Смекни!
smekni.com

Вода как важнейший стратегический ресурс во внешней политике Ирана (стр. 2 из 3)

Одной из проблем, которая должна быть решена в ближайшие годы, является вопрос повторного использования воды промышленными предприятиями, поскольку потребности промышленности в воде в будущем могут увеличиться в несколько раз.

Бытовое использование воды в городах

В городах вода используется, как правило, для бытовых потребностей, полива парков, садов, нужд пожарных команд, наполнения городских бассейнов, а также обеспечения мелких промышленных предприятий. По имеющимся оценкам, потребление воды городским населением в 1972 г. составляло около 500 млн. куб. м в год. В это время около 40% городского населения приходилось на район Тегерана, где подушевое потребление составляло около 113 литров в сутки. В 1975 г. в Тегеране и Эсфахане ежедневно расходовалось соответственно 182 и 150 л воды на человека. По имевшимся оценкам, в 1976 г. в Тегеране на человека расходовалось 200 л воды в сутки. В целом же, несмотря на быстрый рост городского населения и количества городов, продажа воды государством за 1996–2000 гг. практически не увеличилась, оставаясь на уровне 2,7–2,8 млрд. куб. м в год.

Та важная роль, которую играет в жизни Ирана и его населения вода, требует тщательного изучения всего комплекса вопросов, связанных с возможностью увеличения запасов и более рациональным использованием имеющейся воды в Иране. Эти вопросы можно разделить на две категории:

а) факторы, зависящие от природных условий;

б) трудности общественного и административного характера, происходящие от неумелого управления или неудачной структуры либо существующие как укоренившиеся обычаи и привилегии.

Недостаток воды и наличие пустынь можно считать результатом действия климатических, географических и геологических условий, которые действуют следующим образом:

1. Неравномерное распределение осадков и неблагоприятное распределение осадков по сезонам.

2. Недостаток осадков в южных районах страны. Климатические условия препятствуют возврату на территории Ирана испаряющейся из Персидского и Оманского заливов влаги и способствуют тому, что на южном берегу Ирана дожди очень редки, идут в виде ливней, приводящих к сильным паводкам и селям, воду которых нельзя использовать.

3. Высокая испаряемость. Сильно греющее солнце, жаркая погода в большинстве районов страны, сезонные ветры в некоторых регионах – все это увеличивает испаряемость до значительного уровня, что влечет за собой как увеличение потребностей растений в воде, так и излишние потери воды в виде испарений.

4. Засоление пресных вод. Во многих районах страны, особенно в центральных и южных, вода, выпадающая в виде осадков, протекая по засоленным площадям и просачиваясь через засоленные пласты грунта, делается непригодной к использованию как сама, так и превращает в непригодную воду тех источников, в которые она, в конце концов, попадает.

5. Бедные почвы на склонах гор. В большинстве площадей водосборов слабый грунтовый покров приводит к тому, что атмосферные осадки проникают вглубь на незначительную величину и образуют поверхностные потоки, что ведет к размыву поверхностного слоя и к быстрому исчезновению воды из пределов досягаемости.

6. Большие расстояния между источниками воды и районами ее использования.

Общественные и организационные трудности

Способы использования воды в Иране и эксплуатация водных источников не только не претерпели сколько-нибудь значительных изменений, но в некоторых районах ничуть не изменились с древних времен. Кроме того, накопление, распределение и использование воды различными организациями страны ведется без нужной координации, что, в свою очередь, приводит к таким трудностям, как:

1. Большие потери воды в канатах. Поскольку наибольший расход воды в канатах приходится на зиму и весну, когда канатная вода обычно не используется для нужд сельского хозяйства, получается, что от одного до шести месяцев канаты расходуют воду бесцельно. Как показали исследования, в 1973 г. 20% воды, полученной из канатов, были безвозвратно потеряны.

2. Потери воды в городах. Во многих городах до сих пор сохраняются старые водозаборные сооружения (земляные или деревянные плотины), подающие воды в арычную сеть. Каждый паводок обычно наносит значительный ущерб этим сооружениям, разрушает плотины, заносит каналы илом, что кроме прямого материального ущерба влечет за собой также потери значительных объемов воды, проходящей по этим каналам.

3. Аккумулирование и распределение воды. Успехи, достигнутые в области сооружения распределительных систем, по сравнению с деятельностью по строительству водохранилищных плотин были гораздо более скромными, что приводит к разнице во времени между использованием капитальных вложений в сельскохозяйственные объекты и отдачей от них и, в конечном счете, также и к потерям воды.

4. Программа обеспечения водой городов. Отсутствие долгосрочной программы обеспечения водой городов с учетом их быстрого роста и развития приводит к возникновению серьезных проблем во многих из них.

5. Недостаток квалифицированных кадров. Усиление деятельности по развитию водных источников страны и увеличение спроса привели к дефициту иранских специалистов, особенно в области долгосрочного планирования и осуществления крупных проектов, вроде строительства водохранилищных плотин. В настоящее время подавляющая часть таких объектов сооружается при помощи иностранных советников.

Анализируя все сказанное выше, можно прийти к выводу, что трудности, вызываемые несовершенством государственных организаций, могут быть преодолены в течение довольно короткого времени, однако проблемы, возникающие как следствие социальных условий, укоренившихся привычек и обычаев, а также природных условий, потребуют для своего разрешения гораздо более длительного периода.

Все реки Ирана можно разделить на две группы:

а) реки, берущие начало на территории Ирана и уходящие на территорию соседних стран, как, например, р.Сирван, стекающая с гор Альванд и уходящая в Ирак;

б) реки, имеющие истоки в соседних странах и втекающие на территорию Ирана или текущие по границе, как Аракс, Атрек, Харируд (Теджен на территории Туркменистана) и Гильменд.

В целом ежегодно из Ирана на территорию соседних стран утекает около 14 млрд. куб. м воды, что составляет 17,7% поверхностного стока всей страны. С другой стороны, с территории соседних стран ежегодно на территорию Ирана втекает 6,7 млрд. куб. м воды и, таким образом, несмотря на имеющийся дефицит воды в Иране, он отдает другим странам в среднем 7,3 млрд. куб. м воды каждый год.

В международной практике совместное использование водных ресурсов двумя или более государствами находит все большее распространение. Имеются примеры использования рек, проходящих транзитом по территории ряда государств. Так, например, использование вод Нила Египтом потребовало учета интересов Судана. США и Канада совместно используют Ниагару и Колумбию, которые разделены государственной границей таким образом, что верхнее течение этих рек находится в Канаде, а нижнее – в США. Имеются также случаи совместного использования водотоков, проходящих по границе сопредельных стран. К таким случаям следует отнести совместное использование Румынией и Югославией Дуная (ГЭС Золотые ворота), Ираном и республиками бывшего СССР рек Араке и Атрек, Мексикой и США водных ресурсов реки Рио-Гранде-дель-Порте, Россией и Норвегией гидроэнергетических ресурсов пограничной реки Раатсо-Йока.

До настоящего времени международная практика не выработала каких-либо установившихся правил и законов, регламентирующих распределение водно-энергетических ресурсов. В каждом отдельном случае заинтересованные стороны заключают соглашения, определяющие правила использования и эксплуатации рассматриваемых ресурсов. Очевидно, это связано с тем, что при совместном использовании водотока встречаются весьма разнообразные географические, природные, экологические и экономические условия, которые не поддаются обобщению. Все это многообразие фактов может быть регламентировано только двусторонними соглашениями, которые могут учесть все специфические особенности, характерные для каждого конкретного случая. Разнообразие условий соглашений можно проиллюстрировать целым рядом примеров как в случае, когда граница разделяет реку на верхнюю и нижнюю часть, так и в случаях, когда река служит границей между государствами.

Если в отношении использования воды рек Аракс и Атрек в настоящее время никаких противоречий не существует, то в отношении некоторых других рек они уже возникали или могут в обозримом будущем возникнуть. Это, в первую очередь, относится к реке Харируд, берущей начало в Центральном Афганистане, протекающей частично по границе между Ираном и Афганистаном и под названием Теджен теряющейся в песках Туркмении. Если афганцы решат построить на Харируде плотину в районе Салма, как это предусматривалось еще в начале 70-х гг., то поступление воды из этой реки для орошения земель на иранской территории практически прекратится.

Еще одним узлом противоречий может стать нижнее течение реки Гильменд на ирано-афганской границе. Дело в том, что вся площадь водосбора этой реки со среднемноголетним стоком в 16 куб. км расположена на территории Центрального Афганистана, а питает она систему Сейстанских озер-хамунов, частично расположенных на территории Ирана. Поскольку эти озера служат единственным источником снабжения населения питьевой и хозяйственной водой, Иран не заинтересован в том, чтобы на афганской территории строились какие-либо ирригационные сооружения, уменьшающие сброс воды в озера. Афганцы же, наоборот, еще 50 лет назад начали с помощью США осваивать долину Гильменда, построив несколько плотин и каналов. По ряду причин освоение земель в новых районах шло медленно, и отбор воды для целей ирригации был сравнительно небольшой. Теперь же, в связи с ростом населения и потребностей в сельскохозяйственной продукции, освоение земель в долине Гильменда может идти гораздо интенсивнее, и приток воды в озера сократится. Еще более ста лет назад англичане несколько раз пытались разрешить афгано-иранские споры о воде в низовьях Гильменда (комиссия генерала Гольдсмита в 1872 г, Мак-Магона в 1903 г.и др.). Интересно отметить, что решения, принимавшиеся этими комиссиями, были диаметрально противоположными. В 1872 г. было решено, что Иран имеет право на 2/3 стока реки, решением 1903 г. Афганистан в свою очередь получал право использовать на своей территории 2/3 стока. В 1939 г. страны достигли соглашения о делении стока реки поровну. В начале 60-х гг. по решению Мухаммада Найма (двоюродного брата короля, министра иностранных дел и второго зам. премьера афганского правительства) была организована специальная экспедиция из афганских и советских специалистов различного профиля, которая должна была обследовать низовье р. Гильменд и постараться найти место для строительства плотины, которая помогла бы сохранить всю воду реки на афганской территории. Равнинный характер местности не позволяет создать водохранилище такого объема, одна впоследствии афганцы небольшую плотину в этом районе все же выстроили.