Смекни!
smekni.com

Экономическое положение Китайской Народной Республики (стр. 2 из 3)

Второй по населению город Китая – Пекин. Он расположен на Великой Китайской равнине в 170 км от моря, В одном из наиболее густонаселенных районов страны. Центральная часть Пекина включает Внутренний (Запретный) город с бывшими императорскими дворцами, которые носят наименования: палата Высшей гармонии, палата Полной гармонии, палата Сохранения гармонии, со множеством других сооружений, часть которых превращена в музеи. К югу от главной улицы Чананьцзе (улица Долгого спокойствия) и центральной площади Тяньаньмэнь (Площадь небесного спокойствия) находится Внешний город - промышленные, торгово-ремесленные и жилые кварталы. Площадь Тяньаньмэнь считается самой большой в мире; на ней могут одновременно разместиться 2 млн. человек. Внутренний и Внешний город вместе образуют Старый Пекин. А за их пределами после 1949 г. вырос Новый Пекин. в 1984 г. китайское правительство приняло решение открыть для внешнего мира 14 приморских городов, получивших право прямых внешнеэкономических связей. Были также созданы пять свободных (специальных) экономических зон.

Крупнейшая из них - СЭЗ Шэньчжэнь - находится по соседству с Сянганом. За последние два с лишним десятилетия здесь, на месте захолустного городка с 6-7 тыс. жителей, вырос город-миллионер с современными небоскребами, автострадами, международным аэропортом, технологическим парком. В Шэньчжэне производят более 1 тыс. различных изделий и товаров, но главенствуют отрасли высокой технологии.

В центральной зоне преобладает производство топлива и энергии, химических продуктов, сырья и полуфабрикатов, продовольствия. В западной зоне предпочтение отдается животноводству, переработке минерального сырья. [1]

В Китае сильно развито животноводство. Например, 950 млн. голов свиней (половина имеющихся в мире) приходится на долю Китая. [2]

Развивается рынок мобильной связи. К 2005 г. в Китае, насчитывалось 350 млн. абонентов мобильной связи (в 1996 г. их было лишь 7 млн.), что вдвое больше чeм в США. [2]

Восстановление биржевого рынка Китая происходило в рамках экономических реформ конца XX в. В конце 1990 г. возобновила работу Шанхайская фондовая биржа. В июле 1991 г. в наиболее успешной специальной экономической зоне КНР была организована вторая крупная фондовая биржа – Шэньчжэньская. Это позволило предприятиям аккумулировать средства, а населению инвестировать их или играть на бирже, однако до 1992 г. обращались на биржевом рынке только облигации.

Несмотря на жесткое регулирование государством всех составляющих китайского фондового рынка, как и все рынки стран с переходной экономикой, этот рынок оставался неустойчивым и отличался высокой волатильностью. Взлеты и падения цен на торгуемые бумаги происходили часто и под воздействием не только экономических, но и многих других факторов. Вследствие этого фондовый рынок периода преобразований китайской экономики в рыночное хозяйство пережил многочисленные кризисы. В целом за 1990-е годы 18 раз отмечены случаи изменения индекса акций Шанхайской фондовой биржи на 15% за день1. Наибольшее падение цен в конце XX в. было зафиксировано 18 февраля 1997 г. в связи со слухом о смерти тогдашнего лидера КНР Дэн Сяопина.

Быстрое развитие фондового рынка КНР после 2003 г. было определено приходом к власти нового руководства и в связи с этим внутренней социальной и политической стабилизацией страны. Главными компонентами стратегии развития Китая стали глобализация экономики, защита прав частного собственника и постепенная политическая либерализация отношений с мировым сообществом. Этот курс сложился на рубеже 1999-2000 гг. в ответ на последствия Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., который показал, что внешнее воздействие, не подконтрольное внутреннему регулированию, может перечеркнуть достижения национальной стратегии экономического развития. Ставка властей на фондовый рынок как один из возможных факторов экономического роста повысилась. За счет размещения акций в 2001 г. было привлечено 9,3 млрд долл., а к апрелю 2002 г. - около 150 млрд. [3]

2. Ресурсы и факторы развития КНР

Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.

Первый фактор – эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и влияет на протекающие процессы на всех этапах экономической реформы. В китайской теории реформ для обозначения роли государства употребляется термин «комплексная система макроэкономического контроля, осуществляемая за счет экономических рычагов». Китайские руководители постепенно шаг за шагом по мере назревания необходимости строили рынок (институты, конкуренцию, частную собственность) и параллельно поддерживали и модернизировали госпредприятия.

Сторонники «шоковой терапии», включающей в себя четыре основных элемента: либерализация цен, либерализация внешней торговли и валютного курса, разгосударствление и приватизация госпредприятий, проведение безинфляционной макроэкономической политики, считают, что этого достаточно для быстрого выравнивания структуры цен до мирового уровня и строительства рыночных институтов, а дальше рынок будет сам регулировать экономические процессы. Последователи шоковой модели понимают, что приватизация госпредприятий неизбежно будет вести к росту безработицы до тех пор, пока частный сектор не начнет абсорбировать избыточную рабочую силу. Поэтому чем короче будет переходный период, тем скорее, по мнению сторонников «шоковой терапии», настанет стабилизация экономики. Например, Джеффри Сакс аргументировал это так: «если вы собираетесь отрезать коту хвост, то лучше сделать это одним махом, чем резать кусочками». Считается, что, так как боль будет кратковременной, политическая оппозиция реформам скоро погаснет, так и не успев привести к отмене реформ.

Китайские сторонники «градуализма» утверждают, что четыре вышеупомянутых элемента «шоковой терапии» не обязательно вводить одновременно и мгновенно. Они считают, что процесс должен проходить постепенно, сектор за сектором, растягиваясь на многие годы, и в это время (до запуска рыночного автопилота) роль государства исключительно велика. «Градуалистский» подход может быть охарактеризован четырьмя принципами. Во-первых, ценовая реформа может быть неполной и постепенной (система параллельных цен в Китае). Во-вторых, появление иностранных конкурентов на внутреннем рынке должно быть постепенным, чтобы не привести к краху национальной промышленности. В-третьих, приватизация госпредприятий не необходима на первом этапе реформ, а частная собственность может развиваться не вместо государственной, а вместе. В-четвертых, переход к рыночной экономике может осуществляться без чрезмерно жесткой макроэкономической политики: «денежно-кредитная политика может быть не жесткой или мягкой, а поддерживающей необходимых, важен порядок (приоритеты) реформ, синхронизация означает не одновременость всех реформ, а их последовательное взаимовлияние. В Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовая – реформе собственности и имущественных прав. В то же время нельзя, чтобы отдельные звенья реформ слишком опережали другие, а некоторые, наоборот, отставали.

В зависимости от этапа формирования рыночных механизмов изменялись функции китайского государства и особенно формы их реализации. Прямые методы управления заменялись косвенными, директивное планирование – индикативным планированием и прогнозированием, центр тяжести государственного вмешательства носился с микроэкономического уровня на уровень макроэкономического регулирования и, главное, административные методы регулирования экономических процессов заменялись рыночными.

Анализ показывает, что существовавшая на всех этапах китайских реформ система госуправления была адекватна задачам экономической модернизации страны, что позволило превратить Китай в современное мощное государство.

Второй фактор – значительные ресурсы рабочей силы при постоянном повышении их качества и невысокой зарплате (избыточная рабочая сила на рынке труда позволяла и позволяет удерживать заработную плату на низком уровне). Физический рост населения и перемещение рабочей силы из трудоизбыточных районов в новые точки роста обеспечивали в период 1978–1988 гг. около трети прироста ВВП. [4]

Большая часть средств вкладывается в развитие высшего образовaния. В результате имеющиеся в Китае первоклассные университеты ежегодно готовят 0,5 млн. ученых и инженеров. В США этот показатель находится на уровне 60 тыс.

В Китае число молодых инженеров достигает 1,7 млн., в то время как в США - 700 тыс. [2]

Третий фактор – высокая доля сбережений и инвестиций (выше 30 % ВВП), дополненная эффективными стратегиями привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь в высокотехнологичные отрасли. По оценкам многих китайских специалистов, инвестиции обеспечивали также около трети прироста ВВП.

Четвертый фактор – открытость экономики (кайфан чжэцэ), основанная на экспортоориентированной модели развития, предполагающей за счет роста валютной выручки повышение техно- и наукоемкости экономики, освоение новейших информационно-коммуникационных технологий, внедрение современных схем промышленной логистики. [4]

В первые 30 лет после создания КНР в силу особенностей международной обстановки и экономической блокады Китай был вынужден опираться исключительно на собственные силы, практически не контактируя с мировой экономикой.

В 1970-е гг. ситуация начала меняться. Внешнеэкономические отношения Китая динамично развиваются, и к концу ХХ в. доля внешней торговли занимает существенную часть от ВВП страны. Выход из состояния внешней изоляции стал первым толчком к динамичному экономическому развитию. [5]

Пятый фактор – выгодное территориально-природное расположение. Немаловажное значение в успехах Китая имеет географическое положение его территории. В историческом процессе формирования своей территории экспансия в южном и северо-западном направлении дала стране выход к Тихому океану, на ее территории оказались кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана в страны Европы. Китай располагает третьей в мире территорией (после России и Канады).