Смекни!
smekni.com

Право Российской Империи в ХІХ веке (стр. 3 из 7)

В 1826-1828 гг. были проведены подготовительные мероприятия и введены Совестные суды на территориях белорусских и остзейских губерний.

Кроме того, общая судебная система была дополнена созданием особого суда – Коммерческого. Он состоял из председателя, четырёх членов и одного юрисконсульта (докладчик или секретарь). Члены суда избирались купечеством из своей среды. При суде состоял прокурор.

К ведению Коммерческого суда относились купеческие сделки, иски городских и иногородних купцов, а также дела лиц других сословий, но касавшиеся торговли. Ему было предоставлено право окончательного решения дел, цена иска по которым не превышала 500 руб.; остальные дела подлежали апелляции Правительствующего Сената. В суде имелась канцелярия.

В 1802 г. были восстановлены и словесные суды на прежних основаниях[31]. Тогда же вновь открылись по одному Надворному суду в столицах в качестве первой судебной инстанции. Надворные суды подразделялись на три департамента, каждый из которых состоял из председателя – надворного судьи и двух заседателей[32].

Кризис судебной системы, болезненно ощущавшийся всеми слоями общества в первой половине XIX в. и осознававшийся правящими кругами, заставил ускорить разработку нового законодательства о судоустройстве и процессе, призванного определить основные начала будущего судебного строя.

Судебная реформа 1864 г. проводилась в комплексе с другими социально-политическими реформами – крестьянской, местного самоуправления, военной, образования ( что весьма важно для успеха реформ в целом), но отличалась от них, по единодушному мнению исследователей, большей последовательностью и демократичностью.

Судебная реформа, призванная ввести буржуазно-демократические начала в действовавшее судебное право, была наиболее прогрессивной в ряду других, причём создававшиеся институты судебного права во многом опережали время.

20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. Одновременно был подписан указ об их распубликовании во всеобщее сведение.

Действительной целью Судебных Уставов 1864 г. было создание подлинно независимой и сильной судебной власти в России, что не могло сочетаться с сохранением самодержавия. Буржуазно-демократические принципы и институты судоустройства и процесса – независимость суда от администрации, несменяемость судей, участие общественности в отправлении правосудия – не могли укорениться в государстве с сохранившимся сословным строем, остававшимся по форме правления абсолютной монархией, с политическим господством дворян-помещиков, традиционно сильным бюрократическим аппаратом управления, составной частью которого до реформы являлся суд, с ещё только нарождавшимися институтами всесословного правительства, допускавшегося лишь на местном уровне.

Судами, решающими дело по существу, приговоры которых не будучи оспоренными, вступали в силу, были окружные суды – общие суды первой инстанции. Судами второй инстанции, апелляционной, пересматривавшей вновь обстоятельства дела и постановлявшей новый приговор по существу, стали судебные палаты, разделяемые по характеру дел на уголовные и гражданские. В качестве третьей инстанции, кассационной, т.е. рассматривавшей решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства, был призван действовать Сенат – его кассационные департаменты. Переход дела из одной инстанции в другую определялся жалобой заинтересованной стороны.

В соответствии с положениями Судебных уставов дела уголовные, поступавшие в кассационный департамент, могли касаться или отмены (кассации) приговора, или возобновления уголовного дела.

По делам гражданским поступавшие в Сенат просьбы могли быть как о кассации решения, о пересмотре его, так и от третьих лиц, не участвовавших в деле.

В соответствии с законом на Сенат была возложена обязанность высшего кассационного надзора за соблюдением форм судопроизводства и единообразным применением законов в общих и мировых судах (т.е. созданных новых параллельно действовавших судебных систем: общей и местной) всей страны. Кассационные департаменты объявлялись верховным учреждением, решения которого не подлежат никакому контролю и не могут быть обжалованы.

Компетенция кассационных департаментов значительно сузилась после издания в 1889 г. Положения о земских начальниках, передавших эту функцию правосудия в ведение созданных судебно-административных учреждений.

Значительной новацией пореформенной судебной системы было наличие в ней такой формы суда, с участием представителей общественности, как суд присяжных. Присяжные заседатели, образуя в соответствии с законом отдельную, самостоятельную и независимую коллегию, комплектуемую на основе выборов и последующего жребия, составляли в процессе скамью присяжных. В отличие от коронных судей, которых они дополняли в процессе, они решали вопросы факта и вины, не участвуя в определении меры наказания.

В соответствии с введением новых правил судебного процесса, ставшего состязательным, была реорганизована прокуратура – новый институт государственного обвинения в суде – и создана адвокатура – представитель защиты прав и интересов в суде частного лица.

§2. Развитие гражданского права

Гражданские законы были помещены в т.X, XI и XII Свода законов Российской империи. Наиболее важные из них включались в первую часть (или половину) т. X и назывались Сводом законов гражданских. Он состоял из трёх книг: 1) о правах и обязанностях семейственных;2) о порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще; 3) о порядке приобретения и укрепления прав на имущество в особенности. Книги делились на разделы, разделы – на главы, главы – на отделения, отделения – на статьи. Всего этот источник содержал 2334 статьи.

Несмотря на обширность источника, сильно ощущалась его пробельность, т.е. многие отношения не были урегулированы; многие законы, изданные очень давно, в период господства помещичьего землевладения и крепостного права, не отвечали новым условиям, запросам торгового оборота и обмена; не была выдержана юридическая терминология, в силу чего её саму приходилось выяснять «по общему составу статьи».

Отмечались неясности и логические противоречия Свода. Так, лица, достигшие 17 лет, были в праве управлять своим имуществом. Управление имуществом немыслимо без совершения сделок. Но закон запрещал им совершение актов и сделок без попечителя. В законах гражданских имелись и предписания скорее морального, чем правового характера. Например, ст.106 представляла собой нравственную сентенцию: «Муж обязан любить жену, как собственное тело, уважать её…»

В связи с конкретными судебными делами Правительствующий Сенат давал толкование тех или иных статей Свода законов гражданских. Такие толкования также являлись источником права. Всякие изменения в гражданском законодательстве вносились в Свод.

В рассматриваемый период наметилось обособление таких отделов гражданского права, как торговое, вексельное, промышленное, морское, горное, водное, лесное право.

Отдельного Торгового уложения (кодекса) а России не существовало. Проекты его составлялись в 1814 и 1823 гг., но оба раза не были утверждены Государственным Советом. Правда, изданный в 1832 г. Устав о векселях содержал многие нормы торгового права.

Помимо законодательства, т.е. официальных норм, исходивших от самодержавного правителя, в крестьянской среде действовало право неофициальное, обычное. Некоторые исследователи приходили к выводу, что в крестьянской общине крестьяне могли свободно покупать, продавать и закладывать земельные наделы.

Все институты и нормы гражданского права были пронизаны идеей сословности, т.е. неравенства субъектов права (подданных) перед законом. Как и прежде, к привилегированным сословиям относились дворяне, духовенство и отчасти городская верхушка и купцы.

Манифестом 1807 г. Александр I отменил так называемое именитое гражданство, предусматривавшееся Жалованной грамотой городам. Вместо семи категорий именитых граждан учреждалось «первостатейное купечество». Позднее Николай I Указом от 10 апреля 1832 г. учредил «почётное гражданство».

В 1822 г. священнослужители из дворян приобрели право совершать купчие на мастеровых и крестьян. Следовательно, духовенство приобретало привилегию дворянского сословия.

В гражданских правах ограничивались евреи и иностранцы. Евреи, для которых была установлена черта осёдлости, не могли приобретать недвижимость за пределами этой черты. Правда, какая-то часть евреев, обладавших капиталом и образованием, обитала и вне черты. В 1835 г. устанавливалось, что нанявшиеся к евреям на работы христиане обязаны жить отдельно от хозяев.

Применительно к сфере вещного права особое внимание с 1864 г. уделялось укреплению российского землевладения в западных губерниях. Рядом принятых в этот период нормативных актов (узаконений) была ограничена правоспособность иностранцев в области совершения сделок с недвижимостями. Именной указ Правительствующему Сенату от 14 марта 1887 г. установил на этот счёт особые правила. Согласно этим правилам, в десяти западных губерниях страны исключалось приобретение недвижимости иностранцами на праве собственности. Равным образом не допускались сделки, посредством которых устанавливались права иностранцев на владение и пользование недвижимыми имуществами в этих губерниях.

Стремлением государства оказывать покровительство русским предпринимателям, русской промышленности и русской торговле проявилось и в определённых ограничениях в выборе места жительства в западном крае. 14 марта 1892 г. было издано Высочайшее повеление «О прекращении иностранной колонизации в Волынской губернии». В соответствии с этим актом было запрещено селиться вне городов даже тем иностранцам, которые приняли русское подданство.