Смекни!
smekni.com

Основы языка Паскаль (стр. 1 из 4)

Основы языка Паскаль.

Алфавит языка.

В алфавит любого алгоритмического языка входит фиксированный набор основных символов.

В алфавите языка Паскаль можно выделить три группы знаков: буквы, цифры и специальные символы.

В качестве букв используют буквы латинского алфавита. Слова, состоящие из букв русского алфавита, могут быть использованы только как комментарии.

К цифрам относятся все арабские цифры от 0 до 9.

В группе специальных символов можно выделить три подгруппы – знаки арифметических операций, знаки операций сравнения, разделители (. , : и т.д.)

Константы, переменные, типы данных.

Константа – величина, значение которой не изменяется в период её существования. Существуют числовые и символьные константы.

Числовые константы в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой пишется точка.

Например: 0, -17, 0.26, 3.1415, + 12.7, -0.18, 0.23Е+06.

Переменная – величина, которая может изменяться, принимая в процессе работы с ней различные значения.

Переменные всегда начинаются буквой, за которой могут следовать буквы, цифры и знак подчеркивания. Пробелы и специальные символы не могут входить в имя переменной.

Например: X1, alfa, N4_65, A1_5, X[I].

Данные – информация, представленная в формальном виде, который обеспечивает возможность её хранения, обработки и передачи.

В языке Паскаль любая константа, переменная, значение функции или выражения характеризуются своим типом.

Тип объекта определяет множество значений этого объекта, набор операций, которые могут быть к нему применены, а также тип результата выполнения этих операций. Формат внутреннего представления объекта зависит от его типа.

Набор типов данных, используемых в Паскале.

Простые Структурированные
Порядковые - целыеInteger - целоеShortint - короткое целоеLongint - длинное целоеByte - байтWord – словологическийBooleanсимвольныйCharвещественныеRealSingleDouble ExtendedComp МассивыArrayЗаписиRecordМножестваSetФайлыFileСтрокиStringУказателиPointer

Для порядковых типов характерно, что объект имеет конечное множество значений. Каждому из них можно сопоставить некоторое целое число.

Для объектов вещественного типа количество возможных значений настолько велико, что не возможно сопоставить каждому из них целое число.

Необходимо помнить, исходная информация представляется в числовом виде, символьном виде, звуковом или графическом. Программа может работать с постоянными величинами (константами) и переменными. Каждая величина должна быть объявлена, т.е. указан её тип.

Понятие идентификатора.

В программировании слово «имя» часто заменяют словом «идентификатор». Это слово произошло от латинского identifico – отождествлять.

Надо помнить, что идентификатор не обязательно представляет собой переменную, т.к. имя можно присвоить и самой программе, и функции, например sin, cos и т.п. Кстати, запрещено использовать их имена в качестве имен переменных. Правила образования идентификаторов, аналогичны правилам образования имен переменных. Зарезервированные слова (такие как BEGIN, END, PROGRAM и др.) в качестве идентификаторов не используют.

Идентификаторы могут быть любой длинны, но сравнение их между собой производится по первым 63 символам.

Арифметические операции.

Арифметические операции записываются с помощью знаков:

+ - сложение;

- вычитание:

* - умножение:

/ - деление вещественное:

div- деление целочисленное:

mod - получение остатка от деления целых чисел.

Операция возведения в степень отсутствует. (x3=x*x*x).

Математические функции.

Для вычисления значений наиболее часто употребляемых математических функций фирмой производителем разработаны специальные алгоритмы решения и программы к ним, которые поставляются вместе с языком. Они хранятся в специальной библиотеке и называются встроенными функциями.

Функция Запись на папке Тип аргумента Тип результата
|x| Abs(x) IntegerReal IntegerReal
Cos x Cos(x) IntegerReal Real
Sin x Sin(x) IntegerReal Real
Arctg x Arctan(x) IntegerReal Real
ex Exp(x) Real Real
Ln x Ln(x) Real Real
π Pi Real Real
x2 Sqr(x) IntegerReal IntegerReal
Sqrt(x) IntegerReal Real
[x] целая часть вещественного числа Trunc(x) Real IntegerReal
Выделение дробной части Frac(x) Real Real
Выделение целой части аргумента Int(x) Real Real
Округление вещественного числа до целого Round(x) Real IntegerReal
Генератор случайных чисел от 0 до x (если функция задана без аргумента, то генерируются числа от 0 до 1) Random(x)Random(x) Wordаргумент не задан Integerreal
Проверка четности Odd(x) Longint Boolean (true если число четное)

Математические процедуры

Процедура Паскаль
Увеличение числа x на y (если yне задано, x увеличивается на 1) Inc(x, y)
Уменьшение значения числа x на y (если y не задано, x увеличивается на 1) Dec(x, y)
Обеспечение несовпадения последовательностей случайных чисел, генерируемых функцией random randomize

Необходимо знать, что угол (аргумент) тригонометрических функций задается в радианах R= градус*3.14/1800

Арифметические выражения

Выражение, в котором используются знаки арифметических операций и математические функции, называется арифметическим выражением.

Приоритет выполнения операций в арифметическом выражении:

1) действие в скобках;

2) взятие стандартных функций;

3) деление илиумножение;

4) сложение иливычитание.

Пример:

→ ln(exp(2*x)+abs(x))/(sin(x)*sin(x)+cos(x*x))

xn записать выражением нельзя, т.к. в Паскале нет знака обозначающего возведение в степень. Однако данное выражение можно представить как:

xn=

=en*lnx

Аналогичным образом

xn/m =

= en/m lnx

Структура программы на языке Паскаль

Программа – упорядоченная последовательность действий для ЭВМ, реализующая алгоритм решения какой-либо задачи.

Программа, записанная на языке паскаль, начинается заголовком PROGRAM, за которым следует имя программы, и заканчивается служебным словом END и точкой. Заголовок при программировании может быть опущен, но по правилам хорошего тона следует указать некоторые сведения о назначении программы. Между этими словами располагаются два раздела программы: раздел описания данных и раздел описания действий.

Действие будем называть оператором.

Схематично это выглядит так:

PROGRAM <имя>;
Раздел операторов

BEGIN {начало раздела операторов}

END.

В разделе описания данных используются служебные слова: LABEL, CONST, TYPE, VAR, PROCEDURE, FUNCTION .

Раздел операторов начинается служебным словом BEGIN. Каждое предложение (инструкция) программы заканчивается точкой с запятой.

Чтобы в разделе описания переменных объявить константу используется слово CONST, например:

CONST

X =10;

Чтобы объявить переменную используется служебное слово VAR и слово, определяющее тип переменной, например:

VAR

a, b: integer;

c: integer;

(слово VAR написано строчкой выше для наглядности).

Логические операции

В Паскале существует четыре логические операции:

NOT – логическое отрицание «не» NOT(x)

AND– логическое «и» (X) AND (Y)

OR– логическое «или» (X) OR (Y)

XOR – логическое исключающее «или» (X) XOR (Y)

Операции сравнения:

> - больше;

< - меньше;

= - равно;

<> - неравно;

>= - больше или равно;

<= - меньше или рано.

Тип у всех операций логический, и по приоритету они выполняются самыми последними.

Операторы языка Паскаль

Оператор – предписание в данном языке программирования, предназначенное для задания некоторого завершенного действия, в процессе переработки информации на ЭВМ.

Оператор присваивания

Оператор присваивания := присваивает переменной стоящей слева от знака равенства новое значение, задаваемое каким-либо выражением.

Например: a:= 10 – переменной а присваивается значение 10.

а:= а+1 – к прежнему значению переменной прибавляется 1 и этой же переменной присваивается.

Операторы ввода и вывода

Оператор ввода состоит из идентификатора read и следующего за ним в круглых скобках списка переменных. Если переменных больше одной, то они разделяются запятыми.

Например: read (а);

read (a, b);

Аналогичным образом используют оператор readln.

Служебное слово readln указывает компьютеру, что после завершения ввода данных нужно переместить курсор на одну строку вниз.

Ввод данных осуществляется с клавиатуры. Числа при вводе разделяются пробелом или запятой.

Оператор вывода позволяет выделить из всего набора вычисленных величин те, что служат ответом к решавшейся программой задаче.