Смекни!
smekni.com

Хозяйственное освоение Башкортостана в XIV-XIX веках (стр. 2 из 2)

Начиная со второй половины XIX в. впервые появляются многочисленные статьи и заметки, опубликованные в различных изданиях отечественной периодики XIX в., в которых объектом специального исследования выступили чуваши. В них содержатся различные сведения о жизни чувашского населения края. Материалы эти имеют различную научную и информативную ценность: наряду с глубокими и содержательными наблюдениями встречаются и поверхностные, порой тенденциозные работы, особенно в отношении религиозных воззрений чувашей.

Подводя итог дореволюционной историографии, необходимо отметить, что ею накоплен значительный материал о чувашах Башкирии. Однако следует заметить, что в них слабо представлены вопросы хода переселения, а также социально-экономической истории башкирских чувашей. Они носят в основном описательный и неполный характер, отличаются преобладанием этнографического материала над историческим. По словам П.А.Петрова-Туринге, «чувашская народность до сих пор слишком мало изучена. До конца ХГХ в. не было случая, чтобы чуваши стали предметом специального научного исследования». Все работы по изучению чувашей велись, главным образом, в пределах Чувашской республики. «Что же касается нереспубликанских чуваш, в частности Башкирии, то они до сих пор оста-ются в тени, до сих пор среди них не было ни одного исследования» . Существенный недостаток работ, посвященных чувашам, заключается в том, что мало обращалось внимания на башкирских чувашей. Исследователи, в основном, рассматривали небольшой ареал диаспоры и, как правило, не охватывали чувашей Башкирии. К такому ряду работ можно отнести работу СВ.Чичериной, хотя в ее работе можно найти некоторые данные об их численности по четырем уездам Уфимской губернии3.

Изучение отдельных сторон истории чувашей Башкортостана продолжалось и в послеоктябрьский период. Исследование миграционных процессов ХУШ-ХГХ вв. в процессе вольной, крестьянской колонизации и целенаправленное изучение переселения в Башкирию нерусских земледельцев началось именно в этот период. Одной из первых в то время вышли работы Г.ИКомиссарова, посвященные краткой характеристике численности и расселения, занятиям народов края, в том числе чувашей.

Дальнейшую разработку в трудах Н.В.Никольского получил вопрос о времени и причинах переселения чувашей. В них на основе анализа наказов нерусских народов Поволжья и Приуралья в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. автор попытался охарактеризовать их социально-экономическое и правовое положение в 60-х гг. XVIII в. В работе Н.В.Никольского новым стало выделение в качестве причин миграций нежелание чувашей принимать христианство. Он также отметил, что переселение проводилось и по инициативе правительства.

Исследованию этнического состава населения Приуралья, в том числе и Башкирии, по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. и Крестьянской (подворной) переписи Уфимской губернии 1912-1913 гг. посвящена работа Ф.А.Фиельструпа. В ней приведены данные о районах расселения чувашей в конце XIX-начале XX вв.

Антинародная суть переселенческой политики царизма, как в отношении башкир, так и других народов царской России, а также переселенческое движение в Оренбургский край рассматриваются М.Никитиным. Им приводятся данные о численности и национальном составе переселенцев с 1865 по 1920 гг. по каждой губернии, из которых шло переселение.

Заметный вклад в изучение истории и этнографии чувашей республики внесла деятельность Чувашской секции Общества по изучению Башкирии. Секция, созданная в 1927 г. и возглавленная исследователем, краеведом ПА.Петровым-Туринге, проделала огромную работу научно-исследовательского характера, в частности, провела детальное обследование быта чувашских крестьян, условий их жизни и т.п. Однако материалы экспедиции и наследие П.А.Петрова-Туринге еще недостаточно изучены и отражены в исследовательских работах. В их числе особо следует отметить его статью, посвященную земельным отношениям между чувашами-переселенцами и вотчинниками-башкирами, а также работу о чувашских приметах на погоду и урожай.

Последний период советской исторической науки (середина 1950-х - 1985-е гг.) характеризуется, прежде всего, фундаментальностью исследовании, их разновидностью и привлечением огромного круга источников. С конца 1950-х гг. начинается планомерное и всестороннее изучение чувашских переселенцев в Башкирии. В 1962 г. учеными Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР (ЧНИИ) была организована научная экспедиция по изучению чувашского сельского населения, результаты и итоги которой нашли отражение в серии работ, вышедших в то время.

Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития Чувашии в XVII-XIX вв., что представляет огромный интерес при выяснении причин миграций чувашей за пределы коренной этнической территории, проанализированы в работах В.Д.Димитриева, А.Н.Григорьева, Н.Р.Романова, П.Г.Григорьева и многих других. Значительное внимание в работах вышеназванных исследователей уделено борьбе чувашского крестьянства с их тяжелым положением, наиболее распространенной формой которой явились побеги на окраины государства. По их мнению, многие чуваши в результате бегства оказались и на территории Башкирии, где ими было основано немало населенных пунктов . Наиболее подробные сведения о чувашских поселениях и их основателях, а также об условиях заселения ими территории Башкирского края содержатся в исторических преданиях В.Д.Димитриева.

Отдельные аспекты социально-экономической истории чувашей Башкирии на данном этапе нашли отражение и в трудах исследователей, изучавших историю Башкирии. Изучению истории заселения края, прежде всего, выявлению основ общественных отношений в XVI-XIX вв., с которыми непременно сталкивалось пришлое население, были посвящены работы исследователей (НФ.Демидовой, СМВасильева и других). СМВасильев, изучивший переселение в Башкирию нерусских крестьян, подчеркнул, что к моменту прихода самовольных переселенцев в край заселяемая и осваиваемая ими земля уже находилась во владении башкирских и других феодалов. При изучении стихийной колонизации Башкирии большое значение он придавал факторам становления земельных отношений между переселенцами, с одной стороны, и местными землевладельцами - с другой. В результате открылась возможность оценки характера вызванных к жизни переселениями в Башкирию новых видов общественных связей. Пришлое население и земельные отношения в Башкирии рассматриваются и в работах Н.Ф.Демидовой. По ее мнению, основой земледелия в Башкирии в XVI-XVIII вв. являлась феодальная собственность на землю. В связи с этим, заселение Башкирии становилось возможным только в результате налаживания определенных отношений между пришлым земледельцем и местным земельным собственником.

В их работах впервые были выявлены сущность и содержание припуска на башкирские земли, определено социальное положение припущенников, сделан вывод о том, что основой земледелия в Башкирии для XVI-XVIII вв. является феодальная собственность на землю, позволивший верно сформулировать характер припуска на башкирские земли. По их мнению, развитие феодальных отношений среди многонационального населения Башкирии шло различными путями, т.к. находилось оно в разных экономических условиях, стояло на разных стадиях развития производительных сил. Вследствие этого, на территории Башкирии сосуществовали различные формы феодальных отношений. В работах уделено внимание и организации управления краем, положению его населения и месте крестьянской общины в податной системе Российского государства и фискальной политике правительства.

Значительное внимание проблеме крестьянской колонизации башкирских волостных территорий через припуск уделено в «Очерках по истории Башкирской АССР», где земледельческая колонизация Башкирии оценивается как явление, ускорившее распространение земледелия среди местного народа и способствовавшее быстрому развитию производительных сил края. В них также рассматриваются условия припуска и положение пришлого населения Башкирии .

Современный этап развития исторической науки характеризуется поиском новых подходов к раскрытию закономерностей исторического процесса. Особо следует отметить монографию Р.Г.Кузеева. В ней на основе анализа статистического материала и литературы проанализированы этнические процессы, протекавшие в XVI-XIX вв., прослежены пути движения, особенности образования и этнокультурного развития по существу всех известных этнографических и этнических групп. Автором по характеру расселения и особенностям этнокультурного развития выделены четыре группы чувашей: закамских, заволжских, прикамских и приуральских. Формирование последней, по его мнению, происходило в XVII-XIX вв. Монография Р.Г.Кузеева представляет ценность при учете особенностей аграрного строя и исторического взаимодействия народов на территории Башкирского края. Она демонстрирует качественно новый подход к изучению истории народов, заключающийся в комплексном рассмотрении политических, социально-экономических, культурно-религиозных аспектов.