Смекни!
smekni.com

Озеро Байкал 4 (стр. 2 из 3)

Охраняемые природные территории в бассейне оз. Байкал (схема создана с учетом работ [2, 3, 9—11]).

а — национальные парки: I — Прибайкальский, II — Забайкальский, III — Тункинский, IV — Хубсугульский, V — Хорго, VI — Терелдж; б — заповедники: 1 — Байкало-Ленский, 2 — Баргузинский, 3 — Байкальский, 4 — Сохондинский, 5 — Джиргинский, 6— Богд-Хан-Уул, 7— Уран-Бурхээр, 8— Тулга-Тогоо-Жалавч, 9— Булган-Уул, 10 — Бат-Хан-Уул; в — заказники; границы: г — государственная, д — бассейна оз. Байкал, е — охраняемых территорий, ж — охраняемых территорий вне границ бассейна.

Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» позволяет создавать другие виды таких территорий на локальном и региональном уровнях. Именно на этом может основываться решение проблемы создания единой системы. Такими участками могут стать муниципальные и районные охраняемые территории разного назначения и типа подчинения, а также выделы с ограниченным природопользованием. Таков, например, заказник Сушинский Калтус в Ангарском районе Иркутской области, созданный по инициативе отдела экологии района. Это уникальное местообитание околоводных птиц (колония чайковых) в техногенном ландшафте — в золоотвале ТЭЦ. Причем в подобных местах сильнейшего техногенного воздействия предложено создавать множество мелких по площади микрозаказников (в данном случае 2 850 га), но соответствующих параметрам охраняемой территории по качественному и количественному видовому составу, репрезентативности. Такие территории очень перспективны, поскольку для охраны конкретного вида необязательно заповедать весь ареал обитания, зачастую достаточно сохранить лишь ядро популяции [15].

Охраняемая территория — это участок биосферы (суши, акватории с соответствующими слоями атмосферы и литосферы), полностью или частично, постоянно или временно исключенный людьми из традиционно-интенсивного хозяйственного оборота и предназначенный для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человечества и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений [16]. Можно дать и другое определение, отличное от приведенного, поскольку ни один тип существующих охраняемых территорий не исключается абсолютно из природопользования и любое их детальное описание ограничено. Охраняемая территория — это выделенный в рамках административной единицы участок, основная цель деятельности на котором — восстановление, сохранение и поддержание существующего видового и (или) ландшафтного разнообразия.

Несмотря на все разнообразие форм, видов и категорий охраняемых территорий, их объединяют общие черты или принципы функционирования.

1. Административная разобщенность. На уровне органов самоуправления (районные, городские власти) договоренность между ними по созданию единой охраняемой территории возможна (например, Прибайкальский национальный парк). На уровне государственных структур (областная, краевая администрация, правительство республики) и тем более международных, нет ни одного прецедента создания международной или межобластной охраняемой территории в Байкальском регионе из-за различий в законодательстве, невозможности создания единого юридического пространства (положения) и единого штата охраняемой территории. В перспективе процесс создания охраняемых территорий будет двигаться в этом направлении, такая необходимость назрела (например, Даурский заповедник может стать международным: Россия-Китай-Монголия). Сейчас при создании единого охраняемого пространства для сохранения ландшафта или ареала вида в целом, минуя межгосударственные и межобластные границы, возможно только на основе территориального примыкания охраняемых территорий административных единиц высокого уровня. Существуют примеры абсолютного совпадения границ охраняемой территории с административными. Так, Тункинский национальный парк территориально соответствует Тункинскому району.

2. Ресурсны и подход. Исторически охраняемые территории создавались в период, когда по экономическим соображениям использование того или иного ресурса приходилось либо приостанавливать, либо поддерживать на определенном уровне, либо активно восстанавливать данный ресурс. Так было в Баргузинском заповеднике (соболь), Байкало-Ленском (медведь), Прибайкальском национальном парке (лес и рекреация), Ивано-Арахлейском ландшафтном заказнике (рекреация, лес, сельское хозяйство, рыбная ловля).

3. Ведомственное подчинение. В различных странах вопрос подчинения охраняемых территорий решается по-разному. В США и Канаде большая часть охраняемых территорий находится в государственном подчинении, в Европе — в частном, в Великобритании только небольшая часть охраняемой территории принадлежит администрации парка, а большая ее часть находится в руках частных землепользователей [17]. В России исторически сложилось ведомственное подчинение. Начиная от Наркомпроса и Наркомзема после 1917 г. до Федеральной службы лесов (для национальных парков) и Главохоты (для заповедников) прослеживается ведомственный, утилитарный подход к заповедному делу [18]. В последние годы заповедники были переданы в подчинение Госкомэкологии, но в связи с «понижением» ранга этой структуры от Министерства до Госкомитета и попадания этого комитета в подчинение Министерства природных ресурсов решение природоохранных проблем становится ведомственным. В условиях снижения уровня государственного финансирования Госкомэкологии видятся два пути выхода из критической ситуации: переход под более денежное ведомственное крыло или большая открытость охраняемых территорий для природопользования с целью экономического поддержания территорий. Третий вариант (усиление положения Госкомэкологии) на данном этапе практически невозможен при общем бюджетном «провале».

4.Органичная связь с одним конкретным видом природопользования. При определении статуса охраняемой территории принимается во внимание несколько видов ресурсов, но всегда есть основа (один особо ценный ресурс), в соответствии с которой определяются границы, цели и задачи заповедования. Например, экосистема Ивано-Арахлейских озер на периферии Байкальского бассейна подвергалась активному воздействию природопользователей — лесопользование, сельское хозяйство, промышленный и любительский рыбный промысел, рекреация. Однако особую ценность представляли сами озера и их ихтиофауна, поэтому все природоохранные мероприятия недавно созданного ландшафтного заказника нацелены на восстановление водно-химического баланса озер и количества и качества одного ресурса — рыбы. Это же является главным индикатором при оценке экологического состояния озер.

Охраняемые территории объединяются и задачами функционирования: прекращением необратимых воздействий на экосистему, контролем за воздействием (мониторинг) при условии определения его норм, ликвидацией последствий воздействия.

Природопользование на охраняемых территориях

Большинство рекомендаций по развитию единой системы охраняемых территорий на практике пока не реализуется. Причинами служат недостаток государственного финансирования; отсутствие баланса между запретительными мерами и экономическими санкциями, между государственной и частной собственностью, в том числе сданной в аренду; отсутствие разумного сочетания правовых и экономических мер регулирования; использование запретительных мер как основного рычага управления охраняемыми территориями, не дающих, впрочем, реальных положительных результатов.

Путь простого расширения сети охраняемых территорий до определенного соотношения площадей [13, 14] в сегодняшней ситуации не решает поставленных задач, а кроме того, способствует появлению новых проблем и конфликтов. На данном этапе целесообразнее использовать имеющиеся охраняемые территории для изучения возможности оптимального трансформирования их деятельности и внедрения экологически допустимых форм рационального природопользования. А при создании новых охраняемых территорий необходимо исходить из неравномерной освоенности территории Байкальского бассейна, а, следовательно, учитывать возможные различия в целях, задачах и иерархии заповедания.

Территории, где почти нет антропогенного влияния, обычно труднодоступны, что само по себе приводит к естественному заповеданию, и таким территориям иногда достаточно придать лишь соответствующий юридический статус (что возможно, например, с труднодоступными старовозрастными кедрачами Хантей-Чикойского нагорья вблизи Буркальского заказника).

В условиях крайней степени освоенности района с наличием островков относительно нетронутой или воссозданной природы таким территориям возможно присвоение статуса охраняемых с последующим их расширением путем создания вокруг них буферных зон и включения их в состав охраняемого ядра. Так было в Читинской области при создании в непосредственной близости от Даурского заповедника заказника Цасучейский бор. Приемлемо также создание кластерной охраняемой территории, состоящей из очень небольших сохранившихся участков — микрозаказников (например, Сушинский Калтус вместе с другими планируемыми такими же территориями), способствующих сохранению ядер популяций видов растений и животных.

Следует упомянуть три главных критерия, которые исторически служили основой выделения охраняемых территорий: 1) ценность с научной точки зрения; 2) эстетическая ценность; 3) утилитарная ценность (сохранение конкретного природного ресурса, вида) [18]. В некоторых случаях спор между сторонниками природопользования и инициаторами заповедания разрешался с помощью дополнительных критериев, таких как уникальность, репрезентативность, высокая плотность редких и исчезающих в других регионах видов и т. п.