Смекни!
smekni.com

Ливия: с Земли на Луну и обратно (стр. 2 из 3)

Потому что пустынные ветры горды

И не знают преград своеволью,

Рушат стены, сады засыпают, пруды

Отравляют белеющей солью.

И, быть может, немного осталось веков,

Как на мир наш, зеленый и старый,

Дико ринутся хищные стаи песков

Из пылающей юной Сахары.

Средиземное море засыпят они,

И Париж, и Москву, и Афины,

И мы будем в небесные верить огни,

На верблюдах своих бедуины.

И когда, наконец, корабли марсиан

У земного окажутся шара,

То увидят сплошной золотой океан

И дадут ему имя: Сахара.

На рубеже нашей эры в наскальной живописи наступает «период верблюда» - пустыня окончательно и навсегда вступает в свои права. Приходит эпоха караванной торговли, пышному расцвету обязанная арабским купцам. Крупнейшими центрами караванной торговли в Ливии были Мурзук, Гат и Гадамес, стоявшие на пересечении путей, ведущих к Тимбукту в долине Нигера, в Кано и к соляным копям Бильмы (в современной Республике Нигер). В Гате ежегодно в конце декабря проходит фестиваль туарегов, и это мероприятие – единственная возможность познакомиться с культурой туарегов не только Ливии, но и близлежащих Алжира и Нигера. Дело в том, что Муамар Каддафи переселил практически всех этих «рыцарей пустыни» в города. Для туарегов, не признававших «оазисно-городской» образ жизни, это было ударом, подорвавшим их вековые устои. Они имеют возможность «припасть к истокам» раз в году, как раз накануне Нового Года. Так что можно смело порекомендовать совместить визит в Сахару с посещением гатского фестиваля и безалкогольным празднованием Нового Года.

Однако, мы встретили там туарега, бывавшего в СССР! Не Тирессуен, но Абдул Керим. Учился на инженера в Минске. Он был «командиром» нашего каравана джипов во время поездки по Сахаре. Однако, когда я стал сыпать терминами на тамашек (туарегском языке), он меня не понял. Значит, ненастоящий туарег, «ряженый». В Акакусе подъехали к тростниковым хижинам какого-то племени, но нас туда не пустили – не было мужчин. Но судя по «зачуханности» этой деревеньки и жителей ея, это были не туареги даже, а потомки их чернокожих рабов – икланов. Настоящий благородный туарег-амахар должен быть светел кожей и высок. Такие тут, по всей видимости, выродились...

В октябре проходит фестиваль берберской культуры в Гадамесе – настоящей жемчужине так называемой «сахарской» архитектуры. Гадамес находится уже на границе Сахары и «прибрежной» Ливии. Сейчас в старой части города осталось мало жителей; это скорее уже город-музей. Характерной особенностью его являются улицы-коридоры, закрытые навесами, защищающими от солнца и сохраняющими прохладу в самый жаркий день. Можно сказать, что Гадамес – город с единой системой кондиционирования воздуха! Многоэтажные глинобитные дома, белоснежные башни, минареты, бесчисленные запутанные закоулки Гадамеса напоминают о его былой славе и заставляют при этом задуматься о бренности всего сущего.

В Гадамесе я передал городскому музею копию главы из книги Елисеева, посвященную Гадамесу, а также его портрет (Елисеева почему-то приняли сначала за Путина: солидный мужчина с бородой и в военной форме). Самое интересное то, что рисунки, сделанные Елисеевым, оказались самыми старыми в музейном собрании – у них там в основном фотографии начала XX века.

Между Гадамесом и Триполи простираются горы Джебель-Нафуса. Они – обиталище берберов, не раз наводивших ужас на прибрежные города. По сей день то тут, то там встречаются укрепленные крепостцы, служившие не только для укрытия от неприятеля, но прежде всего для хранения продовольственных запасов. Внутри эти крепости – касры - напоминают жилища гномов: маленькие комнаты-пещерки, к которым нужно забираться по почти отвесной стене, цепляясь за ненадежные крохотные ступеньки и некие подобия поручней. Наиболее значительные касры находятся в Налуте и Кабау. Помимо берберских существуют и арабские замки, например Каср-эль-Хадж, напоминающий по форме римский Колизей.

Римляне оставили на земле Ливии гигантские развалины своих городов. Лептис Магна (130 км к востоку от Триполи) по праву считается крупнейшим античным археологическим комплексом в Африке. Её расцвет приходится на I-III века нашей эры. В 146 году здесь родился будущий римский император Септимий Север, о чем напоминает массивная триумфальная арка. Как и большинство древних городов Триполитании (историческая область Ливии с центром в Триполи; другие две области, некогда составлявшие конфедерацию – Киренаика с центром в Кирене и Феццан с центром в Мурзуке), Лептис Магна была основана финикийцами как торговая фактория примерно 900 году до н.э., и пришла в полный упадок с приходом арабов в VII веке. Кстати говоря, именно из Лептис Магны была совершена первая большая «транссахарская экспедиция»: в начале V в. до н.э. отсюда отправились к долине «большой реки» (Нигера) пятеро отпрысков вождя берберского племени насамонов («Экспедиция насамонов»), о чем поведал нам историк Геродот. Из архитектурных сооружений Лептис Магны следует выделить форум Септимия Севера, термы Адриана, Рыночную площадь, а также замечательный Театр, с верхних ступеней которого можно не только обозреть его колоннаду над сценой, но и синее море, окружающее город. Старая гавань Лептис Магны обмелела, а от маяка, соперничавшего по высоте с Фаросским, осталось только основание. Амфитеатр и ипподром находятся в полукилометре от города.

Театр является гордостью Сабраты – другого римского города, лежащего в 80 км к западу от Триполи. В 365 году он был разрушен сильнейшим землетрясением, и с тех пор не восстанавливался в прежнем блеске. Сабрата была построена из песчаника, в отличие от Лептис Магны, где основным стройматериалом был изветняк, а потому сохранность её сооружений на порядок хуже. Театр Сабраты (конец II века н.э.) напоминает чем-то Петру; по крайней мере, цветовая гамма почти та же. В Сабрате, как и в Лептис Магне, есть «Римский музей», где собраны артефакты, найденные на месте раскопок, статуи и мозаики.

Лучшим собранием римских древностей можно по праву назвать Музей Джамахирии в Триполи. В этом музее представлена вся история Ливии, начиная с палеолита, заканчивая полковником Каддафи. Музей находится в Ассаи-аль-Хамре – «Красном замке», бывшем когда-то резиденцией беев и раисов, правивших Триполитанией. Последние, будучи адмиралами пиратских флотилий, держали в страхе всё Средиземноморье, подобно туарегам в Сахаре, грабившим торговые караваны, вплоть до того момента, когда в 1819 году «институт пиратства» был упразднен под давлением Англии и Франции.

Триполи – город удивительный. Он сочетает в себе черты Востока и, как это ни странно звучит, тоталитарного Запада. Пусть это покажется каламбуром, но существуют три Триполи (название Триполи происходит от Tripolis – «три города»: Лептис Магна, Сабрата и Эа – соаременный Триполи). Первый – это средневековая арабо-берберо-турецкая Медина, с мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями, тесными улочками, многолюдными рынками. Маленькое вкрапление римского города Эа – арка Марка Аврелия (II в.) рядом с мечетью Гурджи. К востоку от Медины, у подножия «Красного замка» лежит Зелёная площадь. Зеленый цвет – вообще самый любимый ливийцами. Как и белый. Белые стены, зелёные наличники, ставни и двери... Уже на площади начинается город, построенный Муссолини. Ливия была не просто колонией Италии с 1912 по 1943 год; в 1939 году она была объявлена частью Италии! Прямые проспекты, пассаж по подобию неаполитанского, Кафедральный собор (1928 г.), превращенный, впрочем, в мечеть после революции 1969 года... К западу и югу от Медины – новый, «социалистический» город, в котором есть даже свои «небоскребы», впрочем, весьма невысокие и немногочисленные.

Вот что пишет о Триполи Александр Елисеев ( в этом отношении Триполи остался прежним):

«...Я не могу не обратить своего внимания с первых же шагов по улицам Триполи на разнообразие его населения, еще более заметное, чем в других прибрежных городах, исключая разве некоторых портов Сирии. Впервые на улицах Триполи мы встретили массу народностей берберской расы, которая идет по всей Северной Африке от границы Египта до океанских берегов Марокко, и составляет главную массу обитателей Сахары.

Нигде, даже в Египте и в Аравии, мы не встречали такой массы представителей всевозможных негритянских племен, как в Триполи, некогда служившем одним из главных рынков торговли черным товаром. Все черные племена Судана до границы Абиссинии, Конго и Сенегамбии имеют своих представителей в Триполи и его ближайших окрестностях, местами представляя даже главную массу населения.

Кроме берберов, негров и арабов, на улицах Триполи встречается много местных евреев, турок, греков, мальтийцев и итальянцев, представляющих главных коммерсантов города. Разнообразие типов, одежд и особенно языков оглушает и поражает всякого новоприбывшего уже при первых его шагах по улицам Триполи; чем далее и внимательнее будет он всматриваться в окружающую его толпу, тем разнообразнее и занимательнее покажется это наблюдение, особенно для этнографа, который может проводить целые часы на базарах и улицах этого города, представляющего одни из главных ворот Сахары».

Восточная часть Ливии – Киренаика – также довольно интересна с точки зрения туризма. Здесь два главных «центра притяжения» - древнегреческий город Кирена, который может соперничать по своему значению с Лептис Магной, и Тобрук. Интересно отметить два факта, связанные с ними. Именно в Кирене в среде ученых-философов в V-IV вв. до н.э. родилась теория «гедонизма», которая идет явно вразрез с пуританством современной Ливии. А под Тобруком во время Второй Мировой войны на работах было задействовано более 20000 советских военнопленных, прибывших сюда вместе с немецким корпусом Роммеля. Многие из них сбежали к бедуинам, перешли в ислам и зажили свободной жизнью.

Так что, если в песках Сахары вы встретите голубоглазого кочевника на белом верблюде-мехари, то возможно, что это наш с вами бывший соотечественник.