Смекни!
smekni.com

Право как мера свободы личности (стр. 1 из 5)

Курсовая работа

на тему:

«Право как мера свободы личности»

Москва

2002 г.


ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Введение. Предпосылки происхождения права

2. Понятие и сущность права

а)право и свобода

б) признаки права

в) сущность права

г) функции права

3. Правовой статус личности

а) понятие, виды

б) принцип и содержание правового статуса личности

в) права и свободы человека и гражданина

4. Конституционные права и свободы человека и гражданина

5. Гарантии прав и свобод личности

6. Заключение


Существует много теорий, где право определяется в соот­ветствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественной и индивидуальной деятельности людей. [1]

Право уже на этапе своего возникновения выполняет и функцию оформления (обеспечения, обоснования) государственно­го, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьма произвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юри­дически оформляются функция насилия - такова реальность пра­вового бытия. Однако эта функция не характеризует основное соци­альное значение и назначение права, она возникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних и внутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результат ненормального взаимоотношения правовой системы и государ­ственной власти, результат действия не только объективных, но и субъективных факторов. [2]

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический интерес. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его осо­бенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, четче определить все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.

Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.

Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного проис­хождения государства и права. На рубеже XII— XIII веков в Запад­ной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А вто­рой — они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являет­ся слугой церкви. Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1226 — 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам "боже­ственный разум", согласно учению Ф. Аквинского, управ­ляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделе­ния труда, связанные с отделением скотоводства от зем­леделия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным исполь­зовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше уби­вали или принимали на равных в свой род, стали превра­щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разде­ления труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, ус­тойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Пока не было имущественного разделения населения и социального неравенства, общество вполне могло обхо­диться и обходилось обычаями, опиравшимися на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все об­щественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержа­щихся в них правил, в новых условиях оказались бессиль­ными. Появилась жизненная необходимость в новых пра­вилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспе­чивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. [10]


Свобода — способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть огра­ничивается определенными рамками.

Две группы факторов, ограничивающих свободу индивида:

1. Природно-биологические, обусловленные биологической при­родой человека: необходимость есть, пить, дышать, спать, отправ­лять естественные потребности и т. п.

2. Социальные, обусловленные социальной природой человека. Это прежде всего правила общего характера (социальные нормы), устанавливающие, что можно, нужно и нельзя делать. К соци­альным нормам относятся мораль, религия, обычаи, мода, корпо­ративные правила, право и т.д. Все эти нормы так или иначе ограничивают произвол отдельного индивида (индивидов), уста­навливая пределы его индивидуальной (корпоративной) свободы.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках. «Являясь организующим началом общественной жизни, право не может выполнять этой функции иначе, как при помощи установления известных обязанностей и границдля част­ногопроизвола» (П.Новгородцев). Правовыенормыопределяют границыиндивидуальной свободы.

Право — официальная мера сво­боды, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом.

Право — это всегда ограничение свободы личности. Нужно ли ограничивать индивидуальную свободу, представ­ляющую безусловную ценность как для самого индивида, так и для общества в целом? А может предоставить каждому лицувозмож­ность действовать исключительно по своему усмотрению, без каких-либо ограничений?

Право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу сохранить (защитить, гарантировать). Представим, что право перестало существовать, законы отсутствуют, все абсолютно сво­бодны. Очевидно, это приведет к анархии,хаосу, формированию «законов джунглей» и в конце концов — к распаду, гибели об­щества. Индивидуальная мера свободы человека, егоинтересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц,выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограни­чивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство. «Право есть взаимное принуждение, охраняющее общую сво­боду» (И.Кант).

Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми. В целом пределы ограниченийвыражены формулой, закрепленной французской Декларацией прав человека и гражданина (1978 г.): свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим. По смыслу части , 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть огра­ничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая дек­ларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каж­дый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признанияи уважения прав и свобод других и удовлет­ворения справедливых требований морали, общественного по­рядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем: больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о спра­ведливости. Поэтому право — это официальная мера свободы и справедливости. [3]

Право — это система установленных или санкционирован­ных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

1. Нормативность. Исходящие от государства властные предпи­санияможно разделить на две группы — индивидуально-правовые и нормативные. Первые — суть конкретные указания,вторые — правила общего характера. Право представляет собой именно сис­тему норм, то есть не конкретных указаний — кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нор­мативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторя­емостью отдельных социальных ситуаций, явлений,взаимодействий.