Смекни!
smekni.com

Социальные изменения (стр. 5 из 5)

В результате появившейся в последние десятилетия возможности эмигрировать, многие евреи, чувствовавшие дискриминацию, уехали из Запорожья в Соединённые Штаты Америки, Израиль, Германию. Это означает, что Запорожское общество лишилось значительной части своего интеллектуального потенциала. Сейчас евреи составляют лишь 2,5% населения Запорожья.

С недавнего времени стало привлекательным быть евреем, и многие, не имеющие никакого отношения к этой национальности, начали усиленно искать в своём роду еврейские корни, менять документы, доказывая свою принадлежность к ранее гонимой нации - словом, развили бурную деятельность с целью эмиграции, что вполне понятно в условиях сложившегося кризиса. Появилась еврейская община, не существовавшая до конца 80-ых годов, наладились связи с Израилем, заработала синагога, куда прислан раввин из Израиля. Открылись воскресная школа и еврейская гимназия. В гимназии учатся дети не только из еврейских и смешанных семей, но и украинцы, русские, так как она славится особенно тёплым, любовным отношением к каждому ребёнку. Здесь, кроме общеобразовательной программы возрождают еврейские традиции, учат иврит. Израиль дал возможность запорожским детям из еврейских семей бесплатно продолжить обучение на земле предков. Теперь многие еврейские семьи живут отдельно от своих детей, уехавших в Израиль. Родители же предпочитают оставаться в Запорожье, так как их перспективы в Израиле не слишком велики, в особенности, для людей интеллектуального труда. Желающие эмигрировать на историческую родину получают бесплатный билет. Оставшимся пожилым людям регулярно оказывается посильная материальная помощь из Израиля в виде пайка, выдача которого производится через синагогу. Желающие овладеть ивритом посещают бесплатные курсы.

Цыганское население Запорожья насчитывает несколько тысяч человек. Их жильё сосредоточено в одном из городских районов в старой части города. В основном, они занимаются торговлей. Некоторые предпочитают промышлять мелким воровством и жульничеством. Цыганская мафия занимается производством и продажей наркотиков. Милиция подкуплена и не трогает их. Уровень образования цыганского меньшинства гораздо ниже среднеукраинских показателей. Обычно они не посылают своих детей в школу. Нравы запорожских цыган довольно патриархальные. Они почти не находят места в Запорожском обществе, где страдают от насмешек и дискриминации. В условиях обострившегося экономического кризиса у цыган не осталось надежды на рабочее место, а значит, и на честную жизнь.

В Запорожской области можно найти и татарские посёлки. Живут татары и в областном центре, где они не так давно выстроили новую красивую мечеть. Татары, в большинстве своём, трудятся и так же страдают от экономических неурядиц, как и остальные жители. В среде татар сохраняются национальные обычаи, язык и традиции, но внешне они ассимилировались. Татарский язык в массовых школах не преподаётся, мечеть стала единственным центром сохранения национального языка и традиций.

Немцы поселились на Запорожской земле ещё со времён колонизации юго-восточного региона Украины. Многие из них репатриировали, особенно это наблюдалось в течение 1980-90-х. Причин для этого за последних полвека накопилось более, чем достаточно. В годы Великой Отечественной войны, да и после - само слово “немец” звучало, как приговор, многие немцы по всему Советскому Союзу были высланы в оталённые северные районы, в тяжёлых условиях ссылки выжили далеко не все. Сейчас потомки уцелевших немецких колонистов, некогда живших в Запорожье, чрезвычайно малочисленны. Но они имеют свою воскресную религиозную школу, стремятся сохранить религию и культурные традиции. Немецкая община опекает одну из городских элитарных школ, в которой учатся ныне юные потомски менонитов.

В Запорожской области можно найти также небольшие болгарские сёла, где сохранился болгарский язык, но школы были только украинские, поэтому письменная культура постепенно была утрачена.

В Запорожье есть очень маленькая турецкая община, а также ассирийская, ведущая свою историю с древнейших времён и считающая себя осколком древней Ассирийской империи. Ассирийцы стараются сохранять чистоту брака, не смешиваясь с остальным населением. Они традиционно искусные ювелиры.

Заключение

Крушение правящей партии как главной объединяющей социальной силы привело к постепенному распаду традиционно сложившихся в обществе связей. Этот распад не сразу стал заметен в медленно развивающемся запорожском обществе. Отсутствие представительских интересов на политическом уровне породило джунгли абсолютного индивидуализма, что является разительным контрастом обществу со строгим государственным контролем, которое существовало в советскую эпоху. Реакции большинства людей, в особенности старшего возраста, отражают представления, сформированные в царскую и советскую эпоху, когда личная инициатива была наказуема, а пассивность и послушание поощрялись. Недоверие, на каждом шагу проявляемое в сфере общественной жизни, обусловлено отсутствием правды и насаждением лжи со стороны государства в советскую эпоху.

Эта цепная реакция лжи и недоверия продолжает крепко держать общество в своих тисках, продуцируя лжецов, мошенников и воров, препятствуя развитию экономики, общества и личной инициативы.

Крах государственного контроля породил в обществе моральный вакуум и распространение аномального поведения. В свете этого в Запорожье наблюдается взрыв преступности.

Отношения между мужчинами и женщинами стали более напряжёнными, так как в условиях социального и экономического кризиса возможности материального обеспечения семьи, бывшего всегда главной обязанностью мужчин, резко сократились.

Нищета стала уделом подавляющего большинства жителей Запорожья. К концу 1997 года большинство не могло себя нормально прокормить. С распространением нищеты неизбежно выросли преступность, проституция, алкоголизм и наркомания.

Авторы Ханс и Анна ван Зон

Примечания


[1] Милляр, стр.131, 135 Если в 1990 году в Запорожской области зарегистрировано 7283 мелких кражи, то в 1994 таких случаев уже было 11.737. Количество ограблений возросло за этот период с 977 до 1796 случаев. Случаи мошенничества участились более, чем в 2,5 раза, а клоичество зарегистрированных случаев коррупции возросло с 15 в 1992 году до 86 в 1994.

[2] Демографический ежегодник, 1994., стр. 504. В 1993 году количество убийств на Украине было 11,3 на 100 тысяч.

[3] Демографический ежегодник, 1994., стр. 504. В 1993 году количество убийств на Украине было 11,3 на 100 тысяч.

[4] Покупательная способность основной массы населения падает стремительно. Особенно это видно на таком отряде товаров, который способствует расширению сведений о мире и повышению культурного уровня: если в 1990 году в магазинах запорожской области было продано 485.000 радиоприёмников, то в 1994 - только 75.000. Число проданных за это период телевизоров сократилось с 67.000 до 8.000, а число проданных пианино, составлявшее 1000 штук в 1990 году, в 1994 упало до нуля.

[5]ТАСИС, EDUK 9402.

[6]Джонсон, 1996, стр. 113. В конце 1994 года средний заработок по основному месту работы составлял около 16 долларов в месяц, а дополнительная работа давала более 29 долларов. Стоимость минимального количества продуктов, необходимых, чтобы выжить, составляла в то время 30 долларов на человека.

[7]Количество разводов в Запорожской области возросло с 9.598 случаев в 1990 до 10.021 случая в 1995, тогда как число зарегистрированных браков стремительно падает: в 1990 - 20.381, в 1994 - только 16.294, в 1996(из расчёта на первое полугодие) - 12.168.