Смекни!
smekni.com

Геополитические отношения (стр. 2 из 3)

Для реализации стратегии экспансии страна-агрессор увеличивает военнуюмощь до состояния преобладания над другими государствами. Но с появлением ядерного оружия критерии силы субъектов международных отношений коренным образом поменялись, и определяется нынче: "не количеством и характером накопленного оружия, не численностью вооруженных сил и даже не размером территории государства, населением и объемом валового национального продукта, а возможностями генерирования инноваций в различных сферах жизни, качеством населения, развитием телекоммуникаций и т.д."[15, с.185].

Именно для описания ситуации, которая предстала как следствие перечисленных выше глобализационных процессов и выработки новой внешней политики, и делаются сегодня попытки построения геополитических концепций на новых основаниях. Они предлагают от однополюсной (преимущественно панамериканский) и двухполюсной к многополюсной (с тремя и больше центрами притяжения) модели. Но в сравнении с классическими геополитическими теориями прошлого века или времен второй мировой войны, когда геополитика обосновывала преимущественно экспанционистскую и расистскую идеологию, современные концепции эволюционировали не только в сложности и многовекторности своих стратегий, но также и что касается самого понимания основных факторов международной политики. Геополитика появляется как корреляция политического могущества государства уже не столько с размером и выгодами ее территории, сколько с возможностью контролировать и использовать материальные и интеллектуальные ресурсы независимо от их географического расположения.

Ревизионистские геополитические концепции второй половины ХХст. пересматривают и расширяют предмет этой науки. [15, с.183-296; 3, с. 111-139] Цивилизационная доктрина Ханктинктона, Большая шахматная доска Бжезинского, теории Коена и Тейлора учитывают кроме географических политические, экономические, культурные и этно-религиозныепоказатели для анализа карты мира, вследствие которого уже очерчиваются определенные геостратегические направления: Юг Север, Восток Запад, Тихоокеанское и другие. Ф. Рериг и Ф. Бродель предложили "геоэкономику", рассматриваяэкономический фактор как центральный в геополитике. По их мнению, все сводится к тому, где расположены центры мировых бирж, информационные центры, большие производства. Концепция Готтмана, наоборот, основывается на политико-психологическихи духовных факторах в процессе развития международно-политической системы.

Богатую историю имеет русская геополитическая теория, основные представители которой В. П. Семенов-Тянь Шаньский, П. Г. Савицкий, Л. Г. Гумильов, Г. В. Устрялов сформулировали собственно русские идеи Евразии и "серединности" месторазвития России, как синтезирующей мировую культуру и историю; пассионарной роли россиян, идеи третьего Рима и, как правило, все их рекомендации были направлены на усиление антизападной политики.[9; 13]

Своеобразие Украины в данном вопросе заключается в том, что по сравнению с Россией в течение своей истории она выступает преимущественно как объект геостратегий стран ближнего и дальнего зарубежья: Польши, России, Венгрии, Германии, Турции, Литвы. Даже сейчас на официальном уровне или среди определенных политических кругов, в сознании рядовых граждан соседних стран возникают к нам территориальные претензии различного характера. Поэтому сегодня назревшая необходимость своего украиноцентрического анализа международной ситуации и выработка собственной геополитической стратегии. Это задание усложняется отсутствием традиции отечественного геополитической традиции за исключением доктрин С. Рудницкого, Ю. Липы и деятелей националистического движения, которые, однако, не приобрели ни легального ни легитимного статуса.[11 с. 157 - 169; 16; 10] А также слабостью наших внешнеэкономических и политических позиций отсутствием других факторов: как то ядерное оружие, значительная за своими масштабами территория и большое количество населения, - которые бы вынуждали считаться с нами мировое содружество.

Учитывая сказанное теоретической основой украинской геосратегий вряд ли может быть классическая геополитика, а также концепции циклических цивилизаций. Современное же глобалистское видение мира отличается, то бурным оптимизмом (проповедуя общее равенство в благах и свободах, что касается в основном экономической интеграции в устах международных кредитных и консультационных организаций), то не менее сильным пессимизмом (предвещая монополюсностью общемировой зависимости).[1; 4; 17] Глобализация хотя и превратила мозаику стран планеты Земля в единое социальное пространство, но это не значит, как твердили теоретики модерного общества и особенно утописты, что наступила эра одномерности или такназываемого простого неравенства, мегапроцессов и однофакторности.

Адепты постмодернистской перспективы подчеркивают, что вслед за описанным выравниванием по внешним характеристикам на первый план выступает собственно социокультурная дифференциация. И вот здесь проявляется новое значение локальности. Противопоставляя локальность как местность - глобальности как повсеместности, под первым подразумевают этнокультуру: традиции, язык, религию, - которые действительно противостоят тенденциям унификации.

В любом случае, хотя мы должны еще указать на антиномию понимание Другого, связанную с концепциями Хабермаса и Деридда, конструирование социокультурных сред продолжается. Основанием для которыхбудет выступать семантическое сходство (нет требования такой строгой тождественности как в этнокультуре) контекстов, Интертекстуальных областей, возможность создания общего для группы социолекта. Сначала они проявляются в символическом (это и Inetrnet, и масс-медиа), а потом и в географическом пространстве.

Действительно, большинство проблем, с которыми сталкивается международное содружество сегодня, имеют достаточно четкую прописку в определенном регионе или даже стране - это и крах на фондовых биржах стран юго-восточной Азии, и терроризм ортодоксальных религиозных и политических групп, и даже появление овцы Долли. Такая локализация проблем или их интенсификация в определенных "очагах" дифференцирует по этим признакам все мировое пространство, придавая большую или меньшую привлекательность отдельным его регионам.

Достаточно не однозначная слава от права быть "родиной" глобальных бед - стихийных или рукотворных (учитывая, что и именно понятие глобальная проблема, хотя и используется в этом случае как нейтральное, но именно по себе имеет стойкую негативную расцветку). Но и большое искушение стать центром ценных ресурсов, технологий, капитала. В любом случае, остаться незамеченнымзначит выпадение с хода истории.

Вторичная относительно геополитической социопространственная дифференциация основывается на разнообразии стилей жизни, культурного, образовательного и социального ресурсов и реализуется через неравную близость к источникам специфических благ. В этом случае пространство составляет не универсальную ценность, а социальную, которая формируется вследствие отождествления его с определенной статусной группой, их позицией в социальном пространстве. Именно эта пространственная дифференциация играетнаибольшую роль в постиндустриальном мире при возникновении социальных групп, способных быть коллективными субъектами социальных практик и носителями общественного мнения.

Как и в отдельном социуме, созданные таким образом позиции воспроизводятся не в последнюю очередь благодаря именно социальным механизмам. Задание правил игры в мировом пространстве, определение ролей участникам, общего видения мирового сообщества является реальной властью в мире. Поскольку, маркируя регион как перспективный или неблагополучный, к нему или от него устремляются потоки инвестиций, человеческих и материальных ресурсов, действительно изменяя его судьбу, независимо от того был ли он на самом деле таким или нет.

Экономический, политический, географический контексты, в которых члены мирового сообщества заявляют о себе, ранжыруют всех за определенными параметрами и задают общепринятые координаты структурирования мира подобно структурированию отдельного общества. Хотя, возможно, за другими основаниями классификации расклады были бы другие, но их предпочитают не афишировать. Французские политические географы И. Лакост, Же. Леви показали, что довольно фрагментарное изложение географических дисциплин в школьных программах выгодное государству, которое стремится сохранить монополию целостного видения мира.

Символическое управление имеет в своей основе социально-культурную доминацию. именно регионализация создает необходимую среду для социальных субъектов международных отношений через локализацию необходимых социально-культурных ресурсов (все же другие ресурсы принципиально досягаемые). Этот тезис подтверждает тот факт, что, невзирая на всемирное распространение достижений цивилизации, которая словно нефтяное пятно растеклась по земному шару, производственная, управленческая, образовательная культуры, способы и принципы деятельности остались различными, что и определяет фактическое неравенство.

Возможно, данный вывод кажется довольно абстрактным и схоластическим, но он имеет прямой выход на практику тех же международных отношений, так же как и отношений социальной структуры. Перенимая уже распространенные в мире тенденции, молодое государство только постоянно догоняет, дотягивается к уже поставленной планке - данная стратегия обрекает ее быть вечным аутсайдером. Вступление же в международное содружество равноправным субъектом предусматривает способность управлять глобальными проблемами. Для того, чтобы заявить себя именно таким образом, социальному субъекту (необязательно это государственное или политическое образование, тем более что сегодня все чаще им становятся транснациональные компании) следует определить свою исключительность, уникальность, новизну в подходе к данному классу проблем и из-за этого уже позиционировать себя среди других. Управлять глобальными проблемами цивилизации возможно только, поместив их в "более глобальный"смысловой контекст, когда она приобретает новую ясность, новый горизонт видения. Таким образом, превращениев субъект мировых отношений будет зависеть не столько от геополитического расположения, характеристик территории которую занимает государство, сколько от той значимости в мировом контексте, которой может приобрести общество, от его символического статуса.