Смекни!
smekni.com

Мавзолей А. Яссауи (стр. 3 из 5)

Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.

Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии[3].

До наших дней сохранились деревянные консоли для лесов времен Абдулла-хана, под самым замком арки некогда висел шар, якобы с драгоценностями, предназначенными для покрытия ремонтных расходов в случае разрушения мавзолея

В XIX веке в оборонительных целях, по указанию Кокандского хана, в то время владевшего Туркестаном, были сделаны грубые крепостные зубцы на минаретах н на портале, весь мавзолей с прилегающими участками был обнесен крепостной стеной из сырцового кирпича и превращен в крепость.

Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5 см и 26х26х6 см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.

Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.

Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика.

Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики.

Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмета Яссауи.

Плоскости этого и боковых (западного и восточного) фасадов облицованы глазурованными кирпичами, поставленными на ребро. Геометрический орнамент (гири) выложен синими плитками и четко выделяется. Световые проемы, обрамленные тонкими прямоугольными рамками, органично вписываются в композицию фасадов.

Верхнюю часть стен всех фасадов, кроме главного южного, на высоте 13 метров венчает эпиграфический фриз шириной 2,5 метра. На фризе выдержки из шестой суры корана.

Цокольная часть здания облицована каменными пятигранными плитками, между которыми вставлены цветные майоликовые плитки, образующие звездчатый узор.

Творческий принцип зодчих, создавших этот памятник, основывался на единстве архитектурных и конструктивных форм и декоративного решения. В отдельных помещениях декор усилен сталактитами, наборной мозаикой и настенной живописью.

Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комлпексе зала – казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Казандык – парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен казандыка устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности[2].

В центре зала находится ритуальный котел Тайказан, отлитый, по преданиям, из сплава семи редких благородных металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. По преданию, испив из тай-казана, каждый паломник полагал, что очистился от скверны(Рисунок3).

Рисунок3- Котел

Казан аккуратно и плотно закрыт пленкой, так как одно время среди посетителей возник обычай бросать в него денежные пожертвования, что, по мнению служителей, не было правильным "ни исторически, ни политически".

Казан – символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2,2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры тайказана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется.

Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмете Яссауи. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года этот котел экспонировался в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства Тайказан был возвращен государству.

В этом помещении установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник – также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера – Изуддин ибн Таджундин и год изготовления -1937[4].

Высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и филигранностью исполнения отличаются деревянные резные двери, ведущие в казандык, и двери Кабырханы, инкрустированные ценными породами дерева, которая расположена за казандыком и зиаратханой – местом совершения поминальной молитвы напротив главного входа по продольной оси здания. Это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зеленым орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в Кабырхану.

Малая мечеть ( место для молитв) также чрезвычайно интересное архитектурное сооружение — это продолговатый зал, имеющий в стенах четыре ниши, с помощью дополнительных подпружных арок переведенный в квадрат и перекрытый небольшим двойным куполом с шестнадцатью окнами на барабане [7]. В плане — это крестообразное помещение. Попасть сюда можно из казандыка через коридор Джульбарс-хана. От причудливых сталактитов плафона мечети нависают у нижней части плоскости несущих арок шесть угловых выступов, напоминающих в плане шестиконечную звезду. Панели мечети выложены голубыми шестигранными глазурованными плитками, на западной стороне мечети помещен уникальный мозаичный михраб размером 3,5x2,5 м, приблизительно ориентированный на Каабу в Мекке. Михраб придает помещению мечети особую нарядность. Поверхности его стен украшены мозаикой и майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Сам михраб образует нишу в стене со стрельчатой аркой, и эта ниша обрамлена декоративной прямоугольной рамой из резной мозаики синих и голубых тонов с коранической надписью, выведенной белыми буквами в стиле «сульх». Местами сохранились остатки примененного для росписи золота. Вся плоскость прямоугольной рамы обильно украшена растительным орнаментом. Богослужение в этой мечети происходило по пятницам. Сидя на коврах, кошмах и циновках, обступив тесным кольцом михраб, местные дервиши ордена накш-бендиев по окончании джума-намаза в полдень исполняли «Зикр», громко выкрикивая слова: «Он (т. е. бог) живой!» А ученики, стоявшие за дервишами, распевали стихи из «Хикмата» Ахмеда Ясави. Звуки большого хора были слышны далеко за пределами мавзолея.

С особой изысканностью отделан интерьер мечети. Широкие ниши, перекрытые стрельчатыми арками, декорированы ганчевыми сталактитами. Ниже сталактитов – геометрический орнамент (гирих), плетение которого образует шестиконечные звезды. Панель мечети выложена синими и темно-зелеными майоликовыми плитками(Рисунок4).

Рисунок4- Малая мечеть

Михраб (ниша мечети, обращенная на Мекку) представляет собой углубленную нишу, обрамленную прямоугольной рамкой. На плоскости рамки изречения из корана на фоне растительного орнамента, выполненного в технике резной наборной мозаики с преобладанием сине-фиолетового цвета.

В отделке тимпана михраба применена позолота. Орнаментальное богатство этой части памятника дает представление о характере декора в величественной архитектуре эпохи Тимура. Вход в мечеть – из коридора, идущего вдоль северной стороны казандыка. Доступ в это помещение также был ограничен[6].

Аксараи, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI-XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.