Смекни!
smekni.com

Народы Ямайки (стр. 2 из 2)

Среди национальных меньшинств самое крупное (3,4%) составляют индийцы, предки которых были ввезены из Индии во второй половине XIX и начале XX в. для работы на плантациях. Сейчас большая их часть занята в сельском хозяйстве, а горожане - в торговле. Сельское хозяйство острова обязано индийцам рядом нововведений (культура риса, новые породы скота). Большинство ямайских индийцев сейчас перешло на английский язык, хотя знание хинди среди определенной их части еще сохраняется. Индуистской религии придерживается не более 17% индийцев, остальные - протестанты разных толков.

«Белые» ямайцы составляют менее 1%. Большая их часть принадлежит к различным группам буржуазии, а также к интеллигенции. В их руках до сих пор сосредоточивается значительная доля богатств страны. В большинстве своем это выходцы из Англии, но есть переселенцы и потомки переселенцев с Кубы и из некоторых стран Европы. Особое место занимают так называемые немцы, предки которых были привезены по контрактам на ямайские плантации в первой половине XIX в. Почти все они слились сейчас с местным населением, но в поселке Сифорд-Таун еще сохранилась группа, не вступавшая в смешанные браки. Так как Сифорд-Таун остается самым крупным на острове поселением белых крестьян, то очень часто белых, занятых в сельском хозяйстве на Ямайке, называют немцами (хотя даже немецкие поселенцы уже забыли свой язык).

Китайцев на острове чуть больше 1%, причем около половины из них - потомки смешанных браков. Предки их были ввезены по контрактам для работы на плантациях. Сейчас, однако, основным занятием китайцев является торговля. Хотя все они владеют английским, значительная часть еще сохраняет знание китайского. Подавляющее большинство китайцев - протестанты.

Выходцы из Палестины и Ливана - арабы-христиане - впервые появились на Ямайке в 1891 г. Основное занятие их - торговля. Как и на других островах, на Ямайке их называют «сирийцами».

По вероисповеданиям население Ямайки распределяется следующим образом: около 30% - англикане, более 25% - баптисты, около 9% - методисты, около 8% - пресвитериане, около 6% - католики. Но хотя подавляющее большинство ямайцев исповедует различные христианские религии, среди них еще широко распространены культы, возникшие на базе старинных верований народов Западной Африки.

Официальным языком Ямайки является английский, но на самом деле эта островная страна является двуязычной, причем людей, говорящих по-английски, здесь гораздо меньше, чем тех, кто понимает его. Неофициальным языком страны является патуа - очень мелодичный диалект с присущими Ямайке ритмикой и модуляцией голоса. Язык патуа произошел от смеси креольского английского с местным языком, которая впоследствии была приправлена африканскими, португальскими и испанскими понятиями, а также растафарианским сленгом.

Ямайка относится к числу стран с относительно высоким естественным приростом населения (около 2,3%). Поэтому, несмотря на традиционное для страны превышение эмиграции над иммиграцией, численность ее жителей растет довольно быстро. Плотность населения высока (в среднем 184 человека на 1 кв. км, а местами до 400 человек). Особенно плотно заселена южная равнина к западу от Кингстона - основной сельскохозяйственный район страны. В результате развития капитализма в сельском хозяйстве Ямайки и разорения десятков тысяч крестьян, не выдержавших конкуренции с крупными плантационными хозяйствами, продолжает расти армия безработных. Доля постоянно безработных составляет около 1/4 экономически активного населения. Вот уже много лет эмиграция с острова служит каналом, по которому отводится часть рабочей силы. Однако с 1965 г. правительство Великобритании (страны, куда направлялась основная часть ямайских эмигрантов) резко сократило квоту на въезд иммигрантов из стран Содружества. Частично это было компенсировано тем, что в этом же году США отменили ограничительную квоту на въезд иммигрантов из карибских стран Содружества, что привело к увеличению эмиграции из Ямайки в эту страну. Но в целом эмиграция значительно сократилась.

Коренное население вобрало в себя смесь африканских и английских традиций. Широко распространено такое движение, как Растафари. Приверженцам этого движения характерны пацифизм и ритуальное курение марихуаны. Наиболее известным представителем Растафари является Боб Марли - певец, исполнявший рэгги, который для нынешнего поколения считается своеобразным божеством.

Предтечей культа Растафари считается родившийся на Ямайке Маркус Гарви (Marcus Garvey), который был лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association - UNIA), которая в 20-х годах нашего столетия стала самой влиятельной в США негритянской организацией.

В исторических пособиях о Маркусе Гарви говориться как о политическом лидере, боровшимся за экономическое равноправие черных и белых.

Гарви принадлежит сочинение "Черный фундаментализм", где содержатся призывы вернуться на землю предков, отказавшись от чуждой культуры, возродить гордость за свою расу и ее прошлое - Гарви приписывает африканское происхождение всей мировой цивилизации.

Там же он предсказывает воцарение в Африке черного императора, под властью которого возродится черная раса, поэтому для растофариан он является прежде всего пророком и провозвестником Хайле Селассие I.

Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь.

Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Хайле Селассие I (принц Рас-Тафарай) взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих что время освобождения уже пришло. Следуат отметить, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией и свобода для чернокожих существовала лишь формально.

Так началось движение растафари. В обстановке Великой депрессии и разрухи, вызванной на Ямайке ураганами в начале 1930 г., появление газетных сообщений о коронации Хайле Селассие сильно взбудоражило умы. Сразу три пророка - Леонард П.Хоуэлл, Джозеф Натаниел Хибберт и Арчибальд Данкли - одновременно и независимо друг от друга начали проповедь нового учения, подкрепляя его своеобразным истолкованием отдельных мест из Библии, особенно тех, где упоминалась Эфиопия (в значении: "Африка") или же содержались "намеки" на африканское происхождение библейских персонажей.

Здесь следует отметить, что впоследствии Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им ранее Спасителя, отметив в частности то, что в Эфиопии до сих пор существовало рабство. Растафарианцев Гарви назвал безумными фанатиками и ни раз высказывался против них. Они, тем не менее продолжали относиться к нему с почтением, простив ему его слепоту, ссылаясь на Иоана Крестителя, который, по их мнению, тоже сомневался в Христе.

Учение растофариан достаточно расплывчато, в каждой общине оно может свои отличительные черты, иногда доходя до противоречий. Но все же в нем есть нечто общее для всех. Это прежде всего идея о Хайле Селассие I как о царе и идея о богоизбраннасти чернокожих и о их возврращении из Вавилонского плена.

Хайле Селассие I называется "Львом Иудейским", "Царем Царей" и прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской, а также очередным воплощением Бога, избавителем избранной расы - черных иудеев. Его коронация является пришествием Мессии. История еврейского народа, изложенная в Ветхом Завете, - считается историей африканцев; белые же евреи - самозванцы, выдающие себя за богоизбранный народ. За грехи свои черные иудеи были наказаны рабством в Вавилоне. Пираты привезли чернокожих в Америку, т.е. в Вавилон.Но Бог давно простил свой избранный народ, вскоре он вернется на Сион, известный непосвященным как Аддис-Абеба. Эфиопия - это рай черного человека, Америка - это ад, Вавилон. Церковь - считается орудием Вавилона для обмана чернокожих, а избавление ждет не на небесах, а в Эфиопии. "Настоящий Бог белых - папа Иоанн XXIII, глава Куклусклана, очередное воплощение антихриста, прокаженного вурдалака, англосакса и рабовладельца Адама-Авраама". Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя, он вернется на Ямайку в 1960 г. на присланных Хайле Селассие кораблях, чтобы возглавить репатриацию.

По мнению растафариан, власть над миром дает скипетр Иудейского дома, похищенный в древности из Эфиопии Римом, а у Рима - Англией. Георг V послал на коронацию Хайле Селассие I своего сына, будущего Эдуарда VIII (реинкарнация Навуходоносора), чтобы вернуть скипетр. Ему же, несмотря на отречение из страха перед открытым ему Богом скорым концом Вавилона, предстоит править Вавилоном в дни гибели. Орудием разрушения Вавилона станет зверь из Откровения Иоанна - под ним понималаерся Россия. Избранный же народ после падения Вавилона придет к бессмертию и торжеству справедливости.

Бога растафариане называют "Джа" - от "Джехова" - "Иегова" Он имел много воплощений, последнее из которых - Хайле Селассие I. После него новых воплощений Джа не предвидется. Символы растафариан - зелено-красно-золотой флаг и нашивки той же расцветки - цветов национального флага Эфиопии и изображение льва ("Воинствующего Льва Иудейского") как символа мощи Эфиопии. Интересно, что в г. Монтегю-Бэй существовала маленькая секта, где вместо Хайле Селассие обожествлялся Иб-Сауд. Соответственно своей родиной и землей обетованной члены секты считали Аравию.