Смекни!
smekni.com

Чуфут-Кале (стр. 2 из 2)

Эти ворота называют также "потайными" — они не видны, пока не приблизишься к ним вплотную. В древности тут, вероятно, была калитка. Сохранились массивные дубовые створки, обитые железом. Верхняя часть стены была перестроена и снабжена бойницами. Для врагов эти ворота были настоящей ловушкой. Противник приближался к воротам, будучи обращенным к стене правым, незащищенным боком. Узкий поворот перед воротами не позволял использовать таран в полную силу. Но даже захват ворот не давал штурмующим никакого преимущества — они оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре. С деревянного настила защитники сбрасывали на них камни, лили кипящую воду, а лучники, засевшие в оборонительных пещерах в конце коридора, осыпали их стрелами.

С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена. С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: плато здесь отвесно обрывается вниз. В этом месте открывается чудесный вид на долину Ашлама-Дере, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек и Чатыр-Даг.

Внутри города проходит средняя, самая ранняя оборонительная стена, пересекавшая плато от одного края до другого. Она сложена из крупных прямоугольных блоков на известковом растворе. Раскопки позволили выявить первоначальную ее конструкцию. Стена имеет толщину до 5 м, а высоту — до 8 метров. В стене были широкие ворота, на северном и южном флангах располагались боевые башни. Перед стеной был вырублен широкий крепостной ров, который наполнялся дождевой водой, стекавшей по желобкам, вырубленным в скале. Большой ров не доходил до края северного обрыва — здесь в стене имелась калитка, перед которой вырубили два малых рва. Из малого рва по каменной лестнице можно спуститься в две большие пещеры, с которыми связано много легенд. Увы, археологические исследования доказали, что пещеры связаны с домом, построенным в XVII в., и имели чисто хозяйственное назначение.

По другую сторону средней стены на узких улочках с глубокими колеями от колес размещались христианская и караимская общины. Эта часть Чуфут-Кале неплохо сохранилась до настоящего времени благодаря замечательному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1787—1874). Во время своих поездок в Палестину, Египет, Турцию, на Кавказ караимский историк собрал богатейшую коллекцию старинных рукописей, книг и надгробных надписей еврейского и караимского происхождения, которые представляют большую научную ценность для востоковедов, особенно в свете найденных рукописей Мертвого моря. Еще при жизни А. С. Фиркович передал коллекцию государству, и она хранится в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Город постоянно ощущал нехватку питьевой воды. В районе монетного двора проходил каменный желоб с керамическими трубами древнего водопровода. Когда он перестал действовать, жители Чуфут-Кале вынуждены были брать воду из источников, находящихся вне города. Из-за отсутствия воды и участков земли, пригодных для обработки, город постепенно пустел. В 1852 г. последние караимы покинули его.

Вот что писал о мертвом городе путеводитель конца XIX века: "Вряд ли ещё где найдется город, который производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения людей...".

Единственными обитателями Чуфут-Кале остались члены семьи Фирковича. Охрану древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории — в этом ученый видел задачу своей деятельности. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защищать их от расхищения.

Дом Фирковича сохранился до наших дней. Он просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений есть камин. Во дворе — хозяйственные постройки. Расположенный рядом дом был выстроен караимским обществом в 1896 г. для приема царя и членов царской фамилии.

Два других наиболее сохранившихся здания — караимские кенассы, большая и малая. Эти прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки. У стен — скамьи с нишами внизу. На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины.

Большая соборная кенасса возведена в XIV веке. Десять колонн аркады опираются на парапет из массивных плит, украшенных высеченными в камне розетками. В храме устраивались торжественные праздничные службы.

Возраст малой кенассы определить трудно из-за капитального ремонта, произведенного в конце XVIII века. Она предназначалась для обычных служб и собраний, позднее здесь располагалась школа.

Оба храма разбиты на три отделения. В первом, небольшом, ближе к выходу, отделенном перегородкой от остального зала, на скамьях, обитых кожей, сидели и молились те, кто по старости не мог стоять, а также люди, носившие траур. В отдельном помещении второго этажа, представляющем подобие балкона, закрытого со стороны алтаря густой деревянной решеткой, находились женщины. Главное отделение предназначалось для мужчин.

Недалеко от кенасс находилась типография, открытая в 1731 году. Это была первая типография в Крыму. В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках.

Покидая город, вдохните еще раз воздух Чуфут-Кале — он по-настоящему целебный. В "пещерном городе" никогда не было эпидемий, и во время вспышек холеры и чумы жители соседних городов спасались здесь от них.

В 1999 — 2001 годах у южного склона Чуфут-Кале археологами и спелеологами был открыт и расчищен загадочный колодец. Когда он прорыт, для чего предназначен, пока не известно.

Вероятно, там собиралась вода, которая со временем ушла. Колодец мог входить в оборонительную систему крепости; не потому ли в некоторых караимских легендах были сведения о появлявшихся "из-под земли" воинах. А. С. Фиркович писал о прямом колодце Тик-кую: "Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде". Колодец выдолблен в известняке и уходит в землю на 45 метров; на его стенах есть рисунки, относящиеся к IV веку н.э. В 26 метрах от поверхности от вертикальной шахты отходит наклонная галерея со ступенями, выводящая на поверхность, прорытая с таким расчетом, чтобы на восходе солнца в дни весеннего равноденствия это подземелье освещали первые лучи. На сводах уже появились сталактиты. Последние признаки пребывания человека в колодце относят к началу XV века, а после этого колодец был законсервирован - завален землей и камнями.

С 2001 года он стал оборудованным экскурсионным объектом, который ставит перед посетителями (как, впрочем, и перед учеными) много новых вопросов. Очевидно, что удовлетворить потребностям в воде один такой колодец не мог, значит должны быть и другие, подобные. Если же он нужен был для обороны, то где-то должен быть выход из него прямо в крепость, на плато Бурунчук — именно так писал А. С. Фиркович. Поисковые работы продолжаются.

У подножия Чуфут-Кале раскинулась Иосафатова долина — так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима. На севере за долиной Ашлама-Дере лежит гора Мейдан-Даг, подобная Масличной горе; на юге за долиной Кизил-Дере — гора Бешигдаг, покрытая ореховым кустарником, как в Иерусалиме. У ее подножия находится источник Юсуп-Чокрак (в переводе с караимского – "Фонтан Иосифа"), по дну долины протекает пересыхающий летом Кедронский ручей.

Иосафатова долина для караимов была традиционным местом захоронений. Известны случаи, когда сюда привозили хоронить караимов из Вильнюса и Одессы. Современные ученые считают, что самое древнее погребение относится к середине XIII века.

Скалы, камни, могилы, развалины на горах, пустынность долины всегда привлекали художников. Сюда приезжал И. Н. Крамской для этюдов к картине "Христос в пустыне". Бывали здесь И. Е. Репин и В. А. Серов. Чуфут-Кале посещали А. С. Пушкин и Адам Мицкевич, А. С. Грибоедов и В. А. Жуковский, Леся Украинка и М. М. Коцюбинский, А. М. Горький и А. Н. Толстой.

Посещение "пещерного города" Чуфут-Кале входит в наш маршрут по юго-западному Крыму. Вы сможете подняться в Чуфут-Кале, в котором все - сказка! 170 его пещер с амбразурами, пробитыми в стометровых скальных обрывах, с потрясающими видами из них; караимские кенассы с неповторимыми каменными кружевами по фризам, окнам и алтарю; мавзолей; великолепная и суровая Иосафатова долина.

Но не менее, чем все чудеса природы и творения рук человеческих впечатляют две глубокие, до полуметра(!), колеи, выбитые за бессчетные века в природном каменном покрытии давно опустевшей проезжей дороги, может быть, улицы, деревянными колесами повозок ее жителей — караимов, татар, кипчаков, алан, а может, и более древних жителей этих мест.

Заслуживают вашего внимания и другие пещерные города и монастыри, большинство из которых сосредоточены именно в Бахчисарайском районе. В ближайших выпусках нашей рассылки мы продолжим знакомить Вас с ними.