Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами (стр. 3 из 7)

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляю­щей международной конкуренции для российского производите­ля.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможен­ные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую органи­зацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, ли­берализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может от­рицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортно­го продовольствия. Лаже между промышленно развитыми стра­нами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных по­шлин вытеснить импорт с российского продовольственного рын­ка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели до­статочно конкурентоспособной металлургической промышлен­ности России вследствие снижения (согласно решениям Токий­ского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлур­гическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью за­хвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструк­туру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоедине­ние России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интере­сов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, что­бы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.

Место и роль России в мировой торговле

Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максималь­ного уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна по­лучала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю при­ходилось 15% мирового импорта зерна.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Ко­нечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действи­тельное. Вместе с тем, это определенное отражение подожения России в мировой торговле.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику разви­тия (см. табл.2 ).

Таблица 2

Рост внешней торговли России (в % к предыдущему году)

Показатели 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. "•''

Товарооборот 97,3 114,4 118,8 104,6 • Экспорт 104,5 116,1 125,1 108,9 " Импорт 89,1 105,1 112,5 97,3

Показатели, приведенные в табл. 1, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%

Еще на рубеже 90-х годов включенность России в междуна­родное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответ­ственно.

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал за­метно менее -прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусло­влено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая часть това­ров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продук­цию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки. Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного та­рифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходно­сти экспорта и импорта способствовали также рост транспорт­ных тарифов и стабильно дорогой кредит.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем свора-чивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы не­платежей в российской экономике минимизирует риск поста­вленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате эконо­мического кризиса, в котором оказалась Россия.

Выявляя факторы, обусловливающие положительную дина­мику объемов внешней торговли, следует прежде всего назвать повышательную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Из­менение мировых цен на важнейшие товары российского экс­порта, поначалу носившее понижательный характер, к середи­не 90-х годов приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового оборота России происхо­дил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

Другим важным фактором существенно повлиявшим на до­статочно устойчивый рост российской внешней торговли послу­жило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для участников внешнеэкономической деятельности.

Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торго­вли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой торговли пре­высил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Обо­рот челночной торговли товарами народного потребления в не­сколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на россий­ском рынке товаров народного потребления в середине 90-х го­дов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять «челноки».

В товарной структуре российского экспорта 90-х годов сохра­няется сырьевая направленность с преобладанием в ней энерго­носителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны соста­вляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгод­на, значит ее следует поддерживать, одновременно добиваясь по­вышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более, что другой альтернативы нет. Между тем избран­ная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыноч­ных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата пре­вращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.

Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чи­стого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживает­ся во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспор­та сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции об­рабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Кана­де и Нидерландах — 18%, что ниже чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллек­туальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые бо­гатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.

В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники..