Смекни!
smekni.com

Комплексное освоение прибрежной зоны Черного моря – важнейший фактор ее устойчивого развития (стр. 3 из 6)

Несомненно развитие рекреационной деятельности на определенной территории имеет практическое значение. Анализ распределения рекреационных ресурсов позволяет разрабатывать научно-обоснованные рекомендации по функциональной специализации разных частей региона, созданию соответствующих объектов социальной инфраструктуры и рациональной территориальной организации рекреационной деятельности в целом. Таким образом, рекреационный потенциал территории кроме рекреационных ресурсов будет включать и социально-экономические ресурсы (рис. 1). В целом освоенность территории соответствует природному рекреационному потенциалу, но существующий уровень его использования значительно отстает от возможного, поскольку во многих случаях практически отсутствуют социально-экономические условия реализации природных предпосылок для рекреационных целей. Обоснование рекреационной специализации территории определяется совокупностью имеющихся природных, социальных и экономических факторов, которые, в свою очередь, определяют социально-экономические ресурсы.

Таким образом, для формирования и развития рекреационно-туристского комплекса любой территории необходимо сочетание выше указанных факторов и условий (рис. 2).

Как показывает мировой опыт использования прибрежных территорий в рекреационных целях, ведущими факторами выступают непосредственно природные ресурсы. Рекреационная деятельность без природных ресурсов теряет смысл, поскольку многие физиологические процессы (системы) в организме человека функционально связаны с окружающей природной средой, с ее элементами. Поэтому основное внимание уделено природным рекреационным ресурсам.



Отметим еще одну особенность природных ресурсов в прибрежной зоне: каждый вид можно рассматривать как рекреационный, что было показано при характеристике конкретных ресурсов прибрежной зоны Сочи.

Рекреационная индустрия с одной стороны предъявляет высокие требования к окружающей среде, с другой – с ней связаны большие антропогенные нагрузки на среду. Поэтому в работе предлагается выделить в отдельную категорию специфический вид ресурса – способность природных комплексов и ландшафтов выдерживать определенные антропогенные нагрузки. Максимум этих нагрузок, рассчитываемый обычно на единицу площади, соответствует природным рекреационным емкостям. Их величины могут существенно зависеть от вида рекреационной деятельности, имеющейся рекреационной инфраструктуры, инженерных сооружений, вовлеченности территории в хозяйственный оборот.

Устойчивость ландшафтов можно рассматривать с двух позиций. Согласно одной из них, устойчивость определяется по отношению к тому или иному конкретному воздействию или типу воздействия. В этом случае найденные показатели устойчивости оказываются в равной мере зависимыми от характера воздействий, так и от свойств самого ландшафта.

Согласно второй, речь идет о «потенциальной» устойчивости ландшафта, когда антропогенное воздействие рассматривается не конкретно, а в общем виде. В этом случае все внимание сосредотачивается на тех свойствах и состояниях ландшафта, которое способно проявить себя и сохранить ландшафт. И как итог таких исследований – создание ландшафтной карты, о которой говорилось выше, но с нанесением на нее и характеристик устойчивости ландшафтов к рекреационным нагрузкам.

Необходимо отметить некоторые особенности выделенной категории. Термин «потенциал», при всей его близости термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений.


Рис. 3. Схема классификации природных рекреационных ресурсов

Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна.

Наконец, описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта.

Таким образом, после анализа всех основных видов природных рекреационных ресурсов уточненная их классификация будет выглядеть следующим образом (рис.3).

Третья глава посвящена особенностям природопользования в прибрежных зонах. Роль природопользования как стержневого процесса освоения территории/акватории и как эффективного объекта управления пространством, с нашей точки зрения, сегодня не до конца осознана ни государственной практикой управления, ни наукой. Государственное управление рассматривает природопользование как набор экономических проблем, отягощенных социально-экологическими ограничениями. Подход науки к природопользованию также сводится преимущественно к рассмотрению его в качестве области сугубо прикладных ресурсных исследований без особого внимания к его освоенческой роли.

Природопользование в береговой зоне как динамическое явление изначально исходно неоднородно в своем пространственном положении, что обусловлено:

неразрывным взаимным переплетением всех видов ресурсов между собой и этим пространством;

неоднородным размещением природных ресурсов — земельных, лесных; водных ресурсов, рыб и животных, полезных ископаемых, уникальных ландшафтов и т. д.;

различной степенью экономической освоенности территорий (акваторий), в пределах которых осуществляется природопользование, а это определяет уровень экономической доступности (недоступности) ресурсов и уровни их использования;

различной изученностью территорий (акваторий), что вызвано недостаточной изученностью имеющихся ресурсов; и не завершенностью реализации первой стадии природопользования в виде земле- и лесоустройства, геологоразведки.

различными физико-географическими условиями разных участков территории, что определяет не только физическую, но и экономическую доступность/недоступность ресурсов на каждом из этих участков.

Система природопользования выступает базовой системой для всех остальных видов социально-экономической деятельности и всегда является компромиссом между необходимостью вторжения человека в природные системы и стихийным или целенаправленным, осознанным стремлением эти системы в той или иной мере сохранить, чтобы:

а) обеспечить достаточно разумные сроки их использования и исключение полного истощения ресурсной базы;

б) в определенной степени современное состояние окружающей природной среды.

На основании вышеизложенного и с учетом иностранного и отечественного опыта исследований в этой области автором были сформулированы следующие принципиальные методологические положения природопользования в прибрежных регионах:

в любом виде хозяйственной деятельности всегда используется сочетание природных ресурсов: земельных, водных, атмосферных и др.;

любой вид хозяйственной деятельности всегда осуществляет прямое и обратное ресурсопотребление, т. е. изменение природно-ресурсного потенциала за счет техногенных воздействий выведения хозяйственных отходов;

различные подразделения природопользования входят во все составляющие развития региона;

конкретные подразделения природопользования всегда реализуются и имеют строгое пространственное, территориальное (акваториальное) выражение;

в развитии исследуемого региона существует определенная взаимодополняемость и пространственно-временная симметрия социально-экономических и природно-ресурсных звеньев в развитии региона;