Смекни!
smekni.com

Национальный состав Финляндии (стр. 5 из 5)

Евреи

Евреи впервые поселились в королевстве Швеция в 18-м веке, в период терпимого к иноверцам правления короля Густава III. Им разрешили поселиться всего в нескольких городах шведской части королевства, таких как Марстранд, Стокгольм, Гётеборг, Норчепинг и Карлскруна, но не в финской части. Первые предки финляндских евреев пришли в финские города, находившиеся под русской властью, в конце 18-го века. По преданию, первого еврея, поселившегося на финской территории в 1782 году в городе Хамина, который уже в то время находился под властью русских, звали Якоб Вейкам (Вейкканен). Во время автономии (1809-1917) в Финляндии поселилось больше российских евреев - купцы, ремесленники и некоторые отставные военные. Лишь после 1917 года, когда Финляндия стала независимой, евреям предоставили полные права финляндского гражданства. Первый еврейский молитвенный дом открыли в крепости Свеаборг возле Хельсинки в 1830-м году, первую синагогу освятили в 1870-м. Число евреев, зарегистрированных в двух еврейских общинах и проживающих в Финляндии, в настоящее время (1999 год) - 1350. В это число входят 200 российских евреев, недавно переехавших из стран Содружества Независимых Государств. Число тех, кто зарегистрированы в общинах но живут за границей - 350.

Евреев, которые не регистрировались ни в какой общине и переехали, в основном, из Израиля или России, возможно, около ста. Еврейские общины соблюдают закон "халача", согласно которому евреем является тот, у которого мать - еврейка, или который принял еврейскую веру "по общепринятой процедуре". Первая еврейская школа действовала в Хельсинки с 1893-го по 1900-й год. Нынешняя школа, общая для мальчиков и девочек, основана в 1918 году. Первые евреи, переехавшие в Финляндию в течение 19-го века, говорили на идиш и на русском. Поселившись в Финляндии, они выбрали шведский как свой первый язык. Еще в 1930 году все они регистрировали шведский язык как родной. До 1932-го года языком обучения в еврейской школе был шведский,затем его сменил финский. Большинство евреев - двуязычные, говорящие свободно на финском и шведском.

В связи с пересмотром законодательства об охране животных был поднят вопрос о забое животных по религиозным правилам (шечитах). В результате вмешательства еврейских и исламских общин сохранилась возможность совершения такого забоя. По практическим и экономическим причинам он не совершается в Финляндии, и кошерное мясо приходится ввозить, в частности, из Франции. Евреи хорошо интегрировались в финское общество и имеют представителей почти во всех его секторах. Евреи, как и русскоязычные, представлены в Совещательной комиссии по этническим отношениям/ЭТНО.

В отличие от некоторых стран, например Германии и Венгрии, в Финляндии евреи не возражают против того, что их считают национальным меньшинством страны. В какой степени Европейская рамочная конвенция по защите национальных меньшинств должна касаться евреев, и в какой - Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств должна касаться языка идиш - эти вопросы пока остаются среди финляндских евреев открытыми. Сейчас целью поставлено определение общего подхода еврейских общин Северных стран к этому вопросу.

Татары

Финляндские татары представляют тюркский народ с исламской верой. Их около 900 человек, составляющих гомогенное религиозное, культурное и языковое меньшинство. Татар еще в ранние годы автономного Великого княжества Финляндия нанимали строить для русских крепость Бумарсунд на Аландских островах и крепость Свеаборг на островах возле Хельсинки. Все они вернулись в Россию; лишь исламское кладбище в Бумарсунде свидетельствует о их пребывании в Финляндии. Предки нынешних татар пришли в Финляндию из двух десятков деревень Сергачского уезда на Волге к юго-востоку от Нижнего Новгорода в период от 1870-х годов до середины 1920-х. Это купцы, торговавшие пушниной и текстильными товарами, поселившиеся сначала в Хельсинки и его окрестностях.

В 1925 году была основана первая исламская община (Finlandiya Islam Cemaati). Когда Выборг отошел в результате Второй мировой войны к СССР, выборгские татары переселились в Тампере и Хельсинки. Вторая община татар была основана в Тампере в 1943 году. Меньшие их группы живут в Котке, Турку, Раума, Пори, Ярвенпяя, Лаппеенранте и Куопио. Татарские кладбища имеются в Хельсинки и Турку. Татары полностью интегрировались в финское общество, но, несмотря на это, сохранили подлинный и явный идентитет. Им удалось сохранить тюрко-татарский язык, на котором они общаются не только в семейной и частной жизни, но и в своих организациях. С 1948-го по 1969-й год в Хельсинки имелась татарская начальная школа , которую финансировали на долевых началах Исламская община и город Хельсинки. Примерно половина уроков велась на финском, другая - на тюрко-татарском. С реформой общеобразовательной школы оказалось невозможным продолжать работу татарской школы, так как учеников было слишком мало для получения государственных субсидий. В течение осеннего и весеннего семестров Исламская община устраивает преподавание тюрко-татарского языка в объеме одного урока в неделю во второй половине дня или вечером по предметам "язык и культура", "религия", "история". Татарский детский сад существует с 1950-х годов. Летние курсы на тюрко-татарском устраиваются ныне в Татарском центре обучения в Киркконумми неподалеку от Хельсинки. С 1935 года Татарское культурное общество устраивает культурные мероприятия со спектаклями, народной музыкой и танцами, декламацией стихов. Гордостью спортивного клуба Yolduz является его футбольная команда. Татарам удалось утвердиться на влиятельных позициях в экономической и культурной жизни Финляндии в качестве предпринимателей, врачей, юристов, инженеров, преподавателей.

Новых татар-иммигрантов принимают в татарскую общину на том условии, что они владеют тюрко-татарским языком. Татары, как и русскоязычные, и евреи, представлены в Совещательной комиссии по этническим отношениям/ЭТНО.