Смекни!
smekni.com

Перспектива освоения речного бассейна (стр. 4 из 8)

Водохранилища Управления защиты природных ресурсов долины Майами предназначены для предотвращения наводнений. Их использование для выработки электроэнергии или для образования запасов воды создаст угрозу городам, расположенным ниже по течению.

На протяжении двадцати лет после 1908 г. организации, занимавшиеся изучением водных ресурсов, получали указания или разрешения со стороны федеральных органов исследовать другие возможные варианты использования воды в дополнение к основным стоящим перед ними задачам. Так, Бюро мелиорации было поручено исследовать возможность выработки электроэнергии, а затем и муниципального водоснабжения. Перед Корпусом инженеров ставилась задача объединить производство гидроэнергии и судоходство, а в дальнейшем и противопаводковую защиту. Федеральная комиссия по энергетике должна была учесть этот комплекс целей при пересмотре и выдаче лицензий на строительство электростанций. Тем не менее не было строгой регламентации ожидаемых результатов, и различные ведомства относились к этим указаниям скорее как к рекомендациям, чем как к директивам. В эти годы соответственно мало внимания уделялось и контролю за загрязнением воды. И хотя всегда проявлялась забота о сохранении рыбных запасов в водохранилищах, по мере укрупнения проектов и усиления конкуренции между федеральными органами наносился ущерб интересам рекреации, сохранения мест обитаний диких животных и эстетического восприятия природы. Природоохранным организациям пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться серьезного внимания со стороны проектировщиков.

Расширение объема общественных работ в США в период с 1933 по 1939 г., вызванное необходимостью выхода из экономической депрессии, обусловило широкое распространение идеи комплексного планирования по всей стране. Благодаря значительным субсидиям и ссудам для целей уменьшения безработицы была построена целая серия новых водохранилищ, служивших двум или более задачам. Как правило, планы создания этих водохранилищ проходили экспертизу различных водохозяйственных организаций. Непосредственные выгоды от них ощущались достаточно широко, но их создание было под силу лишь федеральным органам, так как только они могли определить размер государственных субсидий. В дополнение к проекту комплексного развития бассейна реки Теннесси Бюро мелиорации приступило к реализации проектов Гранд-Кули, развития Центральной долины Калифорнии и Коло-радо-Биг Томпсон, а Корпус инженеров занялся проектами Бонневилль, Форт-Пек и верхнего Огайо. Различные объединения, созданные в отдельных штатах, такие, как Управление энергетики и ирригации штата Небраска и Комитет по защите реки Маскингем в Огайо, получили федеральную помощь. В отчетах Комитета долины Миссисипи и Национального комитета по природным ресурсам, а также их преемников большое внимание уделялось вопросам создания многоцелевых водохранилищ.

К 1939 г. идея многоцелевых проектов была полностью одобрена и признана целесообразной. Одноцелевым проектам водохранилищ уже не принадлежала ведущая роль в связи с отставанием частного строительства, вызванного кризисом.

Однако они не были полностью забыты. Уменьшился лишь их относительный вес по сравнению с комплексными проектами. Ирригационное водохранилище в верхнем течении Рио-Гранде, водохранилища для регулирования паводков на Яз> и Маскингеме, плотины для улучшения условий судоходства на Миссисипи и для выработки гидроэлектроэнергии на Висконсине — вот примеры гидротехнических сооружений, считавшихся более подходящими для какой-то одной цели. Но их относительная численность продолжала уменьшаться. Нередко вопросы создания одноцелевых водохранилищ вызывали ожесточенные споры. Наибольшее внимание общественности привлекла, вероятно, недавняя полемика о строительстве частного водохранилища для выработки энергии в Хелл-Каньоне на реке Снейк. В 1953 г. руководитель отдела планирования Бюро мелиорации констатировал: "...многоцелевые проекты в настоящее время получили полное признание, и хороший проектировщик обязан предусмотреть все возможные варианты использования воды при составлении любого ирригационного проекта".

Б. Программа развития водосборного бассейна в целом

В то время как идея многоцелевого водохранилища набирала силу, формировалась еще одна самостоятельная концепция — идея развития всего водосборного бассейна в целом. Уиллкокс, Пауэлл и другие убедились в том, что для полного освоения рек необходимо регулировать сток всего водосборного бассейна. Это подразумевало проектирование противопаводковых сооружений с учетом всех остальных, существующих или перспективных, сооружений в масштабе всего бассейна. Уиллкокс составил проекты планов применительно к бассейнам Нила и Тигра с Евфратом как единым системам. Он отдавал себе отчет в том, что при создании водохранилищ возникнут осложнения политического характера, однако это его не смущало. Пауэлл, пришедший в результате исследований аридных и семиаридных районов к заключению, что для каждой реки существуют свои собственные проблемы, начал оценивать ирригационные возможности каждого бассейна в отдельности . А президент Теодор Рузвельт, выступая по радио с предварительным отчетом Комиссии по внутренним водам, отметил: "Любая речная система, начиная от истоков в лесу и кончая устьем, является единым целым и требует к себе соответствующего подхода".

Впервые в США эта идея воплотилась в жизнь в бассейне Майами, причем, как уже отмечалось, то была сугубо одноцелевая программа противопаводковой защиты. В конце века в Нью-Йорке был создан проект одноцелевого использования всех водосборных бассейнов притоков Гудзона для создания новой системы водоснабжения. До тех пор, пока не было принято решение охватить планированием более обширные территории, составлялись планы комплексного развития суббасейнов. Достаточно полно использовалась энергия вод небольших рек, однако единого плана развития не существовало.

Аналогичная ситуация, только в более острой форме, наблюдалась в аллювиальной долине Миссисипи. Увеличение числа окружных управлений по сооружению плотин и дренаж ных участков без четкого согласования с программой развития всего бассейна в целом привело к прямому противоречию между строительством различных сооружений и их частыми серьезными повреждениями, что вызвало увеличение доли федерального участия38. Примечательно, что А. Морган и его коллеги немедленно прекратили попытки составления проектов осушения земель в долине, поняв все безрассудство борьбы с паводками на небольших участках. По их убеждению, необходимо было охватить планированием весь бассейн Майами.

В том же году были проведены основные работы. Национальной комиссии по воде было поручено подготовить подробный план освоения водных ресурсов для целей судоходства и других возможных направлений использования и составить рекомендации по выполнению этой работы39. Война, однако, отсрочила ее осуществление, и проблема так и не была решена.

Во Франции преимущество подхода к проблеме развития речного бассейна как единого целого было признано Законом в 1919 г. В Германии и Италии эта концепция была оценена специалистами как неотъемлемое условие эффективного планирования.

Но даже после осуществления программы в бассейне Майами прошло немало времени, прежде чем концепция получила признание где-либо в других районах США. Очевидно, что идее охватить планированием весь водосборный бассейн принадлежала ведущая роль в дискуссиях, способствовавших принятию окончательного решения о строительстве плотины Гувера. Так, договором 1922 г. признавалось, что для рек бассейна Колорадо должно существовать единое соглашение, которое ляжет в основу всех проектных работ по управлению и использованию. Однако такого договора было недостаточно, чтобы окончательный проект первого водохранилища стал составной частью системы водохранилищ, созданных в бассейне. Тем не менее идея находила все более широкую поддержку среди специалистов, чему способствовал и угрожающий дефицит воды в западных районах страны.

Сильное наводнение на Миссисипи в 1927 г. сфокусировало эту мысль. Катастрофа высветила несостоятельность планов Корпуса инженеров, согласно которым противопаводковая защита и поддержание судоходства в главном русле осуществлялись без проектирования соответствующих сооружений на притоках, тем более что всего за год до этого главный инженер положительно охарактеризовал состояние плотин и других инженерных сооружений. Общенациональную дискуссию вызвал вопрос о сравнительной эффективности дамб, водохранилищ, лесов и мероприятий по спрямлению русл. Было сделано много противоречивых и плохо обоснованных предположений. Однако, несмотря на накал страстей и неопределенность, был заключен ряд политических соглашений. Законом о реках и гаванях 1927 г. конгресс обязал Корпус инженеров провести исследования и подготовить доклады о "...наиболее эффективных путях регулирования [судоходных рек и их притоков] для целей судоходства в сочетании с эффективным использованием потенциальной энергии воды, проведением противопаводковой защиты и орошением".

Второй раз в истории Америки всесторонние исследования условий судоходства, возможностей предотвращения паводков, орошения и получения гидроэлектроэнергии в масштабе целых бассейнов поручили провести государственным органам. Но практический результат был получен впервые. Документ Белого дома под номером 30843, объединивший 308 докладов различных районов, лег в основу освоения речных бассейнов США. Законом 1927 г. признавалась возможность использования многоцелевых проектов как минимум для четырех основных целей, а также необходимость охватить планированием весь водосборный бассейн. Таким образом, были объединены воедино четыре самостоятельных направления федеральной деятельности: судоходство, контроль наводнений, орошение и выработка электроэнергии.