Смекни!
smekni.com

Китай как государство (стр. 3 из 3)

Запретный город. Самый обширный дворцовый комплекс в мире. С этого места Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Но даже сегодня, спустя 75 лет после того, как дворец покинул последний китайский император, он все еще остается запретным, половина города по-прежнему закрыта для любопытствующих туристов и окружена ореолом таинственности. Этот Дворец был первым из китайских объектов занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Императорский дворец был построен в 1406—1420. Его общая площадь — 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 9999 комнат. Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой. В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д.

Запретный город строился по указанию императора Юнлэ из династии Мин, который готовился перенести столицу в Пекин. В то же самое время император строил другой запретный город - на вершине горы Уданшань, который так и не посетил после завершения строительства. В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

Императорский дворец - это сочетание просторных площадей и великолепных дворцов с лабиринтами узких переулков. Даже самые мелкие детали имеют потайной смысл и значение. Еще в начале XX века на площадь перед Императорским дворцом могли ступить лишь немногие высокопоставленные чиновники, причем только в парадном одеянии, и иностранные подданные. Стоять они должны были молча, затаив дыхание, дабы не нарушить священную тишину. Простому же народу - лаобайсин - было строго-настрого запрещено даже приближаться к дворцу. Но и те счастливцы, которые были допущены ко двору, не могли беспрепятственно передвигаться по резиденции: внутри Запретного города существовали абсолютно недоступные территории - комнаты, где жила венценосная семья. Входить туда мог только сам император и евнухи.

Если смотреть на Запретный город с высоты Угольной горки - любимого парка императора, то можно увидеть желтые крыши и красные стены. Желтый и красный - главные цвета Императорского дворца. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение. Дворцы, выкрашенные в красный, возводились здесь уже 2000 лет назад. Второй, самый важный китайский цвет - желтый, цвет черепицы Запретного города. Китайцы верили, что Вселенная состоит из пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды. Самым важным из всех считалась земля, которая обозначала центр. Желтый - самый чистый из всех известных цветов, это цвет земли - центра мироздания. Он символизирует высокое положение и ритуал. Если какой-либо чиновник или члены его семьи одевались в желтое или использовали этот цвет иным образом - например, в оформлении интерьера или покрывали свои дома желтой черепицей, их ждала суровая кара, вплоть до смертной казни вместе со всеми чадами и домочадцами.

Фасады всех главных зданий дворца обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири. Главный вход тоже находится на южной стороне. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска. За воротами - внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка. Через нее перекинуты пять мраморных мостиков, символизирующих пять добродетелей и ведущих к Воротам высшей гармонии. За ними - еще один большой внутренний двор. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города - Дворец высшей гармонии.

Хутуны – «изюминка» Пекина, старинные переулки, окружающие Императорский дворец («Запретный город»). Пекинские хутуны возникли во времена династий Мин и Цин.

В хутунах к западу и востоку от дворца селилась дворцовая челядь и знатное сословие. Дома в этих переулках украшены великолепной резьбой и отличаются величественным стилем. Узенькие и кривые хутуны попроще располагались к северу и югу от дворца. По обе стороны хутуна тянутся ряды сыхэюаней – традиционных пекинских четырехугольных жилых домов дворового типа. Широкие хутуны обычно для удобства передвижения соединялись маленькими переулками.

Сегодня Пекин стремительно развивается, на месте старых переулков как грибы после дождя растут многоэтажные здания, но хутуны до сих пор – неотъемлемая часть столичной жизни. Хутуны до сегодняшнего дня составляют треть застроенной под жилье городской территории, почти половина пекинцев живет именно в них.

Китайская иероглифическая письменность - исключительное явление среди современных письменностей. Это - единственная иероглифическая письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н. э. и продолжает существовать в наши дни. Иероглифические письменности, которые были изобретены практически во всех очагах древних цивилизаций - на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Центральной Америке, исчезли, оставив после себя немногие памятники. И только китайская иероглифическая письменность на протяжении всей своей истории смогла приспособиться к меняющимся условиям развития цивилизации и оставаться сложным, но приемлемым для Китая средством письма. Знак китайского письма представляет собой сложную графическую фигуру. Его китайское название – цзы - "письменный знак" в европейских языках он называется character - "знак", по-русски он по аналогии со знаками других иероглифических письменностей называется иероглиф. Соответственно по-русски китайская письменность традиционно носит название иероглифической. Необычность китайского письма всегда вызывала любопытство как ученых специалистов, так и многочисленных любителей. О ней существует большая литература, однако научное изучение ее истории началось с конца прошлого века после открытия древнейших памятников китайского письма. Иероглифическое письмо отличается от алфавитного не только формой или степенью сложности отдельных знаков. Отличия проявляются во всех свойствах знаков этих двух видов письменности.

Что есть Китай? Одна из древнейших на земле цивилизаций насчитывающая более пяти тысячелетий, родина бумаги, шелка, пороха, чая и многого другого. А может быть это последний оплот коммунизма или родина конфуцианства. Как правильно сказал один из американских лидеров: "Китай – это не только другая страна, это другая планета, на которой обитают существа совершенно другой расы, мотивы слов и поступков которых подчиняются железной многотысячелетней логике, для обычного человека не имеющей разумного объяснения."

Они и сегодня не торопятся открывать никому свои тайны, эти жители "срединного государства", для которых мы всего лишь "люди с окраин". Может быть мы еще слишком молоды и не доросли, чтобы понять их, ведь в то время когда галлы разрушали римскую империю, а Киевская Русь принимала христианство китайцы уже вовсю использовали бумажные деньги.

Для чего же мы снова и снова едем в Китай: чтобы стать настоящим китайцем поднявшись на Великую Китайскую Стену, посетить легендарный монастырь Шаолинь, увидеть терракотовую армию Цинь Ши Хуанди и Запретный город или просто понежится под солнцем на пляжах Хайнаня и полакомиться экзотическими фруктами. Или мы хотим воочию увидеть контрасты свойственные пожалуй только Китаю, где сверкающие небоскребы мегаполисов соседствуют с хутунами, а безжизненные равнины пустыни Гоби на севере поразительно контрастируют с тропическим раем на юге и вечным холодом ледников "крыши мира" — Тибета.