Смекни!
smekni.com

Право в годы Великой Отечественной войны (стр. 2 из 5)

Нормотворческая деятельность Советского государства дополнялась судебной практикой. Особое значение приобрели постановления Пленума Верховного Суда СССР, которые оперативно и гибко откликались на требования военного времени. Верховный Суд разъяснял нижестоящим судам, как им надлежало применять советское законодательство. Устанавливая порядок применения ряда правовых норм, толкуя законы и подзаконные акты, Верховный Суд нередко восполнял в то же время пробелы в праве, которые выявлялись в практике, но не были решены законодателем и не могли быть восполнены в процессе законодательной деятельности из-за сложной обстановки. Огромную роль в правосудии сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., утвердивший Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.

Война вынудила Советское государство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончания войны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Конституционные гарантии свободы слова, печати, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенности жилища и тайны переписки не могли в условиях войны осуществляться в том же объеме, что и до нее. Они увязывались с необходимыми дополнительными мерами предосторожности и контроля, диктуемыми обстановкой военного времени. Некоторые институты советского права, не применявшиеся в мирных условиях, во время войны получили весьма значительное применение, стали важным инструментом решения новых сложных проблем.

Многие нормативные акты, принятые во время войны, исчерпали себя еще до ее окончания, другие - вскоре после конца войны. Но ряд актов военного времени был рассчитан на перспективу, на сравнительно долговременное действие. Подобная устремленность законодательства в будущее, намерение советского законодательства в ходе войны решать вопросы так, «как это должно быть после войны», основывались на глубоком убеждении партии и всего народа в торжестве своего дела, в победе СССР.

Условия войны ограничивали нормотворческую деятельность представительных органов власти всех ступеней, включая и Верховный Совет СССР. Значительно большую, чем раньше, роль в нормотворчестве стали играть Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов союзных республик, СНК СССР. Многие указы законодательного характера к тому же не вносились тогда на утверждение Верховных Советов. Во время войны обычный для издания советских законов порядок не всегда мог быть точно соблюден, он был упрощен, приспособлен к быстро меняющейся военной, политической и хозяйственной обстановке. Законопроекты уже не направлялись на широкое обсуждение, а оперативно обсуждались соответствующими комиссиями. Некоторые из правовых актов, как и до войны, публиковались для всеобщего сведения в центральной и местной печати, другие объявлялись приказами народного комиссара обороны СССР, третьи - в целях сохранения военной тайны - не публиковались, а доводились лишь до сведения соответствующих лиц и учреждений, призванных обеспечить их проведение в жизнь.

Во вражеском тылу в ряде районов сохранялись непрерывность и преемственность действия советских правовых норм. Органы, представлявшие там Советскую власть, издавали постановления, распоряжения, приказы на основе Советской Конституции, советского законодательства.

И в условиях войны продолжал проводиться в жизнь принцип социалистической законности. Это положение справедливо не только для тыла, но и для Советских Вооруженных Сил. Они в суровые годы войны не только строго соблюдали советскую социалистическую законность, но и нормы международного права, законы и обычаи войны. На страже социалистической законности стояли органы правосудия и прокуратуры, а в вооруженных силах - командиры и политработники, органы военной прокуратуры и военной юстиции. Не только судебная, но и административная практика основывалась на законах.

Хотя в целях быстрой и решительной борьбы с преступлениями, представлявшими во время войны наибольшую опасность, была расширена компетенция военных трибуналов и упрощена процедура судебного разбирательства дел, но и при этом основные принципы организации и деятельности органов правосудия, установленные Конституцией СССР, оставались незыблемыми. Так же, как и в мирное время, соблюдались принципы гласности, устности и непосредственности. Не было существенных отступлений от них и при рассмотрении дел в действующей армии.

Введение военного положения в ряде республик и областей страны повлекло за собой установление особого правового режима, то есть возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей в интересах обороны и разгрома врага, а именно: трудовой повинности, автогужевой повинности, военно-квартирной обязанности, мобилизации для военных нужд транспортных средств и другого имуществ.

Таким образом, и в условиях войны оставались незыблемыми конституционные принципы советского общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. Право полностью сохранило свой социалистический характер. Расширение сферы административных методов руководства, суровые меры, которые нередко вынуждено было применять Советское государство в отношении нарушителей законов и дисциплины, продиктованные необходимостью, не колебали основных принципов социалистического права. Оно во многом способствовало претворению в жизнь лозунга: «Все для фронта, все для победы!». Оно содействовало созданию крепкого, организованного тыла, переводу экономики страны на военные рельсы, играло роль эффективного регулятора общественных отношений, укрепления дисциплины и организованности.


2.Изменения права в военные годы

2.1 Гражданское право

Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные территории за время её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.

Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.

Преобразования в обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовых договоров и расширения применения административно правовых, плановых задач. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при соблюдение ими трёх условий: