барьеры и дюны обрисовывают голоценовую береговую линию. При этом современные приливные и лагунные отложения окружают “молодые” дюны, которые иногда покрывают верхушки старых, разрушенных после галло-романского периода, когда море наступало на берег.

На атлантическом побережье Франции голоценовая трансгрессия местами стерла плейстоценовые пляжи; они, пожалуй, сохранились лишь там, где ныне находится терминал туннеля под проливом Ла-Манш. Большинство отмелей здесь, как и в других местах побережья, возникало в периоды низких приливов - именно они намывают бары и косы на побережье, в эстуриях рек и в заливах, покрывая все наносами, иногда значительной мощности, как, например, в бухте р.Соммы.

Среднеголоценовая трансгрессия на побережье Фландрии и в эстуарии р.Шельды:

1 - современная береговая линия;

2 - береговая линия эпохи Кале;

3 - граница распространения приливных отложений;

4 - старое направление течения р.Шельды;

5 - современные выходы осадков эпохи Кале, обнажившиеся после добычи торфа;

6 - остатки барьерных островов этого времени.

Расположенное напротив побережий Фландрии и Пикардии юго-восточное побережье Англии в древности подвергалось жесточайшему размыву. Хотя сильный шторм 1953 г. унес около 2000 жизней, а наводнение 1978 г. привело к значительному разрушению побережья, таких катастроф, как в предшествующие века, здесь не случалось. Во время одной из них утесы близ Холдернесса (Holderness) отступили почти на 200 м. (Пожалуй, столь же серьезно повлияли на всю систему распределения осадков в Северном море построенные у его берегов в течение двух последних веков волнорезы и молы, и везде с негативным результатом.)

Берега размывались неравномерно, иногда сельскохозяйственные угодья и даже города отступали в глубь суши. Так случилось в XIV в. с Данвичем (Dunwich), портом в Саффолке, а в XX в. Селсей Бил (Selsey Bille), например, удалился от берега на 116 м с 1955-го по 1975 г.

Бельгийское побережье Западной Фландрии имеет все признаки современного поднятия территории. Пологий песчаный пляж примыкает к цепи дюн, распространенных на прибрежной равнине шириной от 5 до 10 км, где много речушек с песчаными берегами и небольших водоемов, ограничивающих линию распространения голоценовой трансгрессии. Эти озера часто становятся прибежищем для птиц.

В западной части этого района в торфяниках располагается несколько неглубоких понижений, заполненных соленой водой. Такие водоемы недолговечны и становятся частью суши. В восточной преобладают польдеры. Этот созданный руками человека вид ландшафта представляет собой окультуренные глинистые земли - марши, которые формировались в зонах, отгороженных косами и отмелями, или вдоль эстуариев, под защитой барьерных островов. Основное значение голландско-фламандского термина “польдер” - земляная стена, примитивная дамба, защищающая землю от затопления; еще одно - заиленная земля, территория, отвоеванная у моря или у рек. Первые настоящие польдеры датируются XI или XII в. Наш “герой” Зуин располагался именно на той территории, которую называют страной польдеров.

Некоторые археологические находки показывают, что область, которая стала в дальнейшем называться Фландрией, заселялась уже в эпоху неолита. Представления о племенах, которые захватили нынешние территории Голландии, Бельгии и Северной Франции, и природе того времени достаточно расплывчаты. Но известно, что береговая зона, занятая лесами и маршами, причинила много неприятностей римлянам. Действительно, этот ландшафт представлял из себя настоящий лабиринт из маленьких водотоков, во время отлива обнажались глинистые берега, накрываемые потом высокой приливной волной.

В период от III до VIII в. береговые равнины были полностью залиты (кроме эстуария Шельды) и впоследствии преобразованы в защищенную островными барьерами приливно-отливную низину, прослеживаются также следы трансгрессий XI в. (в то время была затоплена территория от Диксмуда и Ньивпорта в эстуарии р.Изер до канала Зуин) и XIII в., во время которой оз.Флево соединилось с Северным морем и стало заливом Зейдер-Зе.

Поскольку наводнения постоянно угрожали эстуариям Рейна, Мааса и Шельды, а также морским побережьям района, известного как Фламандская Зеландия (ныне Нидерланды), их приходилось ограждать искусственными сооружениями - дамбами. Не потому ли и здешние дюны кажутся современнику творением рук человека XII-XIII вв.? (Впрочем, большая часть заливов и каналов была защищена дамбами по плану “Дельта”, который был осуществлен после шторма и катастрофического наводнения 1953 г. Открытым остался только один канал, связывающий гавани Антверпена и Роттердама.)

Фрагмент карты 1641 г. с изображением Земли Саафтинген.

Справа современный взгляд на эту же землю с р.Шельдой на заднем плане. Фото М.Диклеера

Рождение и зрелость

В 1134 г. шторм небывалой силы опустошил побережье Фландрии, а к востоку от современного г.Кнокке-Хейст сформировался Зуин. (Заметим, что хотя этот залив часто относят к приливно-отливным бухтам, иногда именуют рекой, а еще чаще каналом, на самом деле это протока, характеризующаяся двусторонним переносом воды и осадков. Когда перемещение наносов во время отлива в Зуине становится меньше, чем во время прилива, он начинает заиливаться. Зуин не образует барьерных лагун и не запруживает эстуарии Северного моря, но дренирует берега.)

В ту пору Зуин доходил почти до Брюгге, расположенного примерно в 20 км от береговой линии. Получив выход к морю, горожане немедленно построили на конце канала поперечную дамбу. Наряду с этим плотины возводили жители рыбацких деревень.

Хотя поселение на месте г.Брюгге существовало и раньше, его развитие обязано не только каналу и связи с морем, но и строительству здесь в IX в. замка графов Фландрии. Один из них, Филипп Алзасский (1165?-1191), пожаловал в 1180 г. статус города и Дамме, также расположенному на берегу Зуина, но в 5 км севернее, где водный поток в канале начинал ослабевать. Здесь морские суда перегружали товары на плоскодонные речные, следовавшие затем в Брюгге. Дамме получил права складировать бордоские вина и копченую сельдь, что по тем временам было высокой привилегией

Во времена этого правителя Фландрии в береговом районе от Брескенса (Breskens) до Дюнкерка не было настоящих городов, но при его содействии было создано несколько, из которых Ньивпорт в устье р.Изер стал важным морским портом. Зуин же оставался центром района польдеров.

Брюгге в средние века приобрел широкую известность. Его называли городом мостов (“брюгге” по-фламандски - мост) и даже Северной Венецией, впрочем не только из-за каналов, а скорее по причинам экономическим, финансовым и политическим, а также до некоторой степени благодаря международным связям. В XIII в., когда город стал главным морским портом Фландрии, дружба графов с английским королем Эдуардом III (1284-1327) позволила удачно торговать текстилем (в основном сукном из английской шерсти). Брюгге было даровано немало привилегий, среди которых права на рыбную ловлю (их и в XX в. поддерживал британский королевский двор). С колокольни, которая и сегодня возвышается над главной рыночной площадью, принимали сигналы о прибытии кораблей через Зуин и посылали за ними баркасы. В XV в. в Брюгге располагалась резиденция могущественных герцогов Бургундских.