Смекни!
smekni.com

Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала (стр. 6 из 17)

Проведенная оценка возможных поставок сырья на Урал из ХМАО учитывает величину ресурсного потенциала, потребности промышленных предприятий Урала, пропускную способность предполагаемой железной дороги.

Согласно расчетам, в начальные этапы освоения такие поставки могут составить: по углям – до 17 млн.. т, железным рудам – до 3 млн.. т, по рудам цветных металлов – до 2 млн.. т в год. Производительность предприятия на Усть-Маньинском месторождении может составить 0,5 млн.. т бентонитовой и каолиновой продукции [22].

На первом этапе освоения минерально-сырьевой базы, предполагающем, в основном, расширение действующих производств, суммарный объем товарной продукции горных предприятий может составить около 76 млн.. долл. в год при необходимых инвестициях 50 млн.. долларов.

В целом необходимые инвестиции в развитие района оцениваются в количестве около 1,5 млрд.. долл. США, в том числе, порядка 500 млн.. долл. в горнопромышленный комплекс и 1,0 млрд.. долл. в создание транспортной сети.

Минерально-сырьевой комплекс горного Урала Ханты-Мансийского автономного округа при инвестировании в него 1,5 млрд.. долл. США в течении 12 лет способен обеспечить выпуск товарной продукции на сумму порядка 350–400 млн.. долл. США в год [16].

При этом уже после 5 летнего периода, возможно обеспечить полностью потребность Уральского региона в углях и Свердловской области в железных рудах, а по истечению 15 лет полностью восполнить испытываемый промышленностью Урала дефицит в основных видах сырья – углях, рудах черных и цветных металлов.

Применение современных методов разведки и разработки обеспечит минимальное воздействие на окружающую среду и учтет самые жесткие требования к экологической опасности горного производства.

Помимо твердых полезных ископаемых, ТПК позволит вовлечь в хозяйственный оборот более 10 млн.. куб. м деловой древесины.

Есть все основания считать, что образующийся Урало-Западно-Сибирский ТПК может быть одним из важнейших в стране на ближайшие десятилетия.

Это определяется:

– имеющимися запасами нефти и газа, определяющими регион в число мировых лидеров по добыче углеводородного сырья;

– наличием многих полезных ископаемых, в том числе имеющих исключительно важное значение для экономики страны;

– реальной возможностью наращивания промышленного потенциала Урала;

– потенциально большим рынком Азии, где мы имеем возможность наращивания технологического преимущества;

– геостратегическим положением региона, особенно при реализации им важного пространственного положения в общенациональной транспортной системе (формирования транспортных коридоров не только «запад-восток, но и «север-юг»).

Создание нового Урало-Западно-Сибирского ТПК стало уже стратегически важной задачей для России. Она требует скорейшего решения на федеральном уровне, так как на ресурсной базе данного района возможно формирование производств мирового значения.

Кроме того, ускоренное развитие современной транспортной инфраструктуры сделает производимую здесь продукцию более конкурентноспособной на мировом рынке.

Усиливающим фактором к вышеизложенной позиции нужно так же считать и стратегическое положение рождающегося ТПК между Востоком и Западом. Вследствие этого район становится все более значимым с позиций участия Российской Федерации в международной экономической кооперации и системы мирового разделения труда, где роль транспорта также относится к одному из определяющих факторов развития территорий.

На это же направлено и подписанное 6 субъектами Федерации (Свердловской, Пермской, Челябинской областей, Республики Коми, ЯНАО, ХМАО – Югры) «Соглашение о сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры» [38].

Нарождающийся новый экономический район, помимо развития отечественной минерально-сырьевой базы в интересах промышленности Урала, одновременно обеспечивает связь северных территорий с промышленно и социально освоенными территориями России. Это может служить эффективной моделью формирования государственной промышленной и социальной политики в освоении российского Севера.

Реализация проекта будет способствовать повышению эффективности использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири, Российской Федерации в целом.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Север – Юг – сырьевые ресурсы Полярного и Приполярного Урала, сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы – в Индию, Китай, кварцевый концентрат в Японию, сжиженный газ в Европу.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг – Север (при достройке железной дороги Обская – Бованенково – порт Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути) – экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской области.

Таким образом, диверсификация экономики автономного округа и интеграция ее с социально-экономическими системами промышленного Урала способствуют повышению экономической мощи государства, укреплению Федерации и формированию долговременной эффективной социально-экономической политики страны.


2. Экономический анализ минерально-сырьевого потенциала при промышленном освоение Приполярного Урала

2.1 Оценка минерально-сырьевого потенциала

Мощный производственный потенциал промышленного Урала, сформировавшийся изначально в основном на базе местных (уральских) сырьевых ресурсов, испытывает в своем развитии в настоящее время значительные трудности и проблемы. Одной из основных проблем является недостаточная обеспеченность местными твердыми полезными ископаемыми отраслей, их перерабатывающих, к которым необходимо отнести в первую очередь металлургический комплекс и электроэнергетику.

На территории промышленного Урала сосредоточено около 45% общероссийских мощностей предприятий черной металлургии, около 40% медеплавильной и других секторов цветной промышленности.

Обеспеченность местным железорудным сырьем составляет около 35%, медным концентратом – 50%, цинковым – 70%, никель-кобальтовыми рудами – 30–40%, энергетическим углем – около 17% [12].

Минерально-сырьевой потенциал рассматриваемой территории оценивается как весьма значительный. Однако в силу отсутствия легковыявляемых уникальных месторождений, предполагающих крупнообъемную добычу, территория осталась неосвоенной, а ресурсный потенциал практически невостребованным и соответственно слабо разведанным.

Несмотря на низкую степень изученности, в Уральской части ХМАО – Югры установлено и выявлено более 30 рудных формаций, значительное количество месторождений и проявлений широкого спектра минерального сырья: кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов и других полезных ископаемых [10].

К настоящему времени на рассматриваемой территории геологические запасы доведены до промышленных категорий частично только по отдельным видам полезных ископаемых: бурому углю; россыпному и коренному золоту; кварцевому сырью; породам, пригодным для производства сорбента, и некоторым строительным материалам.

Недостаточная геологическая изученность территории предопределяет неоднозначный подход со стороны специалистов, оценивающих минерально-сырьевой потенциал. Прогнозы даже местных геологов по ресурсам конкретных полезных ископаемых варьируют от весьма оптимистичных до пессимистичных. Специалисты Министерства Природных Ресурсов РФ, как правило, значительно урезают ресурсы, представленные региональными геологами для утверждения.

В дипломной работе количественные сведения о минерально-сырьевом потенциале Уральской части ХМАО – Югры взяты из отчетов геологоразведки за 2007 год. Сводные количественные показатели минерально-сырьевого потенциала представлены в таблице 1.

Минерально-сырьевой потенциал Уральской части ХМАО – Югры не ограничивается полезными ископаемыми, представленными в таблице 1. Известны прогнозные ресурсы железных руд других геолого-промышленных типов, но они не приводятся в силу невостребованности промышленностью данных руд в обозримой перспективе. Имеются предпосылки для выявления других полезных ископаемых, но они не рассматриваются в силу незначительных перспектив (уран, фосфориты, бариты и др.) [16]. Не рассматриваются также строительные материалы ввиду отсутствия сколько либо значимых оцененных ресурсов и спроса, хотя потенциал территории позволяет создать сырьевую базу стройиндустрии широкого спектра.

Стоимостная оценка сырья в недрах выполнена по валовой потенциальной стоимости для двух вариантов минерально-сырьевого потенциала:

1) общего минерально-сырьевого потенциала:


МСПо = З + Пр + МП (1)

где З – запасы минеральных ресурсов;

Пр – прогнозные минеральные ресурсы;

МП – металлогенический потенциал.

2) текущего минерально-сырьевого потенциала:

МСПт = З + Пр (2)

Таблица 1 – Сводные количественные показатели минерально-сырьевого потенциала за 2007 год

Минеральное сырье Запасы Прогнозные ресурсы МСПт (2) МП МСПо (1)
Бурый уголь, млн. т 2295 11047 13342 - 13342
Железные руды, млн. т - 5324 5324 1800 7124
Марганцевые руды, млн. т - 201,12 201,12 161 362,32
Хромовые руды, млн. т - 170 170 - 170
Медиоцинковые руды, млн. т - 161,2 161,2 60,8 222
Редкие и редкоземельные, тыс. т - 424,4 424,4 1654 2078,4
Титан-циркониевые россыпи, млн. т - 5,7 5,7 11,1 16,8
Благородные металлы, т 7,5 2190,3 2197,8 8850,4 11048,2
Кварцевое сырье, тыс. т 390,5 853,2 1243,7 - 1243,7

Исходя из данных таблицы 1 видно, что минерально-сырьевой потенциал Приполярного Урала достаточно велик, преобладающим минеральным сырьем является бурый уголь 13342 млн. т, а менее распространены благородные металлы 11048,2 т. Это в первую очередь указывает на развитие в данном регионе горнорудной промышленности, а также на обеспеченность территории в дальнейшем энергетическим сырьем, что приведет к минимуму затрат на поставку из других регионов страны данного сырья, а следовательно и снизит затраты на производство.