Смекни!
smekni.com

Кавказские немцы армянского плато (стр. 1 из 2)

КАВКАЗСКИЕ НЕМЦЫ АРМЯНСКОГО ПЛАТО

Обычно информация о русских немцах, особено немецких колонистах Закавказья, относится к факту, что их переселение было организовано Екатериной II. Но все же, история немцев в России имеет глубокие корни, и их переселение состоялось в несколько этапов.

Первые организовнные группы переселенцев количеством в 25.000-30.000 человек приехали в Россию в 1764-1767 гг. Сперва немецкие переселенцы основались в Поволжье, Южной Украине и берегу Черного Моря от реки Днепр до Кавказа. К 1850г. немецкие переселенцы объединились в Молдове, на Кавказе, Сибири, Грузии и Азербайджане, так же как и Волине. В 1908г. в Россоийской Империи жило 2.070.0000 немецких граждан.

В основном, были две причины переселения немцев в Россию:

Первая причина – экономическое выделение земли для частной наследственой принадлежности, освобождение от налогов, денежные ссуды.

Второй причиной является освобождение от службы в армии – фактически, половина переселенцев была меннонитами, чья религия не позволяла брать в руки оружие.

История появления немцев в Закавказье удивительна. Она более напоминает библейские сюжеты, чем реальность.

Идея переселения немцев на Кавказ, включая Армению в 1816-1818гг., принадлежала лидерам религиозной общины, сосредоточенной в Вуртенберге. Протестантские пасторы общества объявили о наступающем конце света, гибели всего человечества, и, впоследствии, втором пришествии Христа, который положит основу "Царства тысячелетий" мира и правосудия (это религиозное направление было названо "чилиазмом" от греческого "chilias" – тысяча).

Все эти знаменования и чудеса вероятно совершились в 1836 г. Место спасения было в Закавказье, в окружности горы Арарат, где должно было быть построено государство тысячелетий. Сила и решительность проповедников были так велики, а религиозное направление так знаменито, что переселение в Закавказье изменило жизненное течение большого количества людей. Мужество протестантов заставило их покинуть родные дома и родину, и не обращая внимание на время, пуститься в долгий путь, в страну, где они могли бы в мире и душевном спокойствии ждать пришетствия великого Спасителя.

В то время мать Александра I, Мария Федоровна была урожденой принцессой Софией Дороти Августой фон Вуртенберг, из королевского дома Вуртенберг. Этот факт полностью сыграл свою роль и община получила разрешение на переселение.

Первые 40 семей исследователей переехали в Закавказье из Свайнхейма в Вуртенберге. Они отправились в путешествие в сентябре 1816г. и добрались до Тифлиса в сентябре 1817г. Исследователи основали поселок в 35 км от города и назвали его Мариенфильдом.

Весть об удачном завершении экспедиции дошла до родины, и летом 1818г. около 8.000 членов общины собрались в Ульме и 14-тью колоннами отправились на юг. Но исход путешетвия не принес удачи. Так как корабли были перегружены, а больные и здоровые люди смешались друг с другом, в результате разразилась эпидемия, которая повлекла за собой многочисленные смерти.

Российские лидеры в Тифлисе предупредили переселенцев о невозможности передвижения к Арарату из-за огромной опасности, так как близлежащие к нему регионы были населены дикими мусульманскими племенами, и что там ситуация выходила из под контроля. Переселенцам посоветовали отказаться от пути и основать поселки близ Тифлиса. Первыми поселками стали Анненфильд, Еленендорф и Катариненфильд. Переселенцы жили в окружении с курдскими, татарскими (азербайджанскими) и персидскими племенами. Поселки находились в дистанции от 35-150 км друг от друга. Колонии находились в постоянной связи и в случае необходимости оказывали помощь друг другу. Но тем не менее каждый день они подвергались набегам грабителей. Они продолжались до 1826г., когда, к сожалению, за очень короткое время из-за нападений были разрушены поселки. В течение некоторого времени в Закавказье сформировались две группы немецких поселков: восточная группа "ранних" SWAB поселков на территории сегодняшнего Азербайджана, и западная группа – на територии Грузии. Восточная группа охватывала Елендорф (сегод. Ханлар), Анненфильд (Шамхор), Гергсфильд, Алексеевку, Траубенфильд и Айгенфильд (Казах). В состав западной группы входили Катариненфильд, (Болниси), Мариенфильд Александрдорф (Цалка), Траубенберг и Ной-Тифлис (этот поселок отождествляется с Тбилиси). В советский период до 1937г. эти колонии были объеденены в два национальных немецких административных региона.

Должно быть отмечено, что небольшие группы переселенцев других национальностей – шведов, датчан и итальянцев присоединились к немцам в Закавказье. Особенно в городе Шуши, на нынешней территории Республики Карабах находился поселок миссионеров из Базеля, которые полностью были уничтожены во время Турецкого Геноцида.

Самым замечательным событием в истории похода немцев к Арарату стало то, что на самом деле небольшому их количеству все-таки удалось достигнуть цели.

В пяти км к юго-западу от Карса, на территории нынешней северо-восточной Турции также есть два турецких села – Гаракерен и Пашакери. Соседние жители все еще зовут их "алманкею" и "немискею", что означает "немецкая деревня".

Здесь в 1891г. на высоте 1.630м. над уровнем моря была основана дочерняя деревня немецкой колонии Александрхильф. Эта, никому не знакомая, не очень большая колония была названа Петровкой, в честь губернатора Карса, Петра Томича. В 1911 в Петровке жили 12 семей, общим количеством около 200 человек. Они занимались скотоводством и производством молочных продуктов. В 1914г., кроме Петровки, немцы жили в селах Владикарс и Эстонка, где они строили молочные фабрики. Эти три села дистанцией в 4-5 км друг от друга создали набольшой немецкий регион в 60 км от русско-турецкой границы, продействовавший до Первой Мировой Войны. В ноябре 1914г. вследствие изменения русско-турецкой границы, из Карса были посланы экипажи, чтобы немецкое население покинуло местность. Большинство немцев из Петровки переехали в Азербайджанскую колонию Айгенфильд. Никто не компенсировал им покинутые дома и фермы. В начале первой Мировой войны, оставшиеся в Эстонке эстонцы, общим количеством в 465 человек, выдавали себя за немцев "альман" и во время Армянского Геноцида со стороны турков, во спасение своей жизни. Начиная с того времени, село Эстонка в этих частях называется "Алманкею".

Сегодня в Армении нет плотнонаселенного немцами места. В 1998г. Немецкая Община РА состояла из 97 семей, из которых 56 живут в Ереване, 13 в Ванадзоре, остальные – в регионах Гюмри, Октемберяна, Абовяна, Гарни, Бюракана, Айрума, Ноемберяна, Арташата, и Ахуряна, по 2-3 семьи в каждом.

Живущие в городах Армении немцы преимущественно являются специалистами с высшим образованием. Немцы, живущие в сельских зонах, являются крестьянами. В 1998г. немецкая община состояла из 97 семей или 430-ти членов. Во время основания общины в 1992г. к ней присоединились 52 семьи общим количеством в 159 человек, все являясь жителями Еревана.

Чтобы оценить динамику миграции немцев из Армении, достаточно сказать, что в 1992 из 52 семей (159 членов) состава общины, к 1998 г. уже остались всего 13 семей (35 членов).

Причины миграции могут быть разделены на две группы.

Первая группа состоит из факторов, объективно действующих на население всей Республики Армения: ухудшение материальных и социальных условий, отсутствие работы, действия блокады, и т.д.

Ко второй группе могут относиться факторы, касающихся в основном неместного населения Армении: трудность, а порой и невозможность получить среднее и высшее образование, если не используется армянский язык, проблемы, возникшие недавно в связи с применением языка в работе, проблемы, связанные с военной службой.

Нужно отметить, что немецкие семьи, живущие в Армении, преимущественно говорят на русском языке.

Немецкая община РА тесно сотрудничает с Немецким Центром Обучения и Культуры (НЦОК), который оказывает бесценную помощь общине с самого начала его основания. Община является участником в большинстве программ и встреч, проводимых центром. За последние годы, основными целями Центра были: организация обучения языку детей и взрослых на постоянной основе, создание немецкой народной группы, отмечение национальных праздников. Многие члены Общины активно участвовали в семинарах, проводимых в Центре, для ведения которых приглашались специалисты из Германии. Члены Центра также принимали участие в подготовке его изданий. Администрация НЦОК-а обеспечила благоприятнейшие условия для членов Общины для посещения библиотеки, пользования учебными и методическими пособиями и другими ресурсами Центра.

За последнее время значительная поддержка Центру была оказана со стороны Немецкого Посольства в Армении.

Община имеет контакты с общественными организациями русских немцев, в основном, Международным Центром Немецкой Культуры. Это включает в себя обмен информацией и публикациями на немецком языке, изданными в России; участие в семинарах, куда приглашаются представители Немецкой общественной организации со всего СНГ.

Что касается обучения немецкому языку, то в школах всегда преподавали высококвалифицированные учителя. Сегодня важно не потерять эту основу, так как в начале 90-ых возникла тенденция к прекращению жизнедеятельности количества уроков немецкого языка, а также классов, где немецкий преподавался в качестве иностранного языка.

Проблемы, стоящие перед общиной, должны быть восприняты, как организационные и главные.

Организационными проблемами являются финансирование и отсутствие постоянной недвижимости.

Основными проблемами являются работа, медицинские услуги, военная служба, среднее и высшее образование.

У немецкой общины РА не финансируется ни со стороны государства, ни со стороны какой-либо организации. Община представляет из себя бесприбыльную организацию и членство в нем свободно.

По нашему мнению, государственные структуры должны взять на себя ответственность за разрешение проблем национальных меньшинств в Армении. Желательно также, чтобы у меньшинств были свои представители в Национальном Совете. В госбюджете должна быть статья, для выделения финансов на нужды национальных меньшинств.