Смекни!
smekni.com

Мореплаватели XVII-XVIII веков (стр. 6 из 8)

Еще одну зиму он провел в Нижнекамчатске. Летом 1729 года он сделал попытку достичь американского берега, но 8 июня, через 3 дня после выхода в море, пройдя на восток чуть более 200 км, из-за непогоды, он приказал вернуться. Вскоре погода наладилась, но Беринг не изменил своего решения, обогнул с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск.

Во время этого плавания экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу. С учетом работ 1728 года съемка впервые охватила свыше 3,5 тыс. км западного побережья моря, позднее названного Беринговым.

Хметевский: опись Охотского моря.Участник Великой Северной экспедиции мичман Василий Хметевский в 1743-1744 гг. выполнил первое детальное описание части северного берега Охотского моря. Вместе с помощником Андреем Шагановым он начал съемку 28 июня 1743 года из Охотска. Зимой Хметевский составил карту заснятой части северного побережья. Летом 1744 года он и геодезист Неводчиков провели съемку побережья Камчатки от устья реки Хайрюзова до Большерецка. Завершить исследование оставшихся неописанными Гижинской и Пенжинской губ Хметевскому удалось лишь через 18 лет.

Плавание Беринга. Он сначала пошел на юго-восток в поисках мифической «Земли Жуана-да-Гама». Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что даже клочка суши в этой части океана нет, оба судна взяли курс на северо-восток. 20 июня на море пал густой туман и корабли навсегда разлучились.

17 июля 1741 года на 58º14´ с.ш. «Св. Петр» достиг американского берега. Не решаясь подойти ближе из-за слабого переменного ветра, Беринг двинулся на запад вдоль побережья, отметил невдалеке Ледник, ныне носящий его имя, через три дня открыл небольшой о. Каяк, а чуть севернее маленькую бухту, образованную узким полуостровом «матерого» берега. Беринг отпустил на берег Хитрово и Стеллера, а сам ни разу не сходил на американский берег, т.к. был тяжело болен.

2 августа был открыт о. Туманный. 4 августа – Евдокеевские острова, у берегов полуострова Аляски. 10 августа, когда уже три недели «Св. Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвинулся вперед, а цинга усилилась, Беринг решил идти прямо на Камчатку. 29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски острова. Там «Св. Петр» стоял неделю, и за это время русские впервые встретились с местными «американцами» - алеутами. Отплыв от островов 6 сентября все время шли на запад в открытом море. 4 ноября показались высокие горы, покрытые снегом. Моряки решили, что подошли к Камчатке. Перейдя на берег и вырыв в песке шесть прямоугольных ям для жилья. Когда закончилась перевозка больных на берег, только 10 моряков еще держались на ногах. 20 человек умерли, остальные болели цингой. Больной Беринг целый месяц лежал в землянке. 6 декабря 1741 года он умер. Земля к которой прибило его судно позднее получила название – о. Беринга. Море, открытое Поповым и Дежневым, по которому Беринг в 1728 году так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Попов и Дежнев, нанесенный на карту не им, а Гвоздевым и Федоровым, наречен по предложению Кука Беринговым проливом.

Гвоздев и Федоров – первооткрыватели Северо-Западной Америки. 23 июля 1732 года была отправлена экспедиция на обследование «Большой Земли». Руководил походом геодезист М. Гвоздев, штурманом был И. Федоров. На борту бота было 39 человек. 15 августа бот вошел в Берингов пролив, а 21 августа он подошел к «Большой Земле» - мысу Принца Уэльского, северо - западной оконечности Америки. На побережье моряки видели жилые юрты. Далее экспедиция обогнула с юго-запада полуостров Сьюард и вошла в залив Нортон, а уже оттуда двинулась на Камчатку. Итак, завершили открытие пролива между Азией и Америкой, начатое Поповым и Дежневым, не Беринг, чьим именем назван этот пролив, а Гвоздев и Федоров: они осмотрели оба берега пролива, острова, расположенные в нем, и собрали все материалы нужные для того, чтобы положить пролив на карту.

2. Купцы и кругооборот торговли.

Движение «туда и обратно». В XVII – XVIII вв. для трансатлантической торговли классической формой был треугольник. Например, Ливерпуль – Гвинейское побережье – Ямайка – возвращение в Ливерпуль. Торговлей по такой схеме занимались в XVII в. английский корабли. Они выходили с Темзы с грузом свинца, меди, соленой рыбы, который он доставлял в Ливорно; там он брал на борт наличные деньги, которые ему позволяет на Леванте или Кипре, загрузиться изюмом, хлопком, пряностями. В XVII в. торговля через (промежуточный) склад, которую практиковали голландцы, имела в принципе многочисленные отвлетвения, а их торговля «из Индии в Индию» была, по всей очевидности, построена по той же модели. Так, голландская Ост – Индская компания не жалела средств для удержания о. Тимор, в «островной Индии», лишь ради сандалового дерева, которое она вывозила, используя это дерево, как разменную монету в Китае, где оно весьма ценилось. Компания привозила в Сурат, в Индии, много товаров, которые она обменивала на шелковые и хлопчатые ткани, а в особенности на серебряные монеты, необходимые для торговли в Бенгале. В XVIII в. чтобы раздобыть себе в Италии»пиастры и цехилы, (необходимые) для их левантийской торговли», голландцы доставляли в Геную или в Ливорно товары из Индии, Китая, России или же кофе Мартиники и сукна Лангедока, которыми загружались в Марселе. Это примеры, дающие представление о том, что могла скрывать упрощающая схема движения «туда и обратно».

Португальцы и Испанская Америка. Недавние исследования осветили роль португальских купцов в Испанской Америке. С 1580 по 1640 гг. обе короны – португальская и кастильская – возлежали на одной монаршей голове. Эта уния двух стран привела к стиранию границ между гигантской Бразилией, удерживаемой португальцами в нескольких важнейших пунктах атлантического побережья, и далекой испанской областью Потоси в центре Анд. Впрочем, в силу факта своей почти полной торговой пустоты Испанская Америка сама открывалась иноземным купцам и уже давно португальские моряки и торговцы проникали на испанскую территорию.

В небольшом городе Сантьяго-де-Чили пред нами предстает испанский купец Себастьян Дуарте, который в компании со своим соотечественником Жуаном Батистой Пересом между 1626 и 1633 гг. совершал поездки до Панамы и до Картахены, закупал там черных рабов, разнообразные товары, драгоценные породы дерева. Португальская система с центром в Лиссабоне, простершаяся на двух берегах Атлантики, африканском и американском, связанная с Тихим океаном и Дальнем Востоком, была огромной сетью, распространившейся по всему Новому Свету за десяток или за два десятка лет. Разумеется, такое быстрое распространение было фактом международного значения.

Армяне и евреи. Армянские купцы усеяли своими колониями все пространство Ирана. Очень рано армяне прошли всю Индию. Армянский купец перебрался через Гималаи и достиг Лхасы, оттуда он совершал торговые поездки на расстояние больше 1500 км, добираясь до самой китайской границы. Но в Китай он почти не проникал; любопытно, что Китай и Япония оставались для него закрыты. Также они были в Турецкой империи. Продвигаясь в Европу, армяне объявились в Московской Руси, где им удобно было создавать свои компании и сбывать иранский шелк-сырец, который от обмена к обмену пересекал русскую территорию, добираясь до Архангельска и до соседних с Россией стран. Армяне обосновались на постоянное жительство в Московии, вели по ее бесконечным дорогам транзитную торговлю, добираясь до самой Швеции, куда они своими товарами попали также и через Амстердам. Короче говоря, перед нами армяне, встречающиеся по всему миру торговли, почти что повсюду.

Торговые сети еврейских торговцев тоже простирались на весь мир.

3. Эпоха Просвещения

Французское просвещение. Свою лепту в дальнейшее освоение мирового океана и открытие новых земель внесли различные ученые и научные общества, которые стали возникать во многих странах. Эпоха Просвещения с наибольшей силой проявила себя во Франции в XVIII в. (она началась в Англии в последней трети XVII в.), а затем ее основные идеи распространились по всей Европе и всему цивилизованному миру.

К середине XVIII в. произошел мощный взлет французского просвещения – широкого идейного движения, отражавшего антифеодальные стремления французской буржуазии и народных масс. Просветители считали целью общества человеческое счастье, а его главным условием – перестройку общества согласно требованиям разума, осуществления в нем «естественных», т.е. данных самой природой, «прав человека» прежде всего свободы и гражданского равенства. Эти принципы объединяли всех просветителей.