Смекни!
smekni.com

Экспортные потоки российского леса в страны АТР (стр. 2 из 3)

Весьма характерен пример, приведенный в Анализе экспорта леса с Сахалина за 1995 год, подготовленном "Экологической вахтой Сахалина". Только через один порт Корсаков еще до отмены института спецэкспортеров лес вывозили до 40 компаний. За год было отправлено 75 судов, и на каждом находилось от одной до семи партий леса от разных поставщиков для разных получателей. Причем объем каждой партии составлял от нескольких сотен до нескольких тысяч кубометров.Таких отгрузочных пунктов на острове насчитывается более 20.

Очевидно, контролировать такое множество мельчайших потоков древесины невозможно. Региональные администрации предпринимают разные попытки восстановить властный контроль над ситуацией, но их успех как правило сомнителен. Хабаровская администрация учредила государственный концерн "Хабаровскглавлес", через который решено экспортировать 20 % всего краевого объема. Однако, по мнению специалистов, эта попытка вряд ли направлена на ограничение экспорта ворованного леса, скорее - на получение части доходов от него прямиком в краевой бюджет. Такого же результата ожидают представители Госкомэкологии Приморья от декабрьского постановления губернатора 1999 года, узаконившего распределение конфискованного леса между лесхозами, муниципальной администрацией и милицией. Это способно лишь стимулировать воров на новые "подвиги": когда самовольщик поделится с властями, глидишь, что-то перепадет и ему. Более разумной и эффективной была попытка Приморской администрации два года назад ограничить число экспортных пунктов для вывоза древесины за рубеж четырьмя (вместо десятков) и запретить вывоз круглого ясеня. Однако таможенная служба проигнорировала этот разумный шаг, не пожелав терять такое количество доходов при снижении объемов экспорта.

Китайский поток

Древесина вывозится в Китай преимущественно через КВЖД, построенную русскими в 1903 году и пересекающую Северо-Восточный Китай. Она берет начало в Забайкалье, далее через переход Забайкальск-Маньчжоули пересекает территорию КНР, и через когда-то русский город Харбин вновь возвращается на территорию России, теперь уже на переходе Суйфэньхэ-Гродеково (поселок Пограничное). Далее она следует до Уссурийска, где в сотне километров от границы соединяется с Транссибом. Эта дорога используется лесоэкспортерами с обеих сторон: из Забайкальска идет восточно-сибирский поток, следующий от Харбина на юг, в центральные районы страны, а из Гродеково - поток дальневосточный, к которому все чаще в последнее время добавляется и часть восточно-сибирской сосны, доставленной сюда по Транссибу. Это вызвано недостаточной пропускной способностью станции в Забайкальске. Помимо железнодорожного, между Пограничным и Суйфэньхэ действует и автомобильный переход, один из нескольких в Приморье, пропускающих лес на китайскую сторону. По данным официальной статистики, комплекс погранпереходов на Суйфэньхэ обеспечивает 55 % всей международной торговли провинции Хэйлунцзян.

Другие "лесные" маршруты в Китай действуют между Благовещенском и Хэйхэ (паром), между пунктом Наушки в Бурятии и центральным Китаем через всю Монголию. Монгольские организации свидетельствуют, что древесина, незаконно вырубленная на севере страны, на этом пути тут же растворяется в непрерывном российском потоке, идущем в Китай. Недавно правительство Монголии установило высокие экспортные тарифы, чтобы пресечь происходящее обезлесение и без того пустынной страны, но это, скорей всего, только увеличит объемы нелегального экспорта. Между тем, Валерий Суков в приморском агентстве "Гродекововнештранс" отмечает, что в его практике стали появляться имена одних и тех же компаний, вывозящих лес одновременно через Наушки и Гродеково. Такая практика безгранично свободного рынка еще более усложняет контроль. Характерным фактом в процессе глобализации рынка древесины стало появление в 1999 году в Гродеково партии сибирского леса на Китай от известного финского скупщика и экспортера российского леса, компании "Тхоместо", имеющей филиал в Москве. Эксперты европейского рынка предполагают, что с активизацией природозащитных инициатив на северо-западе России, с внедрением добровольной экологической сертификации все большее число европейских поставщиков российского леса будет обращать свои взоры на более вольный азиатский рынок.

Данные по объемам экспорта российского леса в Китай весьма ненадежны в силу многообразия форм транспортировки, переходов, маршрутов и многочисленности мелких потоков, а также по причине запутанности системы таможенного учета и кодировки лесоматериалов по видам и породам. Практически невозможно отследить партии, ушедшие по бартерным контрактам. Официальная Российская таможенная статистика показывает цифру 1.7 миллиона кубометров - поставки всей России в Китай в целом в 1998 году. В том числе 550 000 кубометров было отправлено через станцию Гродеково (село Пограничное), от 600 000 до 700 000 - через Забайкальск-Маньчжоули и около 250 000 кубометров через Наушки-Монголию. Объемы экспорта из Благовещенска в Хэйхэ, в других пунктах через Амур, из Полтавки в Дунин, из Турьего Рога в Мишань, из Марково-Лесозаводска в Хулинь и поставки через морские порты незначительны (см. приложения).

Отдельно необходимо остановиться на объемах вывоза твердолиственных пород из региона Сихотэ-Алиня (Приморский и юг Хабаровского края). Местная статистика указывает, что Приморье поставило в Китай в 1998 году 640 000 кубометров, Хабаровский край - 150 000, то есть всего 790 000 кубометров. Однако федеральная таможенная статистика дает за тот же 1998 год всего 520 000 кубометров экспорта этих древесных пород в Китай по всей России. Таким образом, поскольку местные данные представляются более надежными, федеральная статистика занижена по крайней мере на 35 %, даже без учета объемов, вывезенных из других территорий. В то же время многие считают, что и местная информация сомнительна, поскольку тоже не учитывает нелегальный экспорт. По таможенным данным, в 1999 году экспорт всего Приморского леса в Китай составил 689 000, в числе которых не менее 90 % составляют твердолиственные породы. Объем Хабаровского экспорта - 642 000, из которых ясень и дуб по некоторым данным остается на прежнем уровне в 25-30 %, или в пределах 200 000 кубометров.

Отсутствие контроля за экспортом в Приморском и Хабаровском краях крайне беспокоит экологическую и научную общественность. По словам Вячеслава Баландина, начальника отдела лесной промышленности приморской администрации, заготовка твердолиственных пород выросла за последние пять лет в 4-5 раз. Особенно опасно, что ясень и дуб вырубаются в основном на особо охраняемых и защитных участках леса, и почти никто не знает толком о масштабах их нелегального вывоза через речные границы. Большая часть (до 40 %) вывозится мелкими судами, способными взять на борт не более 5000 кубометров. Китайцев вполне устраивают такие партии, которые тут же перепродаются в более южные районы страны - в Шанхай, Гуанчжоу, Шэньян.

Активными участниками теневого бизнеса на ясене стали китайские фирмы, зарегистрированные в Приморье в соответствии с российским законодательством, и те, что оказались полностью под китайским контролем. В их числе наиболее заметны:

Зарегистрированные во Владивостоке: "Альтернатива", "Интеграл", "Заря", "Амур", "Рябина", "Далишен", "Сапфир";

Зарегистрированные в Дальнереченске: "Лесной аукцион","Смел-Панда", "Пара Драконов", "Вагутонлес", "Ника" (с 1999 года - "Лия");

Зарегистрированные в Находке: "Ван Шида", "Линь Син", "Приморская", "Хайся", "Фулилай", "Гея", Русский берег".

Таблица 2. Схема экспортных потоков древесины с РДВ и Забайкалья на Китай
(источник - китайская таможенная статистика)

"30 июня 1999 года в Красноармейском районе Приморья было возбуждено уголовное дело по обвинению китайского гражданина Цзян Юня в легализации незаконно полученной продукции. Цзян обвинялся в приобретении незаконно заготовленного ясеня и перепродаже его как легального с использованием поддельных документов. Однако, судебное расследование так и не было начато.

В начале 1999 года Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Приморского УВД раскрыло в этом богатейшем лесном районе китайскую организованную преступную группировку, имеющую свои лесные склады и управляющей инфраструктурой в городе Дальнереченске. Группировка собирала по району мелкие партии ясеня и дуба от заготовителей, готовила фиктивные документы и по ним отправляла лес в Японию. В ходе следствия и обысков милиция изъяла пачки незаполненных бланков транспортных сертификатов, являющихся документами строгой отчетности Приморского управления лесами и необходимых для оформления таможенных деклараций.