Смекни!
smekni.com

Кавказская горная страна (стр. 2 из 11)

В эпоху верхнемеловой трансгрессии сохранялись гирлянды островов вдоль геосинклинальных зон Большого и Малого Кавказа и в пределах Дзирульского поднятия. По мере отступания верхнемелового моря более четко стали вырисовываться антиклинальные структуры Большого и Малого Кавказа, острова постепенно сливались в один большой возвышенный массив, который впоследствии неоднократно затапливался морем.

В палеогене наряду с поднятием Большого и Малого Кавказа прогибались Предкавказье, Куринская и Колхидская депрессии. В них накапливались мощные толщи песчано-глинистых содержащих нефть осадков. В Закавказском нагорье в палеогене происходили подводные излияния лав, поэтому в нагорье и на Талыше породы того времени имеют преимущественно вулканогенный характер.

Палеоген был временем развития крупных геоантиклинальных структур, особенно в Большом Кавказе, где формировалась единая геоантиклиналь. Область погружения превращалась в область поднятий. Та же картина была характерна и для Малокавказской геосинклинали. Предкавказские и Закавказские поднятия, окаймлявшие геосинклинальные зоны, превращались в зоны погружения.

На месте Большого Кавказа возник огромный остров, который просуществовал до середины неогена. В палеогене он был покрыт вечнозеленой тропической растительностью (полтавская флора). Ее развитию способствовали климатические условия того времени: высокие температуры на протяжении всего года и обильное увлажнение. В олигоцене в связи с дифференциацией климатов, охватившей евразиатский материк, в пределы Кавказа начали проникать представители тургайской флоры — листопадные. Дальнейшие климатические изменения привели к усилению позиции представителей тургайской флоры, к смешению и формированию мезофильной средиземноморской— тургайской, преимущественно лесной флоры. Впоследствии образовались две ее ветви—западная — колхидская и восточная — гирканская (талышская), развившиеся в самостоятельные флористические центры, хотя в них и продолжали сохраняться представители средиземноморской флоры.

В неогене продолжались поднятия и расширения антиклинальных структур Большого Кавказа и Закавказья. В межгорных впадинах и предгорных прогибах движения земной коры были либо отрицательными, либо положительными, но в последнем случае темпы поднятия отставали от темпов Большого Кавказа и горного Закавказья, В целом поднятия преобладали и распространялись от середины Кавказа к западу—к Черному морю и к востоку— Каспийскому морю. Отмечается направленное расширение континентальных фаций и сокращение морских. Лишь в акчагыльскую трансгрессию произошло затопление пониженных участков.

Движения земной коры в неогене сопровождались образованием складчатых структур и вулканизмом, ярко проявившимся в пределах Джавахетско-Армянского нагорья., В Большом Кавказе в верхнемиоценовое время сформировался высокогорный рельеф, произошло объединение большого кавказского островного массива с закавказскими частями. Большой Кавказ отделялся от Русской равнины морским проливом, располагавшимся примерно в пределах Кумо-Манычской впадины.

Европейские представители органического мира проникали на Кавказ через Малую Азию, так как на месте проливов Босфор и Дарданеллы в то время была суша. В конце неогена элементы полтавской флоры почти совершенно исчезли, вечнозеленая древесная растительность сменилась листопадной, состоящей из широколиственных древесных пород.

Ярусность рельефа Кавказа, фиксирующаяся поверхностями выравнивания, свидетельствует, по мнению Ю. А. Мещерякова (1972), о наличии ряда этапов расчленения и планации его между мелом и палеогеном. На протяжении свыше 60 млн. лет Большой Кавказ в общем поднимался и расширялся. Разумеется, процесс протекал циклично — эпохи поднятий сменялись относительным орогеническим покоем. При замедлении поднятий формировались поверхности выравнивания, которые при последующих поднятиях оказывались на разной высоте. Так, Б. А. Благов указывает, что поверхность выравнивания на вершине Шахдагского хребта, относящаяся к сармату, была поднята на высоту до 3,6 км.

Поднятия Большого Кавказа с конца миоцена, включая современную эпоху, в центре составляют 5 км, в восточной части— 4 км, в Осетии—до 2 км. За это же время опускание Рионской впадины достигает 2 км, Куринской — до 7 км. Дифференцированное поднятие Малого Кавказа оценивается в 1,5—2 км, а максимальное 3—3,5 км. К. Н. Паффенгольц указывает, что ярусность рельефа Кавказа отражается на разной степени концентрации рудных полезных ископаемых и подземных вод.

В научной литературе по Кавказу на протяжении ряда лет велась дискуссия о возрасте его рельефа. Крупный ученый Л. А. Варданянц считал, что рельеф Кавказа очень молод— раннечетвертичный. Однако исследования двух последних десятилетий показали, что проблема морфоструктур Кавказа значительно сложнее, чем представлялось ранее. Ю. А. Мещеряков пришел к выводу, что морфоструктура Кавказа мезокайнозойская, начало ее развития относится к границе позднего мела — палеогена, а возможно, и к более раннему времени.

Современная сейсмичность Кавказа относительно невысокая, максимальная интенсивность землетрясений 8 баллов, их эпицентры приурочены к глубинным разломам земной коры. Глубина фокусов землетрясений от З до 30 км (в пределах гранитного слоя). Лишь отдельные очаги относятся к среднефокусным с глубиной 150 км.

В четвертичном периоде Кавказ подвергался нескольким оледенениям, оставившим различные формы гляциального рельефа и соответствующие отложения. Однако до настоящего времени нет единого мнения о количестве оледенений. Допускается проявление трех-четырех ледниковых эпох, обнаружены следы плиоценового (апшеронского) оледенения. Установлена стадиальность позднечетвертичного оледенения.

В Джавахетско-Армянском нагорье в четвертичном периоде активно проявился вулканизм, излившиеся лавы прикрыли поверхность нагорья. В пределах Большого Кавказа действовали вулканические очаги в районе Казбека и Эльбруса.

Развитие природы Кавказа в нёоген-четвертичное время привело к формированию высотной поясности. Большое влияние на нее оказали четвертичные оледенения, сопровождавшиеся существенным изменением климатической обстановки на Кавказе, повлиявшие на природные комплексы в целом и особенно сильно на биокомпоненты. Растительность и животный

мир наиболее высоких поясов Кавказа были оттеснены в межгорные долины и на равнины Закавказья и Предкавказья.

Остатки полтавской и даже тургайской флоры в эпохи оледенений потеряли на Кавказе много представителей. Лишь в некоторых убежищах с мало изменившимся климатом (в Колхиде, на Талыше и в Ленкоранской низменности) сохранились представители дочетвертичной растительности. В голоцене продолжалось развитие относительно молодого эндемизма в составе флоры.

Изменение климатических условий Русской равнины того же времени обусловили отступание ряда животных и растений к югу. Проникновению растений и животных с равнины в Предкавказье препятствовал морской пролив. Но, как указывал А. А. Гроссгейм, некоторые представители приледниковой флоры Русской равнины все-таки проникали в пределы Кавказа.

Кумо-Манычская впадина после нижнехвалынской трансгрессии освободилась от вод, однако степи оказались непреодолимым препятствием для ряда лесных животных и растений.

В современную эпоху в результате тектонических процессов на Кавказе происходит наступание мезофильной лесной флоры, олуговение степей. Однако за хребтами, в их тени, наблюдается ксерофитизация растительности.


4. Геологическое строение Кавказа

Территория Кавказа принадлежит к альпийскому геосинклинальному поясу земной коры, простирающемуся от Гибралтара до Индонезии.

На севере Кавказа располагается заполненный кайнозойскими отложениями Предкавказский передовой прогиб, сложенный в интенсивные складки - лишь в своём южном крыле. Ось прогиба примерно совпадает с нижним течением рр. Кубани и Терека; севернее происходит пологий подъём слоёв к погребённому продолжению Азово-Подольского кристаллического массива и складчатого Донбасса. В средней части прогиба располагается Ставропольское поднятие, состоящее из пологих складок мела, палеогена и миоцена на палеозойском складчатом основании. Большой Кавказ представляет собой крупное поднятие — антиклинорий северо- западного простирания. Складки слоёв в его части, сложенной доюрскими и нижнеюрскими породами, образуют асимметричный веер, опрокидываясь на северном крыле антиклинория на север, на южном— на юг. Северное крыло отличается гораздо более спокойным (на центральном отрезке — моноклинальным) строением, чем южное, для которого характерно развитие опрокинутых складок и надвигов. В пределах южного крыла на западе и востоке вырисовываются два прогиба — Новороссийский и Чиауро-Дибрарский, заполненные верхнеюрско-эоценовым флишем, они разделены Сванетским поднятием и окаймлены с юга поднятиями, протягивающимися из Абхазии через Рачу в Кахетию и Азербайджан. На погружениях антиклинория Большого Кавказа— на Апшеронском и Таманском полуостровах — развиты куполовидвые складки, частью диапировые складки. Между Большим и Малым Кавказом расположен Закавказский межгорный прогиб (синклинорий), состоящий из Куринской и Колхидской впадин, разделённых Дзирульским поднятием пород докембрия и нижнего палеозоя. Обе впадины заполнены мощной (местами более 10км) толщей отложений кайнозоя и отличаются гораздо более спокойной складчатостью, чем Большой Кавказ В их пределах установлены крупные погребённые поднятия.

Сложное поднятие (антиклинорий) Малого Кавказа складывается из трёх крупных структурных единиц- Сомхето-Карабахского поднятия, Севано-Акеринского прогиба и Мисхано-Зангезурского поднятия. Каждая состоит, в свою очередь, из системы кулисообразно расположенных поднятий и прогибов меньшего масштаба, вытянутых почти в широтном направлении с запада и северо-запада на юго-восток и восток. Севано-Акеринский прогиб отличается довольно напряженной складчатостью. Впереди Сомхето-Карабахского поднятия располагается отделённое от него Ахалцихской депрессией широтное Аджаро-Триалетское поднятие, сложенное осадками мела и палеогена, смятыми в веерообразные складки. Сходно с ним построено сложенное палеогеновыми п миоценовыми породами Талышское поднятие, находящееся на юго-восточном погружении Малого Кавказа. На крайнем юге Закавказья выделяются Ереванский и Нахичеванский синклинории, заполненные палеогеновыми и миоценовыми отложениями и разделённые Даралагязским поднятием палеозоя. Эта полоса составляет уже окраину следующего межгорного прогиба — Анатолийско-Иранского.