Смекни!
smekni.com

Право собственности в Российской Федерации (стр. 14 из 17)

Отказ от права собственности лишь условно можно отнести к правопрекращающим юридическим фактам, так как право собственности прекращается не с момента фактического отказа собственника от права на вещь, а с момента приобретения права собственности на нее другим лицом. Соответственно до приобретения права собственности на вещь другим лицом собственник, отказавшийся от прав на нее, не освобождается от обязанностей.

Право собственности прекращается также с гибелью или уничтожением имущества. Гибель или уничтожение вещи может наступить в результате случая, при этом негативные последствия ложатся на собственника, так как он несет данный риск. Если же гибель или уничтожение вещи произошли вследствие действий другого лица, то собственник с утратой права собственности на нее приобретает право требовать от этого лица возмещения ему причиненных убытков.

Однако собственник вправе сам уничтожить вещь, а в некоторых случаях на него возлагается такая обязанность. Так, собственник затонувшего судна обязан поднять его и уничтожить, если оно создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам (ст. 109 Кодекса торгового мореплавания РФ).

ГК допускает возможность прекращения права собственности и помимо воли собственника. Гарантирование государством стабильности отношений собственности является важнейшим условием развития рынка, поэтому механизм защиты прежде всего частной собственности закреплен Конституцией РФ. Во всех развитых правовых системах в основание этого механизма закладываются два критерия: общеполезность и необходимость справедливой компенсации.

Изъятие имущества для государственных нужд, возможность которого предусмотрена в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, является способом обеспечения общественного блага, причем наиболее крайним. Для того чтобы избежать злоупотребления государством своим правом на принудительное отчуждение имущества, в п. 2 ст. 235 ГК приводится исчерпывающий перечень оснований для принудительного изъятия имущества.

В пользу государства допускается отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК), выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК); реквизиция (ст. 242 ГК); конфискация (ст. 243 ГК); национализация (ч. 3 п. 2 ст. 235 ГК).

Вместе с тем, принудительное изъятие имущества у собственника производится и в интересах других лиц: при обращении взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК); при ненадлежащем обращении с домашними животными (ст. 241 ГК); при невозможности выдела доли в натуре (п. 4 ст. 254 ГК); при бесхозяйственном содержании жилого помещения (п. 2 ст. 293 ГК).

Установление исчерпывающего перечня оснований для принудительного изъятия является реализацией принципа неприкосновенности собственности, закрепленного в ст. 1 ГК.

В нормах Гражданского кодекса РФ о принудительном изъятии имущества последовательно проводится принцип возмещения собственнику причиненного ущерба. Особое значение придается этому принципу при отчуждении имущества для государственных нужд. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ оно может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Государство гарантирует собственнику возмещение убытков, причиненных изданием закона, прекращающего право собственности (ст. 306 ГК).

Использование в ГК термина «убытки» вместо термина «равноценное возмещение» объективно расширяет пределы обязанности государства, так как предполагает выплату собственнику не только рыночной цены изымаемого имущества, но и всех других расходов, явившихся прямым следствием нарушения субъективного права собственности (например, издержки, связанные с переездом), а также и упущенной выгоды.

При прекращении права собственности по основаниям, прямо предусмотренным в ГК, которые были перечислены выше, предусматривается, по общему правилу, выкуп имущества у собственника. Выкупная цена устанавливается судом или определяется при продаже с публичных торгов. При этом суд должен исходить, по-видимому, из рыночной цены на аналогичное имущество.

Безвозмездное изъятие имущества допускается только при конфискации, которая является санкцией за совершение преступления или иного правонарушения, и при обращении взыскания на имущество собственника.

Одним из важнейших элементов механизма реализации гарантий собственника является судебная защита. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Суд призван решить преимущественно две основные задачи: установить законность и обоснованность требований о принудительном изъятии имущества у собственника и определить выкупную цену. В качестве исключения допускается принудительное изъятие имущества в административном порядке: при реквизиции и конфискации. Но и здесь судебные органы играют важную роль, так как оценка стоимости реквизированного имущества и решение о конфискации, принятое в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Особенностью прекращения права собственности при обращении взыскания на имущество собственника по его обязательствам является то, что оно может быть реализовано и во внесудебном порядке в случаях, предусмотренных законом или договором.

3.3 Ограничение права собственности

В составе института вещных прав, закрепляемого современным гражданским правом России, обременения и ограничения права собственности представляются наименее изученным юридическим феноменом, представляющим несомненный интерес, как с теоретической, так и с практической точек зрения. Исследование существенных свойств обременении и ограничений права собственности должно способствовать совершенствованию правового регулирования отношений собственности и практики применения действующего законодательства.

Поскольку ограничения права собственности существовали всегда, то вопрос о мере необходимой свободы для собственника всегда был одной из задач юридической науки. "Всякие ограничения права собственности, - утверждает К.И. Скловский, - неизбежно порождают весьма острые коллизии Не может быть ограничений без нежелательных последствий в принципе, ибо ограничение собственности - это ограничение свободы, автономии, самодеятельности лица, которые сами по себе - единственный источник благосостояния человека. Поэтому проблема ограничения права собственности - это проблема выбора наименее худшего, выбора из двух зол".

В литературе распространен взгляд, в соответствии с которым "ограничения (обременения) представляют собой наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества".

Обращает на себя внимание употребление двух терминов - обременение и ограничение. Закон позволяет трактовать их как синонимы. Понятно, что данное обстоятельство служит основанием для их отождествления и в юридической литературе. Однако все это, по нашему мнению, не должно означать полной идентичности обозначаемых ими понятий. Вероятно, по юридическому значению, форме и последствиям установления их и можно приравнивать друг к другу. Но из этого совершенно не следует вывод о тождественности их социальной и юридической природы. Обременение характеризует относительно стабильные элементы правоотношения: объект и содержание. Оно может сопровождать либо объект, либо субъективное право. Применительно к объекту любые права, существующие у кого-либо в отношении него, могут рассматриваться в качестве обременения данного объекта. И право собственности, и право оперативного управления, и право аренды неравным образом "обременяют" один и тот же объект, в отношении которого они установлены. В таком обременении, очевидно, нет особого практического смысла. Более реальным представляется мнение, в соответствии с которым в составе прав на объект одно. Право собственности выступает в качестве основного (первичного), а остальные выступают зависимыми от него и потому могут именоваться "обременениями" объекта (дополнительно установленными правами на объект).

Примечательно, что при таком понимании "обременение объекта" всегда выступает и как обременение основного вещного права на объект. Тем самым любое право, устанавливаемое на объект в дополнение к основному вещному праву, обременяет и сам объект и основное право на этот объект. Обременение права (объекта) может носить производный (аренда, оперативное управление, хозяйственное ведение и др.) или первоначальный характер (права члена семьи нанимателя, залог из закона и др.) Некоторые обременения могут быть как производными, так и первоначальными в зависимости от способа установления (сервитуты).

Одни из обременении предполагают передачу права владения объектом (допуск к владению), другие заключаются в предоставлении возможностей пользования без передачи имущества во владение. Таким образом в числе прав субъектов, обременяющих право собственности на объект, с одной стороны выступают владельцы этого имущества, а с другой - лица, допускаемые к пользованию этим имуществом.

К обременениям, прямо предусмотренным действующим гражданским законодательством, можно отнести сервитут, ипотеку, доверительное управление, аренду. Как известно, не все считают залог, доверительное управление и аренду вещными правами. Подобная позиция не соответствует закону, поскольку им предусматривается государственная регистрация таких обременении как прав на недвижимое имущество и отдельно - государственная регистрация соответствующих сделок с недвижимым имуществом. Хотя следует признать, что причина расхождений имеет более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд. По нашему мнению, не существует никакого особого вещного права аренды, ни особого права доверительного управления. Речь идет о том, что соответствующие сделки порождают особые вещные права, в числе которых право владения, право пользования, право распоряжения, которые конечно же являются вещными правами в отношениях со всеми третьими лицами. Но эта проблема требует отдельного обсуждения.