Смекни!
smekni.com

Новая Англия (стр. 2 из 2)

На рубеже 70-х и 80-х годов в США началось форсированное развитие наукоемких отраслей производства, основанных на самых последних достижениях технических наук, и научно-инженерный потенциал Новой Англии оказался для них весьма притягательным. Новое строительство перенеслось с окраин Бостона в южный Нью-Гэмпшир и даже в южный Мэн. Безработица в районе упала, рост дохода населения стал обгонять средненациональные темпы.

Новые отрасли отличаются высокой производительностью труда и в гораздо меньшей степени приводят к росту занятости, чем старые. Смена профессии оказалась очень болезненной для высококвалифицированного пролетариата Новой Англии и по сути дела означала расхищение его бесценного потенциала. Ему не нашлось места в наукоемких отраслях, которым, как правило, нужны лишь специалисты (ученые, инженеры, управляющие) и простые исполнители невысокой квалификации. Вымывание среднего звена трудящихся неминуемо ведет к нарастанию социальных диспропорций. Подобные перекосы назревают медленно, но чреваты труднообратимыми негативными переменами, которые со временем могут в корне подорвать основы экономического возрождения Новой Англии

Облик современной Новой Англии—это результат множества исторических напластований, весьма контрастных, противоречивых, которые все еще не сложились в гармоничную картину.

Ранний старт и малые размеры - гордость и проклятие этого района. Новые процессы развивались в Новой Англии во всей своей первозданной силе, со всеми негативными побочными эффектами. Другие же районы, учась на опыте Новой Англии, имели возможность загодя принять меры для предотвращения негативных последствий, и в них восприятие нововведений могло идти менее болезненно. Подобная роль «национального полигона нововведений» дорого обходилась району, хотя и обеспечивала ему почетное место в региональной структуре страны. Расплата за эту роль - неуклонное сокращение относительных размеров Новой Англии на фоне страны, ее доли в населении, национальном доходе, промышленности; за последние сто лет эта доля уменьшилась почти вдвое. Все дальше отодвигается Новая Англия от эпицентра развития страны, от его главной оси. Если на заре республики Бостон был всего в 600 км от географического центра населения США, то сто лет спустя—уже более чем в 1 тыс. км, а сейчас—в 2 тыс. км.

Угроза превращения района в некий историко-культурный заповедник, в котором населению будет отведена роль прислуги, все еще витает над Новой Англией. Альтернативный же путь эволюции, наметившийся сейчас с приходом наукоемких производств, тоже не выглядит радужным, потому что в условиях рыночной экономики он чреват обострением социальных диспропорций, растратой накопленного «человеческого капитала», размывом либеральных традиций, столь ценных в условиях современных США политическая жизнь упрямо сползает вправо. Ясно по крайней мере одно: роль Новой Англии как пионера нововведений, как национального полигона может и сохраниться, но ее относительное значение для страны будет все дальше сокращаться, постепенно низводя Новую Англию с уровня макрорайона к более низким рангам.