Смекни!
smekni.com

Право в системе социальных норм (стр. 2 из 5)

- Нормативно-регулятивная система общества – это организационная система. Любой системе присуща организация ее подсистем и элементов, но существуют специфические образования – организационные системы, для которых организация является назначением и хотя элементы такой системы материальны, они обмениваются информационными и вещественными продуктами. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться. Нормативно-регулятивная система общества как образование, предназначенное для упорядочения общественных отношений, является примером таких систем, поддерживая и модифицируя общественный порядок в процессе своего функционирования;

- Структура нормативно-регулятивной системы общества состоит из ряда специфических по решаемым задачам элементов – социальных норм. Но их функционирование и реализация подчинены единой глобальной цели, преследуемой системой и являющейся ее назначением – поддержание общественного порядка, обеспечение такой согласованности в действиях людей, которая бы обеспечивала максимально эффективное взаимодействие людей для осуществления ими своих потребностей;

- Нормативно-регулятивная система общества представляет собой единство связанных между собой элементов – социальных норм. Многообразие их видов отражает объективный мир и отношение людей к действительности;

- Нормативно-регулятивная система общества как всякая система несет в себе избыточность, обусловленную необходимостью поддержания достигнутой упорядоченности социальных связей в условиях быстро развивающего общества. В структуре нормативно-регулятивной системы содержатся правила поведения, не использующиеся в данных конкретных исторических рамках и не вносящие свой вклад в достижение целей всей системы. Вместе с тем, они могут быть снова востребованы и стать даже основными в других общественных рамках;

- Нормативно-регулятивной системе общества присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям, путем создания новых связей и новых правил со своими частными целями и средствами их достижения;

- Еще одним качеством нормативно-регулятивная система общества является ее целостность, несводимость ее свойств к свойствам составляющих ее социальных норм и наоборот;

- Нормативно-регулятивная система общества – это устойчивая система. Она характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды – социальных связей. Наиболее устойчивым способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введения отрицательной обратной связей. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции – наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.

Причины возникновения нормативно-регулятивная система общества

В первоначальный хаос – гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.

Социальные связи в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.

Появление упорядоченных элементов, обладающих большей устойчивостью нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшихся устойчивых элементов выражается в росте числа правил поведения и появлении у них новых функциональных качеств.

Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. В ней находят отражение исторические и национальные особенности, жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей.

Нормативно-регулятивная система - целостная, динамичная система социальных норм, являющаяся необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, она состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные свойства у входящих в эту систему отдельных составных частей.

7.2 Виды социальных норм. Соотношение права и других

социальных регуляторов

Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения. Выделяются следующие виды социальных норм:

- Моральные нормы

- Религиозные нормы

- Обычай

- Правовые нормы

- Политические нормы

- Корпоративные нормы

Некоторыми исследователями выделяются так же эстетические норм, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические.

Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.

Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (то есть поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.

Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.

Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.

В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого – не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).

Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это, прежде всего, нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям – гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.

Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов); в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.

Нормы религии регулируют отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур.

Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием “грех”.

Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.

Обычай – это такая социальная норма, которая представляет собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.

Обычай представляет собой привычную (то есть вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай, как правило поведения, связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай - это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого общественным и групповым сознанием и обеспеченного общественной санкцией.

Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью.