Смекни!
smekni.com

Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства (стр. 4 из 16)

Первый признак - самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо - предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе. Кроме того, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав.

Второй признак тесно связан с первым - предприниматель действует на свой риск. Приняв конкретное самостоятельное решение, предприниматель правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого коммерческого результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств[38]. Имеются в виду прежде всего предпринимательский риск, т.е. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т. ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст.929 ГК РФ) [39], а также другие страховые риски (предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности).

Третий признак состоит в том, что предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Он логически предполагает также систематическое осуществление самой деятельности, целью которой является достижение указанного результата.

Четвертый признак предпринимательской деятельности характеризует ее участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические и юридические), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. приобретшие гражданско-правовой статус предпринимателя.

Нетрудно заметить, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства большинство из этих признаков неприменимы.

Во-первых, самостоятельность коммерческой деятельности указанного хозяйства весьма относительна. От имени хозяйства в гражданском обороте выступает не его исполнительный орган (как в коммерческих организациях), а автономный субъект гражданского и предпринимательского права - глава хозяйства, признаваемый предпринимателем со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Во-вторых, фермерское хозяйство действует фактически не на свой риск и не под собственную имущественную ответственность. Согласно п.3 ст.8 Закона, фермерское хозяйство отвечает по сделкам "своим имуществом". Между тем "своим" может считаться либо собственное имущество, либо имущество, принадлежащее субъекту на основании одного из прав, предусмотренных законом. Фермерское хозяйство не обладает никакими правами на имущество и самостоятельно им не распоряжается. Владеют и пользуются "имуществом хозяйства" его члены, а не само хозяйство (см. ст.7 Закона). Реальную имущественную ответственность по долгам хозяйства также несут глава и другие члены хозяйства как собственники его имущества. Например, именно их недвижимое и движимое имущество, находящееся в общей собственности, будет включено в конкурсную массу фермерского хозяйства в случае признания хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства[40].

В-третьих, прибыль от предпринимательской деятельности получает не фермерское хозяйство, а его глава и другие члены.

В-четвертых, фермерское хозяйство не является лицом (физическим или юридическим). Между тем в соответствии с абз.2 п.1 ст.2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в т. ч. предпринимательских) могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Другие варианты не предусмотрены.

С учетом приведенных рассуждений можно сделать вывод, что в настоящее время правовое регулирование фермерских хозяйств носит отчетливо коллизионный характер. Принятие комментируемого Закона до внесения необходимых, обеспечивающих его действие, изменений в ГК РФ, с нашей точки зрения, было преждевременным. В настоящее время фермерское хозяйство вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании, по крайней мере до внесения в упоминавшиеся нормы ГК РФ изменений, однозначно констатирующих обратное.

Для того, чтобы хозяйство как объединение граждан могло участвовать в гражданском обороте, ему, согласно новому Закону, необходим еще и реальный субъект предпринимательской деятельности - предприниматель, действующий без образования юридического лица. Таким субъектом является глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями (см. ст.17 Закона и комментарий к ней). Однако он участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя.

В результате возникает весьма необычная правовая ситуация: в единой коммерческой структуре сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является чисто номинальным предпринимателем, своеобразной "вывеской": оно имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, "имеет" не принадлежащее ему имущество и этим же имуществом отвечает по "своим" долгам, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства, действующий от имени хозяйства, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства (по этой причине главу хозяйства вряд ли можно считать индивидуальным предпринимателем в общепринятом значении этого понятия).

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство - это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве[41].

Для уточнения понимания статуса крестьянских (фермерских) хозяйств весьма актуальными были бы подробные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Результаты научных исследований выявили преимущества и недостатки такой организационно-правовой формы, как фермерское хозяйство. Преимущества фермерских хозяйств обусловлены их семейной самоорганизацией, что позволяет оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве. Не последнее место занимает и высокая мотивация производительного труда. К недостаткам можно отнести сравнительно короткий срок существования, зависимость циклов развития фермерского производства от возраста главы хозяйства, опасность возникновения конфликтных ситуаций внутри семьи главы хозяйства. Фермерские хозяйства чаще всего создаются сельскими жителями, которые ранее работали в сельскохозяйственной сфере. Большинство глав фермерских хозяйств были руководителями колхозов (совхозов) или специалистами в области сельского хозяйства, многие - механизаторами.

Как показывают социологические опросы, в качестве основного мотива создания фермерского хозяйства руководители таких хозяйств указывают получение дохода, выживание семьи, а также стремление обеспечить работой ее членов. При этом, сравнивая работу в своем фермерском хозяйстве с работой в колхозе (совхозе), более 50 процентов фермеров отмечают, что при работе "на себя" у них повышается ответственность за свое дело, заинтересованность в результатах своего труда. Как формирующийся слой сельскохозяйственных товаропроизводителей российские фермеры маргинальны по своей сути, поскольку они являются "фермерами в первом поколении". Им еще предстоит продуцировать новые традиции и культурные образцы труда; предпринимательского поведения; семейных отношений, воспроизводящих и воспитывающих в фермерских детях способности, умение и желание продолжать родительское дело. Это - процесс длительный и поэтапный.