Смекни!
smekni.com

Анимации на веб страницах (стр. 4 из 8)

Как правило, анимация на Web-страницах преследует три цели:

  • оживить страницы;
  • привлечь к чему-либо внимание;
  • показать что-либо в учебных целях.
  • поэтому можно выделить три цели применения анимации:
  • развлечение;
  • реклама;
  • образование.

Все остальные цели, можно свести к трем вышеприведенным.

Развлечения в Интернете — достаточно молодая отрасль Web-строительства. Изначально Интернет был создан как сеть для ученых, которым нужно было обмениваться текстовыми документами (сначала даже без графики) и связывать их в некое подобие структуры. Потом в сеть пришел обыватель, и Web-дизайнеры ринулись угождать его вкусам. (Не будем спорить, насколько они возвышенны или низменны. Личное мнение автора: обыватель слишком разнолик, чтобы свести его к одному-единственному ярлыку.) В Интернете появились аудио и видео, на Web-страницы пришли сложная графика и анимация. Сейчас все эти "навороты" используются так часто, что ими уже мало кого можно удивить.

Умелое и умеренное использование анимации значительно оживит страницы. Важно только понять, какого эффекта надо достичь, и сделать все для того, чтобы он был достигнут. Не нужно переусердствовать, а применять анимацию только там, где она действительно нужна. И уж, не дай бог, страница будет рябить, как экран телевизора с отключенной антенной, — в этом нет ничего хорошего. Не надо позволять украшениям заслонить содержимое.

Теперь реклама. Она появилась в Сети вместе с развлечениями, а значит, вместе с обывателем. Она уже здорово надоела, эта интернет-реклама, едва ли не больше, чем реклама телевизионная. Но отдадим должное рекламе (и интернетовской, и телевизионной) -- благодаря ей получили возможность существовать очень многие популярные некоммерческие проекты. Если реклама вдруг исчезнет, эти проекты пропадут сразу же вслед за ней.

Традиционно для рекламных целей в сети используются так называемые баннеры — небольшие графические изображения жестко стандартизированных форматов. Почти все баннеры создаются в формате "анимированный GIF", то есть уже используют возможности анимации по привлечению внимания потенциального клиента. Рекламную анимацию, основанную на Web-сценариях, похоже, никто еще не применял, а если и использовал, то очень мало. Так что перед вами обширное непаханое поле деятельности, которое вполне может принести неплохие плоды.

Анимация, основанная на свободно позиционируемых элементах и Web-сценариях, значительно компактнее любых видеофайлов, будь то анимированный GIF, видеофайлы форматов AVI или Apple QuickTime. Однако анимированные GIF-файлы поддерживаются абсолютно всеми Web-обозревателями, даже самыми старыми, поэтому и применяются так широко. Web-сценарии же будут работать только на достаточно новых Web-обозревателях (которыми, надо сказать, сейчас пользуется подавляющее большинство интернетчиков).

Так или иначе, но попробовать Web-сценарии в рекламе стоит.

От рекламы плавно переходим к образованию. Программы — учебные пособия, часто используемые в образовании, как правило, пишутся на компилируемых языках программирования и представляют собой обычные MS-DOS- или Windows-приложения. Учебные пособия, сделанные на основе "живых" Web-страниц, встречаются пока еще довольно редко, хотя это направление весьма перспективно. Такие учебные пособия можно очень быстро создавать и модифицировать; а по сравнению с обычными программами они исключительно компактны (ну сколько места могут занимать несложная Web-страница и пара изображений?). Вдобавок такие пособия прямо-таки просятся в Интернет, на Web-сайты, а значит, можно без особых проблем организовать модное ныне дистанционное обучение.

Правда, данные учебные пособия имеют один огромный недостаток. Любой достаточно опытный интернетчик без труда сможет просмотреть исходный код самой страницы и ее Web-сценариев и, при желании, позаимствовать оттуда парочку находок.

Вот три случая, когда анимация будет очень полезна.

9. Создание анимации в Dreamweaver

Прежде всего, надо условиться о терминологии, используемой в Dreamweaver. Знание ее поможет в дальнейшей работе. Итак:

  • набор анимированных элементов, чье движение синхронизировано относительно одной и той же временной шкалы. Это нужно, потому что одна Web-страница может содержать несколько независимых анимаций, то есть наборов анимированных элементов, синхронизированных относительно независимых временных шкал;
  • полоска, проходящая из точки начала анимации одного из элементов в точку ее конца, пусть называется дорожкой анимации. Этот термин мы уже ввели и теперь его закрепим. Дорожка показывает, когда анимиро-ванный элемент начнет двигаться и когда он остановится;
  • свободное пространство на временной шкале анимации, которое может быть занято дорожкой, будет называться каналом. Количество доступных каналов определяет максимальное количество дорожек в одной анимации, а значит, максимальное количество входящих в нее анимированных элементов.

10. Создание простейшей анимации

Для работы нам сразу же понадобится панель Timelines, в которой отображаются все анимации, созданные на Web-странице. Чтобы вывести эту панель на экран, включите пункт-выключатель Timelines в подменю Others меню Window или нажмите комбинацию клавиш <Alt>+<F9>. Сама панель Timelines показана на рисунке 1.

Как видно, панель Timelines находится в еще одном доке, занимающем нижнюю часть главного окна Dreamweaver. Это значит, что можно скрыть панель Timelines, если она нам не нужна, щелкнув по кнопке скрытия дока, а потом вернуть ее на экран.

Большую часть этой панели занимает временная шкала, но проградуиро-ванная не в секундах, а в кадрах анимации — так удобнее. Значения времени (в кадрах) написаны на серой временной шкале, расположенной выше. Под этой шкалой отображаются все доступные каналы анимации, и занятые, и незанятые. В верхней же части панели находятся несколько элементов управления, предназначенных для задания некоторых параметров дорожек и самой анимации.

Рисунок 1. Панель Timelines

"Но ведь Dreamweaver позволяет работать одновременно с несколькими временными шкалами. Где же остальные шкалы?" Чтобы увидеть их, нужно выбрать соответствующий пункт комбинированного списка анимаций, показанного на рисунке 2.

Рисунок 2. Комбинированный список анимаций

Чтобы анимировать какой-либо из доступных свободно позиционируемых элементов, нужно поместить его на шкалу времени, создав дорожку анимации. Для этого надо выделить требуемый свободный элемент, щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню пункт Add to Timeline. Вы также можете выбрать пункт Add Object контекстного меню временной линии или пункт Add Object to Timeline подменю Timeline меню Modify. И, наконец, вы можете просто нажать комбинацию клавиш <Ctrl>+<Alt>+<Shift>+<T>.

После добавления в анимацию свободного элемента Dreamweaver выводит предупреждение, показанное на рисунке 3. Этим он хочет сказать, что может управлять в процессе анимации следующими параметрами свободного элемента:

  • горизонтальной и вертикальной координатами левого верхнего угла (атрибуты LEFT и ТОР);
  • шириной и высотой (атрибуты WIDTH и HEIGHT), причем работать это будет только в Internet Explorer;
  • порядком перекрытия, иначе говоря, z-индексом (атрибут Z-INDEX);
  • видимостью (атрибут VISIBILITY).

Рисунок 3. Предупреждение, выводимое Dreamweaver после добавления свободного элемента в анимацию

Это значит, что можно управлять местоположением, размерами и видимостью свободного элемента.

Теперь надо закрыть данное предупреждение нажатием кнопки ОК. Если нет желания больше его видеть, перед закрытием надо включить флажок Don't show me this message again.

Наконец, после всех треволнений, видно в списке панели Timelines новую дорожку (рисунок 4). Она отображается в виде светло-синей полосы, на которой написано имя свободного элемента, которому она принадлежит. По обеим сторонам данной полосы можно заметить светлые кружки. Это ключевые точки; их пока всего две: начало и конец траектории. Первая ключевая точка — начало — находится на первом кадре; это значит, что анимация для данного элемента начнется с первого кадра. Вторая ключевая точка — конец траектории — находится на пятнадцатом кадре; там наш анимированный элемент перестанет двигаться.

Рисунок 4. Новая дорожка анимации

Можно выбирать как ключевые точки (в данном случае они выделяются темно-синим цветом), так и саму дорожку (в этом случае она вся становится темно-синей), просто щелкая по ним мышью. Более того, можно щелкнуть по любому месту на дорожке анимации, выделив таким образом какой-либо ее кадр. В этом случае на временной шкале появится маркер выделенного кадра, показанный на рисунке 5.

Рисунок 5. Маркер выделенного кадра

Можно легко изменить местоположение дорожки анимации, если оно не устраивает.

Для этого "ухватить" мышью дорожку (не ключевые точки!) и перетащить ее вдоль шкалы, пока она не займет нужную позицию. Например, вы можно заставить анимацию начинаться с десятого кадра, а заканчиваться — двадцать пятым. Также вы можете изменять длину дорожки, а значит, продолжительность анимации, перетаскивая на необходимую позицию теперь уже ключевые точки. И, разумеется, вы можете удалить ненужную дорожку, выделив ее и нажав клавишу <Del> или выбрав пункт Remove Object контекстного меню или подменю Timeline меню Modify.