Смекни!
smekni.com

Брахиоподы ассельского яруса (стр. 2 из 3)

Нередко шамовеллы и мшанки образовывали как обособленные, так и совместные поселения. Площадь поселения каждых измерялась несколькими квадратными метрами, время существования конкретного поселения небольшое в результате образовались пятнисто-узорчатые мшанково-шамовелловые известняки. Сопутствующая фауна более разнообразно, чем в фации шамовелловых зарослях.

Брахиоподы тоже относительно разнообразны по размерам и систематическому составу, местами их много. Наиболее часто встречаются мартинии, маргиниферы, мелкие эхинококонхусы; иногда много средних и мелких хорестит. Брахиоподы рассеяны по всей толще, но местами дают прослои, линзы; раковины закрытые, скрепленные, пустые внутри, нередко с хорошо сохранившимся ручным аппаратом.

2.1.3. Шамовеллово-кораллово-фузулиновая фация.

Начавшийся в среднеассельское время обмеление Шахтауской отмели достигло максимума в позднеассельское время. Рост биогермов прекратился, и значительная часть их превратилась в мелководную отмель, на которой накапливались разнообразные осадки.

Отмель была заселена массой фузулинид, карноидей. Колониальными и одиночными ругозами, по дну ползали крупные гастроподы белерофоны, в осадках захоронялись наутилоидеи и ортоцератиды.

Брахиоподы в пределах шамовелло-кораллово-фузулиновой фации обычно рассеяны неравномерно по разным типам пород, но иногда дают небольшие, невыдержанные прослои или дажемаломощные банки. Наиболее обычны здесь были кротовии, маргиниферы, линопродуктусы, чаоеллы.

2.1.4. Фация полифитных биогермов.

Описанная выше отмель с пестрым набором осадков и разнообразным биосом ограничевалась в конце ассельского времяни по юго-восточному краю узкой своеобразной полосой,сложенной в основном полифитными биогермными известняками. Наиболее характерными обитателями были различные каркасные водоросли. Сопутствующая фауна относительно бедная

Весь облик порд этой фации говорит отом, что они представляли собой своеобразный рифовый гребень, способный сопративляться напору волн.

2.1.5.Фация полибиогермных известняков с массовыми брахиоподами.

Под защитой фации полифитных биогермов развивалась фация узорчатых полибиогермных известняков с массовыми брахиоподами, которая прослеживается прерывистой узкой полосой в верхней части массива, также о его восточному краю. Слогается она плотными массивными узорчатыми известняками с прослоями и линзами раковин брахиопод. (см.рис). Узорчатость пород определяется частым чередованием биогермных (мшанковых,поликомпонентных,шамовелловых) и детритовых (полидетритовых мшанковых, шамовелло-мшанковых) известняков, неравномерным распределением крупных органических остатков, часто инкрустированных, наличием полос известняков с резко выраженной инкрустационной текстурой и каверн, неправильных по форме, размером от 2-3 до 0,2 м.

Особенностью этой фации была многократная частая смена условий, благоприятных для жизни разнообразных какркасных организмов, переодами массового заселения дна брахиоподами самых разных родов, но среди которых наиболее распространенными были продуктиды. Прослои с массовыми брахиоподами почти лишены детрита, створки брахиопорд не заполнены осадком, раковины скреплены друг с другом инкрустационными корками. Характер захоронения брахиопод говорит о том, что временами в зоне накапливался тонкий осадок, на котором только и могли возникать массовые поселения продуктид, но затем ил полностью вымывался из под раковин и выносился из зоны.

Мшанки, шамовеллы образуют неясноочерченные гнезда биогермных известняков, сцементированные близкими по составу детритовыми породами, в которых рассеяны редкие брахиоподы, ветвистые и сетчатые мшанки,единичные наутилусы, мелкие и редкие колонии ругоз и одиночные ругозы. Гидрактиноидные пластины концентрируются в полосах шириной до 0,2-0,3м, в пределах которых преобладают плосколежащие крупные (до 0,1- 0,2м.) пластины. Среди них захоронены брахиоподы,фузулиниды.

3.Остатки брахиопод в известняках массива.

При посещении Шахтау брахиоподы легко могли показаться чуть ли не самыми распрастраненными органическими остатками. Большое количество разнообразных раковин хороршей сохранности приводило к невольному увлечению брахиоподами и затрудняет оценку их роли в породооброзовании. Брахиоподы по ощей массе своих остатков значительно уступают мшанкам, шамовеллам, гидрактиноидам, фузулинидам и, вероятно, криноидеям. Раковины брахиопод в толще пород обычно рассеяны по одиночке, только местами образуют массовое скопление (ракушняки) в виде небольших линз-банок или мало мощных прослоев по 0,1-0,2м. Брахиоподы сохраняются в породе почти исключительно цельными раковинами и практически не являлись поставщиками детрита в осадках.

Брахиоподы Шахтау изучали Ф.Н. Чернышев, Н.П. Герасимов, М.Ф. Микрюков, Е.И. Иванова. В работе Н.П. Герасимова (1929) приводится список брахиопод Шахтау, включающий около 120 видов. В собранной нами коллекции, определенный Н.Н. Фотиевой и Е.И. Ивановой, насчитывается около 60 видов, что говорит о том, что прилагаемые списки (в таблице) включают лишь наиболее широко распростроненные виды.

В материалах И.К.Королюка [2] определено 15 родов продуктид, 11 родов спиреферид и по1-15 родов из отрядов ринхонеллид, теребратулид, страфоменид, ортид. Стратиграфическое распространение основных видов показано показано в таблице.

Все роды представлены небольшим числом видов наиболее широко распостранены по массиву эхинарии, дихтиоклостиды, маргинеферы, кротовии, ретикуляриды. Несколько им уступают мартинии, неоспириферы, сетокамеры, диелазмы. Роды наиболее часто встречаемые на площади массива, обычно характерезуются и наибольшей численностью, то есть именно они в большинстве точек представлены наибольшим количеством экзимпляров. Исключение составляют мелкие диелазмы, камеризмы, некоторые ретекулярииды, которые встречены в ограниченном числе тачек ,но массовом количестве.

Несмотря на широкое площадное и стратиграфическое распостранение многих родов и видов намечается в полне определенная связь брахиоподовых комплексов и фаций. Большинству фаций соответствуют определенные брахиоподовые комплексы, отличающиеся друг от друга не столько набором родов, сколько распостранением и преобладанием каких-либо видов, родов и их сочетанием.

Относительно ограниченный набор видов свойствен шамовелловым фациям ассельского яруса, а в сакмарский век число родов и видов резко возросло, и в это время обособилось несколько брахиоподовых комплексов. Однако богатые по набору видов и по числу особей брахиоподовые комплексы распостранены были в основном в восточной части массива, в фации детритовых пород рифового плато и его обрамления, которые вскрывались на горизонтах 270-230 м. На более низких срезах массива одновозростные толщи представлены фациями склона отмели, и там число брахиопод резко уменьшина.

В пределах рифового плато обосабливались два брахиоподовых комплекса. Более богатый комплекс брахиопод встречен в детритоаых шлейфах биогермов кровли ассельского яруса и нижней зоны тастубского яруса. В этом комплексе определено больше 20 видов, 15 родов брахиопод. Среди них преобладают продуктиды. Наиболее частыми являются: ихинарии (два вида), диктиокластиды (ретекулятии, чаоеллы), линопродуктиды (в том числе Linoproductuscora), кротовии, маргиноферы. Обычно в этом комплексе ортотихии, мартинии. Кроме того, изредко встречаются: септокамеры, стеноцизмы, хориститы,неоспириферы, мекеллы, диелазмы, уруштении. В каждом конкретном обнажении в пределах распостранения этого комплекса, на участке наблюдения длиною в несколько метров, как правило встречается почти весь набор видов, однако местами преобладают эхинарии, местами – маргиниферы или дихтиостиды, или линопродуктусы. Количество раковин кождого вида не большое. Маргинеферы,чаоеллы, кротовии кое-где дают небольшие скопления. Большинство раковин захоронено на месте жизни, что следует из преобладания закрытых раковин над разрозненными сводными. Частые находки в комплексе продуктид гоаорят о том, что здесь часты были участки илистого дна позвалявшие поцветать понтонным раковинам, то есть раковинам, лежащим на брюшной створке.

Близкий комплекс брахиопод приурочен к самому основанию тастубского горизонта и, возможно, к склонам небольших отмелейв пределах рифового плато. Он отличается наличием крупных раковин хористит всегда прекрасной сохранности, цельных, с двумя сомкнутыми створками, пустотелых, со спиралями ручных аппаратов. Сохранность хористит и их количество являются исключительными, велечина раковин до 15 см. Такие крупные хориститы не встречаются в других участках массива. Обычно они находятся в небольшом числе экзимпляров, но местами дают массовые скопления. Хориститам сопутствуют: эхинарии, линопродуктусы, дихтиоклостиды, маргинеферы, кротовии, ортотихии, септокамеры, неоспириферы, спирефереллы, ретикуляриды, бразитирисы, мартинии. По сравнении с первым комплексом можно отметить некоторое общее объединение и несколько большее количество родов спирифирид.

Преимущественно продуктиды распределены и в полосе восточного обрамления рифтового плато, в полибиогермно-брахиоподовой фации.

Существенно отличный по набору родов комплекс крупных септокамер был встречен на разных стратиграфических уровнях, но только в инкрустационных гидроактиноидных известняках. В него входили частые септокамеры (три вида), камеризмы (три вида), очень часто маргиниферы, редко ортотихии, крупные микеллы, мелкие хориститы. По числу экзимпляров ринхонеллиды иногда уступают маргиниферам,ооднако именно наличие крупных(до 6 см) септокамер, также крупных (до 5 см) камеризм определяет спецефический облик комплекса. Септокамеры и камеризмы обычно закрытые, часто пустые, с хорошо сохранившейся наружной скульптурой, нередко покрытые инкрустационными корками. Сопутствуют им очень специфические крупные микеллы с очень высокой ареей. Остальные раковины значительно мельче.