Смекни!
smekni.com

Рубки и экспорт древесины в Китай - региональный фокус. Хабаровский и Приморский края (стр. 2 из 2)

Очевидно, что Приморье превратилось в центр такой нелегальной деятельности и торговли всего дальнего Востока. Преступная группа, связанная с бывшими золотопромышленниками Амурской области, создала ряд частных фирм в Красноармейском, Тернейском и Дальнереченском районах. Они легко установили контакт с китайскими оптовиками, у которых всегда была лишняя валюта в результате перепродаж российской древесины в Суйфенхе по вдвое высоким ценам. Эти люди, обладающие стартовым капиталом, смогли взять под свой контроль все местные администрации, инспектирующие и правоохранительные органы и, таким образом, превратились в действительно эффективную теневую индустрию. Как правило, они поддерживают местную инфраструктуру, в зависимости от представления их лидеров относительно таких понятий, как забота и справедливость. Поведение ее предводителей зависит от разделения их криминальных доходов с чиновниками более высокого ранга в региональном правительстве во Владивостоке, Хабаровске или в региональных департаментах федеральных учреждений, ответственных за исполнение законов и использование ресурсов. Неслучайно, что за последние 4 года три раза переназначался Приморский межрайонный прокурор по вопросам окружающей среды.

В основе системы незаконного рынка древесины находится группа широко известных посредников, например, Солдаткин, которому вверены партии товара фирмой "Лес-Холдинг" (Лесозаводск), или Марк Давыдович (фамилия неизвестна), доверенное лицо "Тернейлесстроя" в Тернее (сейчас, как сообщают, иммигрировал в США). У этих людей практически неограниченные возможности для оплаты наличными, включая подкуп милиции и лесных инспекторов, и все необходимые документы, печати и подписи для оптовой продажи и экспорта, в которые можно внести любые параметры партий древесины, какая только попадется на дороге или на складе древесины.

Среди них также много китайских граждан, свободно владеющих русским языком, которые практически стали нелегальными жителями России. Они известны под русскими именами, такими как Костя, Миша, Коля. Во время наших рейдов именно китайцы отличались наибольшей агрессивностью, как правило, они пытались остановить видеосъемку процесса любых переговоров с инспекторами или даже сломать камеру. Угроза физической расправы является абсолютно неотъемлемой частью поведения нелегальных торговцев, поскольку они понимают, что любая огласка их деятельности и методов может выйти за пределы районной администрации. Мы также записали на видео- и аудио- пленку много случаев, когда криминальные авторитеты демонстрировали свое дружелюбное отношение к администрации и милиции. А наша телепередача по местному каналу в Приморье, посвященная этому вопросу, была прервана, так как глава районной администрации в Дальнереченске, наиболее криминализированном районе, по сообщениям, является близким другом действующего губернатора Приморья, Валентина Дубинина. У нас есть также много свидетельств того, что сам Дубинин тесно связан с операциями на рынке древесины, и что есть несколько фирм, пользующихся его прямой поддержкой.

Нами было выявлено, что, например, Корпорация "Лес-Холдинг" имеет постоянного китайского клиента "Корпорацию "Фен-Сиян", чей представитель с русским именем Боря, был уже депортирован из России как незаконным иммигрант. Но позже он появился снова, и его семейный бизнес процветает: мать Бори направляет на рынок ворованную древесину из Приморья на Китайскую территорию с молчаливого согласия подкупленных российских инспекторов. Было много случаев, когда Боря увеличивал экспортный комиссионный сбор вдвое после пересечения границы с Россией и потом российские поставщики должны были платить не 2 доллара за кубометр, как было оговорено ранее, а 4 доллара, поскольку о них нет другой возможности зарабатывать деньги. Такую история поведала участникам рейда Галина Калюжная из корпорации "Феникс-Дальком".

Участники наших рейдов, члены специальной инспекции "Тигр" из Министерства природных ресурсов, конфисковали в "Лес-Хлдинге" пакет поддельных официальных документов на экспорт древесины. Используя их, они могли купить партию древесины, заготовленную в другом районе, без документов или по другим бумагам с дальнейшим ее экспортом через третий пограничный пункт без указания заготовителя или оптовика. В связи с тем, что Приморские должностные лица предпринимают серьезные попытки ограничить криминальный поток древесины через границу, они постоянно усложняют систему контроля документов Приморских заготовителей и экспортеров. Но эти модели действуют только в Приморском крае, так что древесина из ЕАО и Хабаровского края легко переправляется за границу через Приморский край, в особенности вагоны и поезда, которые проверялись на таможенных пунктах Хабаровского края - Хора и Бикина и поступили на пункт пересечения границы Пограничное-Суйфенхе в Приморье.

Сами лесхозы практикуют нелегальную продажу древесины. Официально и юридически они имеют право проводить некоммерческие рубки для получения древесины на дрова или целлюлозу. Но стало частой практикой, что сами лесничие или же через посредников, продают высококачественную древесину как дрова по цене 4 доллара за кубометр и участвуют в получении реального дохода от экспорта этой древесины по цене 100 долларов за кубометр. Такие случаи были в Спасском, Рощинском и Дальнереченском лесхозах, но очень сложно создать подходящий пакет юридических документов для проведения успешного судебного процесса.

В результате развития такой криминальной индустрии появилась модель так называемой нелегальной рубки по официальному приказу. С тех пор как губернатор Приморья подписал правила разделения прибыли от арестованной древесины между милицией, лесной службой и районными администрациями, все эти три государственных института через своих представителей планируют и руководят нелегальными операциями для собственного содержания, а также позволяют криминальным предпринимателям выживать и продолжать их деятельность.

Наши рейды как в рамках этого проекта, так и ранее проводившиеся, а также кампании в СМИ, заставили Приморских должностных лиц и Региональный отдел по борьбе с организованной преступностью Дальнего Востока предусмотреть серьезные комплексные меры, нацеленные на разрушение всей криминальной системы и создание подходящей прозрачной модели заготовок и экспорта древесины вместе с изменением федерального законодательства.