Смекни!
smekni.com

Демографическая ситуация на Дальнем Востоке (стр. 4 из 5)

До начала 90−х в регионе рост населения имел высокую интенсивность. Этот рост обеспечивался за счет мигрантов из других регионов страны, привлеченных более высокими дальневосточными зарплатами, жильем и прочими благами, которые советская власть была готова предоставлять тем, кто согласился переехать на другой конец страны. Дальний Восток заселяли прагматичные и энергичные люди. Когда минусы жизни в этом регионе стали перевешивать плюсы, они потянулись обратно. Тем более что многие из них были мигрантами в первом-втором поколении, не успевшими «прирасти» к новому месту. С наибольшей скоростью теряли население северные регионы Дальнего Востока, где и при хороших экономических показателях жить не очень комфортно. Так, интенсивность миграционного оборота (количество прибытий и выбытий) в 1960-80-е гг. региона колебалась в пределах 19-22% к среднегодовой численности населения.

Характерно, что на протяжении всех последних десятилетий сохранялась ситуация, когда численность прибывающих уменьшалась более высокими темпами. Если в 1990 г. отмечался миграционный прирост в целом по району, то с 1991 года только миграционная убыль населения. Всего за период с 1990 по 1998 гг. в результате миграционного обмена Дальний Восток потерял 645 тыс. человек. Из них 25% приходится на Республику Саха (Якутия), 19% - Магаданскую область, 14% - Сахалинскую область, по 12% на Камчатскую область, и Чукотский автономный округ. Мигранты переезжали, главным образом, в старообжитые европейские области страны.

Наибольший миграционный отток с большинства территорий Дальнего Востока был отмечен в 1992 году, в Республике Саха (Якутия) и Камчатской области в 1994 году. В последующие годы отрицательное сальдо обмена населением с другими территориями, несмотря на высокий уровень, уменьшается. Общий коэффициент миграционного снижения по Дальневосточному региону составлял в 1998 году 100 человек на 10 тыс. жителей, против 189 в 1992 году, и 192 в 1994 году. Это свидетельствует об уменьшении миграционного потенциала северных и восточных территорий вследствие разрушения демографической базы в результате выезда.

За период с 1990 по 1998 гг. число прибывших в регионы Дальнего Востока сократилось на 276,1 тыс. чел., или на 59%. Общее число выбывших - на 190,9 тыс. человек (на 43%).

Отрицательное сальдо миграции в обмене населением со странами СНГ и Балтии характерно для Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа и Амурской области, для остальных территорий – положительное.

Таблица 7 – Общие итоги миграции населения в 2007 г.

Прибывшие 2007 г. в % к 2006 г. Выбывшие 2007 г. в % к 2006 г. Миграционный прирост (убыль)
Российская Федерация 2284859 107,7 2044992 102,8 +239867
Дальневосточный федеральный округ 119589 108,0 135504 101,8 -15915
Республика Саха (Якутия) 25268 119,7 30751 117,0 -5483
Камчатский край 5833 119,4 7355 106,6 -1522
Приморский край 27520 104,2 30944 100,2 -3424
Хабаровский край 26380 119,2 24476 104,0 +1904
Амурская область 17089 89,5 20562 92,1 -3473
Магаданская область 3792 87,5 6122 88,0 -2330
Сахалинская область 8449 114,6 9875 94,9 -1426
Еврейская авт.область 4139 102,1 3873 91,5 +266
Чукотский авт.округ 1119 83,0 1546 98,1 -427

Сохраняется отрицательная миграция с другими зарубежными странами. Среди эмигрантов преобладают жители Приморского края(61% эмигрировавших жителей Дальневосточного района), Еврейской автономной области (19%), Хабаровского края (12%).

Миграционные процессы последних лет позволяют ожидать стабилизацию темпов оттока населения из региона. По-видимому, среди остающегося населения начинает доминировать контингент, более или менее приспособившийся к экономической ситуации, а также коренные жители. Кроме того, нужно учесть и высокую для потенциальных мигрантов стоимость переселения, включая огромные транспортные тарифы, а также неразвитость рынка жилья в стране.

Замедление процесса миграционных потерь населения не позволяет все же оптимистически смотреть на перспективы развития демографического и трудового потенциала Дальневосточного региона, который всегда относился к числу трудонедостаточных и удовлетворял свою потребность в рабочей силе за счет миграции извне.

3.2 Влияние миграции на демографическую ситуацию

Воздействие миграции на различные стороны общественных отношений и процессов, протекающих в обществе, поистине многогранно. Мировая и отечественная практика показывает, что наиболее существенно по своему воздействию отличаются три типа миграционных потоков – внутренняя миграция, эмиграция и иммиграция.

Внутренняя миграция меняет численность и состав населения, изменяя ситуацию на региональных рынках труда, демографическую нагрузку на занятое население и на инфраструктуру региона. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Последствия миграции различны в районах выбытия и в районах притока мигрантов.

Наиболее типичными результатами притока мигрантов являются не только увеличение численности и плотности населения, но и его общее омоложение, что особенно важно как фактор хотя бы частичной компенсации тенденции постарения нации во всех странах с развитой и переходной экономикой. Таким образом, заполняется вакуум на рынке труда, улучшается показатель демографической нагрузки на занятое население. Происходят изменения в составе населения по полу, образованию, социальной принадлежности, национальному составу и др. В регионах со значительным отрицательным сальдо миграции последствия миграции носят противоположный характер.

На ситуацию в стране в целом иммиграция населения влияет следующим образом: стимулируется экономический рост и сокращается дефицит рабочей силы, происходит рост ВВП, увеличивается доходная часть государственного бюджета за счет роста налогооблагаемой базы, обеспечивается занятость на непрестижных рабочих местах, происходит приток капиталов, улучшается демографическая ситуация. Вместе с тем не исключены и определенные негативные последствия иммиграции иностранцев – часть ими заработанных денег переводится за рубеж, обостряется безработица, возможно возникновение этнических конфликтов и социально-политической напряженности, усиливается интернационализация преступности.

Эмиграция населения также имеет свои позитивные и негативные последствия. К негативным относятся снижение ВВП, потеря лучших квалифицированных кадров, отток капиталов. Положительный эффект может дать временная трудовая миграция, при которой сокращается безработица, повышается квалификация выехавших временно на работу за рубеж, регулярно поступают из-за рубежа денежные переводы семьям, при возвращении мигранты привозят накопленный капитал /9, с. 336/.

Миграция является неотъемлемым компонентом роста населения, и поэтому формирование рациональной региональной политики в области миграции является существенным фактором устойчивого развития региона. Расчеты показывают, что уменьшение результативности миграции на один процент приводит к адекватному замедлению темпов роста населения региона и увеличению групп населения пенсионного возраста. Сохранение существующих объемов и эффективности миграционных потоков вызовет дальнейшую деформацию возрастно-половой структуры, уменьшение доли экономически активного населения /13, с. 148/.

3.3 Влияние государства на миграцию населения

Сейчас в России нет миграционной политики, способной адекватно отвечать на вызовы современности. К тому же утвержденный, наконец, в 2001 г. документ под названием «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» более похож на некий компромисс, выдающий желаемое за действительное, чем на полезное руководство к действию. Эта концепция не в состоянии стать основой специального закона, регламентирующего добровольное переселение в РФ людей, желающих обустроиться, жить и работать на новом месте /24, с. 124/.

Программа демографического развития страны должна предусматривать комплекс мер, направленных на достижение следующих целей: первое – удержание местного населения; второе – привлечение русскоязычного населения из других регионов России и стран СНГ; третье – контролируемое привлечение трудовых ресурсов из зарубежных стран с четким определением количества, гражданства, уровня образования и специальности, перспектив натурализации и т.д.

В рассматриваемой проблематике есть и определенные подвижки. Так, в частности с января 2006 г. Федеральная миграционная служба ведет центральный банк данных по учету иностранных граждан, проживающих в РФ. В нем накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих регистрацию при пересечении государственной границы и по месту проживания /10, с. 165/.

Что касается задачи удержания населения Дальнего Востока и привлечение русскоязычных семей из других регионов и стран СНГ, то путь здесь один – развивать экономику, создавать рабочие места и поднимать уровень жизни.

Это предполагает целый комплекс долговременных мер, которые должны компенсировать, в том числе и естественную тягу мигрантов к районам проживания родственников и к традиционным для них центрам культуры и образования. Основными мерами могут быть:

– создание системы льготного кредитования жилищного строительства для проживающего населения, переселенцев из северных районов в южные районы дальневосточных территорий и мигрантов, прибывающих из бывших республик СССР; выделение земельных участков для индивидуального и кооперативного жилищного строительства в городах и пригородных зонах, рабочих поселках и сельской местности;