Смекни!
smekni.com

Псков (стр. 3 из 3)

Не меньшую услугу оказали псковичи России в 1615 году. Россия еще не успела тогда оправиться от страшных бедствий смутного времени. Тяжелым положением России спешил воспользоваться прославленный полководец шведский король Густав-Адольф. Новгород, Гдов, Тихвин, Порхов, Ладога, Старая Русса были уже в руках шведов. Псков был совершенно разорен событиями Смутного времени. Из его населения (70-100 тыс. человек) осталось здоровых людей, способных к бою не более полутора тыс. человек и кроме того пятьсот конных и тысяча пеших воинов. Но когда шестнадцатитысячное шведское войско появилось у Пскова, богатыри-псковичи сами вышли в поле, напали на шведов и нанесли им урон. Осада продолжалась с 30 июля по 27 октября. В Пскове начались голод и болезни, но псковичи не желали и слушать мирных предложений Густафа-Адольфа. 9 октября произошел наиболее сильный, решительный штурм. «И побито их множество из оружия и камением и калом обваряюще и отидоше посрамлены», -говорит Псковский летописей. Может показаться невероятным, что менее чем три тысячи псковичей били шестнадцатитысячное шведское войско, считавшееся тогда лучшим войском в мире, однако сами шведы описывают и признают эти факты. «Боевая доблесть псковитян удостоверена не только нашими летописцами, но и свидетельством наших врагов»,- говорит знаток Пскова Окулич-Казарин.

Нравы и обычаи псковичей, их искусство представляют для нас большой интерес. Псков избежал татарского ига, и оно не наложило отпечатков на его нравы, обычаи, его культуру.

Страшные для врагов в бою, псковичи отличались в обычной жизни скромностью, сердечностью, мягкостью и вежливостью обращения, общительностью, терпимостью к людям иной национальности и веры, уважением к женщине. Честность псковичей особенно отмечалась иностранцами. По замечанию Ключевского, «в Псковских законах проявляется необыкновенное доверие к совести тяжущихся на суде и, несомненно, это доверие имело опору в характере быта псковичей», чувство долга, понятие чести было в среде псковичей чрезвычайно высоко развито. В 1327 году тверской князь и великий князь всей Руси Александр Михайлович в разгар татарского владычества восстал и истребил в Твери татар.

Остальные русские князья не посмели присоединиться к нему. Посланное ханом татарское войско жестоко наказало Тверь, Кашин, Торжок, и их пригороды. Александр бежал. Никто не решался принять князя, боясь ослушаться грозного хана Золотой Орды. Псковичи приняли гонимого князя с честью, целовали ему крест и посадили на княжение в Пскове. По повелению хана русские князья послали послов к Александру, прося его добровольно выехать в Орду. Александр хотел уступить, но псковичи не согласились выдать князя. «Не езди, господине в Орду, - говорили они, что будет с тобой, пусть будет и с нами; умрем, если нужно, с тобой». Князья уговорили московского митрополита Феогноста отлучить псковичей от церкви и предать проклятью, но это не поколебало верности псковичей. Тогда Александр решил уехать в Литву и сам отказался от княжения. Через полтора года он вернулся в Псков за своей семьей. Псковичи уговорили его остаться и вновь сделали его своим князем.

Великодушие псковичей, их терпимость и уважение к людям иной национальности и иной веры доказывается историческими фактами. Когда в 1265 году 300 литовских семейств бежали, спасаясь от гнева литовского князя Воишелга, и нигде не находили приюта, именно псковичи приняли литовцев, помогли им, поселили в своем городе.