Смекни!
smekni.com

Источники по истории взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере (стр. 4 из 5)

Окружной лесной отдел также был создан в 1923 г. и ликвидирован в 1930 г. В фонде находятся приказы, распоряжения и инструкции Уральского областного земельного управления, распоряжения Тобольского окрзу по лесному отделу. Производственно-хозяйственные планы работ по лесничествам, отчеты и доклады о деятельности лесного отдела и лесничеств Тобольского округа. Сметы, планы работ по устройству лесов местного значения. Сведения о лесном хозяйстве Тобольского округа, материалы об охране лесов государственного значения, распределении лесного фонда и т.д.[74]. Документы фонда дают возможность всесторонне охарактеризовать одну из важнейших отраслей Севера — лесное хозяйство. Именно через активное развитие лесного хозяйства предполагалось повысить социально-экономический и культурный уровень северных территорий.

Таким образом, материалы указанных фондов позволяют представить в реальности процесс изучения, освоения и использования природных ресурсов Севера. Детально проследить реализацию законодательной базы по природопользованию на местах, тех идей, которые призваны были реализовать имеющиеся у северных территорий экономические перспективы.

Важнейшее значение в корпусе источников по истории севера Западной Сибири имеют данные похозяйственной переписи Приполярного Севера СССР 1926/27 гг., характеризующие 1925/26 хозяйственный год. Для рассматриваемого периода это наиболее полное статистическое обследование социально-экономического положения населения северных территорий бывшего СССР.

При выделении районов и маршрутов обследования учитывались естественно-географические и исторические условия; мобильность и годовой хозяйственный цикл этнических групп; места скопления населения в летнее и зимнее время (ярмарки, пункты сбыта продукции промыслов и приобретения привозных товаров и продуктов). К проведению переписи были привлечены квалифицированные специалисты знакомые с условиями работы на севере, что позволило преодолеть «суеверия, не позволяющие сообщать разные хозяйственные сведения»[75]. Цели исследования были поставлены следующие: 1) изучение принципов и форм расселения, сравнительное изучение хозяйств северных народов, их культурно-экономического состояния и распространенности отдельных основных элементов хозяйства; 2) выявление социально-экономической структуры северного промыслового хозяйства, распределение всех хозяйств на социально-экономические группы, удельного веса и качественной характеристики отдельных групп. Групповые итоги основывались на следующих показателях: территория, образ жизни, народность, главное занятие хозяйства, наличие наемного труда, размер валового дохода.

Несмотря на то, что материалы переписи были изданы[76] и имели место публикации[77], основанные на этих данных, выявление новых источников позволяет существенно дополнить имеющуюся картину взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере.

Материалы, связанные с переписью, сосредоточены в фонде Уральского областного управления народнохозяйственного учета[78]. Опубликованные данные переписи носят исключительно статистический характер: количественные показатели по группам хозяйств, по регионам. Выявленные же материалы представляют собой первичный, рабочий вариант обобщения результатов переписи, что называется по «горячим следам». Они сочетают в себе количественные данные с описанием, порой личностно окрашенным, состояния дел на Севере, объяснением причин негативных или положительных сторон той или иной хозяйственной деятельности, политики властей по отношению к северным территориям. Об этом свидетельствует характер текста: обилие подчеркиваний, правок, знаков вопроса рядом с количественными показателями. Несмотря на указанные недостатки, они помогают исследователю за сухими строчками цифр и средних показателей официальных изданий, описывающих среднестатистическое хозяйство и среднестатистического человека, увидеть реальную жизнь и реального человека с его проблемами и трудностями, заботами и нуждами, с его отношением к себе и окружающей действительности. В том числе и с его отношением к природной среде[79].

Наряду с разработкой законодательной базы, непосредственной организации деятельности по изучению, освоению и использованию природных ресурсов большое внимание власти уделяли пропагандистской, просветительской работе, направленной на повышение сознательности населения, вовлечение масс в природоохранную деятельность.

Поэтому в 1920-е гг. начала разворачиваться широкая общественная деятельность по охране природы. В 1924 г. было создано Всероссийское общество охраны природы (ВООП)[80], в 1929 г. состоялся I Всероссийский съезд охраны природы[81], а в 1933 г. — I Всесоюзный[82], которые обсуждали различные аспекты природоохранной деятельности в СССР. В частности, на Всероссийском съезде речь шла о том, чтобы методы природоохранной работы были согласованы с методами проведения социалистического строительства[83].

В материалах съезда отмечалось, что охрана природы в условиях социалистического строительства "должна рассматриваться как единая система мероприятий, направленных на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны с точки зрения их охраны в интересах хозяйственных, научных и культурных. Съезд признал опасность неразумного истощения некоторых природных ресурсов, служащих объектами хозяйственной деятельности, и исчезновения ценных не только в хозяйственном, но научном и культурном отношениях объектов природы[84].

Охрана природы и ее всестороннее изучение тесно увязывалась с организацией массовой краеведческой работы[85]. Север в этом отношении не был исключением. 1920-е гг. — «золотое десятилетие» российского краеведения. Краеведение поддерживало советское правительство, ставя задачу «сохранить старое наследство и дать импульс развитию нового движения; не мешать, а поддерживать инициативу снизу»[86]. 12–20 декабря 1921 г. впервые в истории краеведческого движения состоялась Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края[87]. Краеведение рассматривалось как научное направление, как общественное движение, как метод изучения определенной территории и России в целом.

В октябре 1924 г. состоялась вторая Уральская областная краеведческая конференция, на которой было создано Уральское областное бюро краеведения (УОБК). Это должно было способствовать переходу краеведческой работы на научную основу. В 1925 г. на Урале насчитывалось 83 краеведческих учреждения и организации[88]. В задачи бюро входили: учет работы краеведческих организаций на территории области, планирование краеведческой работы, научное руководство ею, «содействие решением ряда краеведческих вопросов выполнению задач советского государственного и культурного строительства»[89]. Бюро представляло интересы уральского краеведения в союзных и республиканских органах власти, организовывало съезды и конференции по краеведению, научные экспедиции и т.д.[90].

Изучая материалы УОБК можно представить общую картину деятельности краеведческих организаций в Уральской области, определить место Тобольского Севера в этой деятельности.

Ведущую роль в изучении Тобольского Севера, безусловно, играл Тобольский музей и созданное при нем в 1921 г. Общество изучения края[91]. По сути дела, Общество изучения края представляло собой возрожденное общество «Тобольского губернского музея» основанного в 1889 г. Перерыв в краеведческой работе был только два года с 1919 по 1921 гг., когда на территории Тобольской губернии шла гражданская война[92].

На 1 января 1925 г. в обществе состояло 120 человек. При обществе работали секции: естественно-географическая, промышленно-экономическая, культурно-историческая и педагогическая, кружки пчеловодов и юных краеведов[93]. Общество имело также филиалы в Березове, селах Обдорском, Шеркальском, Кондинском и Демьянском. В Тобольском округе было 25 членов-корреспондентов общества[94].

Структура общества, его секции были типичными для краеведческих организаций 1920-х гг. Они отражали три направления в изучении края: «культурно-историческое, естественно-историческое, общественно-экономическое»[95].

Это были приоритетные направления деятельности краеведов. Они отражали основную идею движения, изложенную профессором Б. В. Богдановым в 1923 г. в первом номере журнала «Краеведение»: «Край не есть вся Россия, есть только уголок России, уезд, губерния, область. Краевое изучение России — это сбор документов природы и жизни: без них попытки познать Россию бесплодны»[96].

Идея комплексного изучения Тобольского Севера была заложена в уставе общества: «Общество имеет целью всестороннее изучение Тобольского Севера, его природы, истории, литературы, промышленности и социальной жизни…». Из поставленной цели вытекали соответствующие задачи: «собирание и разработка научных материалов и коллекций по всем отраслям знаний … организация экскурсий и экспедиций с целью всестороннего изучения края»[97].

Комплексный подход к изучению региона естественным образом ставил вопрос о рациональном использовании природных ресурсов, бережном отношении к окружающей среде.

В структуре УОБК была создана подсекция Севера. Она имела своей задачей «разработку вопросов, касающихся постановки и развития краеведческой работы на территории Уральского Севера, главным образом связанной с работами по научному обследованию этой территории и культкрно-экономическим строительством советского хозяйства»[98]. Секция Севера осуществляла постоянную связь с Уралпланом, Уральским и Тобольским комитетами Севера, областными учреждениями, работающими на Севере (облзу, Уралохотсоюз, госторг и др.), местными краеведческими организациями (Тюменским и Тобольским обществами изучения местного края).