Смекни!
smekni.com

Бейсик (стр. 6 из 7)

Пример 2: Усложним траекторию движения. Пусть шарик прыгает по поверхности, а когда поверхность закончится - упадет вниз.

REM Прыгающийшарик
SCREEN 1
x = 1
y = 100

REM поверхность
LINE (0, y + 20)-(220, y + 20)

FOR i = 1 TO 140

c = 1
CIRCLE (x, y), 2, c
PAINT (x, y), c, c

FOR j = 1 TO 250000
NEXT j

c = 0
CIRCLE (x, y), 2, c
PAINT (x, y), c, c

x = x + 2
IF i < 115 THEN
y = y + 10 * COS(.5 * i)
ELSE
y = y + 4
SOUND 200, 1
END IF

NEXT i

LOCATE 10, 15: PRINT "GAME OVER :)"
END

Пример 3: Шарик, заключенный в прямоугольную область. При касании границ отскакивает обратно.

REM Шарик, заключенный в прямоугольную область
SCREEN 1

REM Границы области
xx1 = 1
xx2 = 200
yy1 = 1
yy2 = 150

LINE (xx1, yy1)-(xx1, yy2)
LINE (xx2, yy1)-(xx2, yy2)
LINE (xx1, yy1)-(xx2, yy1)
LINE (xx1, yy2)-(xx2, yy2)

REM Начальные координаты и скорость шарика
x = RND * (xx1 + (xx2 - xx1) / 2)
y = RND * (yy1 + (yy2 - yy1) / 2)
vx = RND * 20 - 10
vy = RND * 20 - 10

CIRCLE (x, y), 2, c
PAINT (x, y), c, c

REM Движение шарика, до тех пор пока не нажмем любую клавишу

DO

c = 1
CIRCLE (x, y), 2, c
PAINT (x, y), c, c

FOR j = 1 TO 150000
NEXT j

c = 0
CIRCLE (x, y), 2, c
PAINT (x, y), c, c

IF x < (xx1 + 5) OR x > (xx2 - 5) THEN vx = -vx
IF y < (yy1 + 6) OR y > (yy2 - 7) THEN vy = -vy
x = x + vx
y = y + vy

LOOP WHILE INKEY$ = ""

LOCATE 10, 15: PRINT "GAME OVER :)"
END

LOCATE - перемещает курсор на экране в указанную позицию.

Пример 4: Идущие часы (входит в состав примеров QBasic 4.5).

' *** DRAW_EX.BAS ***
'
' Объявление процедуры.
DECLARE SUB Face (Min$)
'
' Установка графического режима 640 x 200
SCREEN 2
DO
CLS
' Получаем строковое значение количества минут
Min$ = MID$(TIME$,4,2)
' Рисуем изображение часов
Face Min$
' Ждем пока не изменится минута или пока не будет нажата клавиша
DO
' Печатаем время вверху экрана
LOCATE 2,37
PRINT TIME$
' Проверяем нажатие клавиши
Test$ = INKEY$
LOOP WHILE Min$ = MID$(TIME$,4,2) AND Test$ = ""
' Конец программы если нажата клавиша
LOOP WHILE Test$ = ""
END
'
' Процедура рисования часов
SUB Face (Min$) STATIC
LOCATE 23,30
PRINT "Press any key to end"
CIRCLE (320,100),175
' Преобразовываем строку в число
Hr = VAL(TIME$)
Min = VAL(Min$)
' Преобразовываем число в угол
Little = 360 - (30 * Hr + Min/2)
Big = 360 - (6*Min)
' Рисуем стрелки
DRAW "TA=" + VARPTR$(Little) + "NU40"
DRAW "TA=" + VARPTR$(Big) + "NU70"
END SUB

INKEY$ считывает символ с клавиатуры.

Пример:
PRINT "Для выхода нажмите Esc..."
DO
LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(27)
'27 - это ASCII коддляклавиши Esc.

- INKEY$ возвращает нулевую строку символов, если нет символа для
возврата.
- Для стандартных клавиш INKEY$ возвращает 1-байтовую строку символов,
содержащую считанный символ.
- Для расширенных клавиш INKEY$ возвращает 2-байтовую строку символов,
состоящую из символа нуля (ASCII 0) и скан-кода клавиатуры.

Несложно осуществить не просто движение объекта, а управляемое движение.
Пример 5: Художник (входит в состав примеров QBasic). Управление художников клавишами со стрелками.

' Значение для клавиш управления и пробела:
CONST UP = 72, DOWN = 80, LFT = 75, RGHT = 77
CONST UPLFT = 71, UPRGHT = 73, DOWNLFT = 79, DOWNRGHT = 81
CONST SPACEBAR = " "

' Null$ это первый байт(символ) 2-байтовой строки символов
' для расширенных клавиш (таких, например, как ВВЕРХ и ВНИЗ)
' значение которой возвращает INKEY$

Null$ = CHR$(0)

' Plot$ = "" рисование линий; Plot$ = "B" только перемещение
' Перемещаемся, но не рисуем линии:
Plot$ = ""

PRINT "Use the cursor movement keys to draw lines."
PRINT "Press the spacebar to toggle line drawing on and off."
PRINT "Press <ENTER> to begin. Press q to end the program."

' ждемнажатиеклавишидляначаларисования
DO: LOOP WHILE INKEY$ = ""

SCREEN 1
CLS

DO
SELECT CASE KeyVal$
CASE Null$ + CHR$(UP)
DRAW Plot$ + "C1 U2"
CASE Null$ + CHR$(DOWN)
DRAW Plot$ + "C1 D2"
CASE Null$ + CHR$(LFT)
DRAW Plot$ + "C2 L2"
CASE Null$ + CHR$(RGHT)
DRAW Plot$ + "C2 R2"
CASE Null$ + CHR$(UPLFT)
DRAW Plot$ + "C3 H2"
CASE Null$ + CHR$(UPRGHT)
DRAW Plot$ + "C3 E2"
CASE Null$ + CHR$(DOWNLFT)
DRAW Plot$ + "C3 G2"
CASE Null$ + CHR$(DOWNRGHT)
DRAW Plot$ + "C3 F2"
CASE SPACEBAR
IF Plot$ = "" THEN Plot$ = "B " ELSE Plot$ = ""
CASE ELSE
' Пользовательнажалкакую-тоизклавиш,
' кромеклавишуправления (вверх, вниз, вправо, влево, пробел, выход(q))
' такчтоничегонеделаем
END SELECT

KeyVal$ = INKEY$

LOOP UNTIL KeyVal$ = "q"

END

Учимся программировать!
Конспекты школьника.

Работа с файлами.

Файлы широко применяются для решения различных задач. В них размещаются данные, предназначенные для длительного хранения. Каждому файлу присваивается уникальное имя, которое используется для обращения к нему. Использование файлов освобождает разработчика от хранения требуемых данных в тексте программы или многократном вводе их с клавиатуры, что само по себе весьма утомительно и приводит к появлению различных ошибок в программах. Гораздо удобнее ввести эту информацию один раз и сохранить ее в файле на диске.

Имена файлов состоят из двух частей, разделяемых точкой: filename.ext (имя_файла.расширение)
Имя файла может включать от 1 до 8 знаков, а соответствующее расширение - до трех знаков.

Имена файлов и расширения могут содержать следующие символы:

A-Z 0-9 () {} @ # $ % ^ ! - _ ' / ~

Файлы можно создавать, переименовывать, стирать; производить операции считывания и записи.

Basic предлагает три различных способа сохранения и востребования информации с диска: последовательный, прямой и двоичный ввод/вывод файла. У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Метод последовательных файлов - это способ прямого чтения и записи файлов. Команды последовательных файлов в Basic создают текстовые файлы: файлы ASCII-символов с парами "возврат каретки/перевод строки", разделяющими записи. Вероятно одной из основных причин использования последовательных файлов является степень их "переносимости" в другие программы, языки программирования и компьютеры. Они читаются программами подготовки текстов и редакторами, принимаются другими прикладными программами и могут посылаться через серийные порты на другие компьютеры.

В основе последовательных файлов лежит сама простота: пишите в них так, словно они - экран, и читайте с них так, словно они - клавиатура.

Создание последовательного файла:

1. ОТКРЫТЬ файл в режиме последовательного ВВОДА. Для создания файла необходимо использовать оператор OPEN.

В последовательных файлах есть два пути подготовки файла к выводу:

OUTPUT (ВЫВОД): Если файл не существует- создается новый файл. Если файл уже существует, его содержание уничтожается, а сам файл рассматривается как новый.

APPEND (ДОБАВИТЬ В КОНЕЦ): Если файл не существует- создается новый файл. Если файл уже существует, любые данные дописываются в конец этого файла.

2. Ввод данных в файл. Используйте WRITE# PRINT# или PRINT#USING для записи данных в последовательный файл.

3. ЗАКРЫТИЕ файла. Оператор CLOSE закрывает файловую переменную после завершения всех операций ввода/вывода.

Для чтения последовательного файла:

1. ОТКРЫТЬ файл в режиме последовательного ВВОДА. Подготовить файл для считывания.

2. Считывать данные с файла. Использовать операторы INPUT#, INPUT$, или LINE INPUT#.

3. ЗАКРЫТЬ файл. Оператор CLOSE закрывает файловую переменную после выполнения всех операций ввода/вывода.

Недостаток последовательных файлов в том, что возможен только последовательный доступ к данным.

Можно создавать последовательные файлы двух типов: 1 - последовательные файлы с разделенными полями, где все поля на каждой строке файла разделяются (ограничиваются) особыми символами, и 2- неразделенные последовательные файлы, когда каждый файл выглядит абсолютно одинаково и на экране, и на распечатке. Эти два типа файлов создаются с помощью операторов WRITE# и PRINT#. соответственно. Используйте INPUT#, INPUT$, или LINE INPUT# для обратного считывания информации с последовательного файла любого типа.

Пример 1: записать строку в файл, считать строку из файла.

REM Работа с файлами. Пример 1.
REM Запись в файл
OPEN "file01.dat" FOR OUTPUT AS #1
A$ = "Это наша текстовая строка"
PRINT #1, A$
CLOSE #1
REM Чтение из файла
OPEN "file01.dat" FOR INPUT AS #1
INPUT #1, B$
PRINT b$ 'вывод на экран
CLOSE #1

В результате выполнения программы будет создан файл "file01.dat" и файл будет содержать строку Это наша текстовая строка. Затем файл будет открыт для чтения и из него будет прочитана и выведена на экран данная строка.

Пример 2. Напишем программу для записи в файл отметки ученика на уроке. В файле будет хранится следующая информация:

ФИО дата отметка
Иванов Иван 22 февраля 4
Петров Петя 3 марта 5
... ... ...

REM Работа с файлами. Пример 2.
REM Запись в файл
OPEN "journal.dat" FOR APPEND AS #1
INPUT "Введите ФИО", FIO$
INPUT "Введите дату", DAY$
INPUT "Введите отметку", MARK
WRITE #1, FIO$, DAY$, MARK
CLOSE #1
REM Чтение из файла
OPEN "journal.dat" FOR INPUT AS #1
INPUT #1, FIO$, DAY$, MARK
PRINT FIO$, DAY$, MARK 'вывод на экран
CLOSE #1

Эта программа будет создавать файл journal.dat, записывать введенные пользователем данные, а затем считывать из файла journal.dat данные и выводить их на экран. Но в данной версии программы из файла мы будем получать всегда первую строчку (порцию) данных. Исправим это. Будем использовать функцию EOF, проверяющую достигнут ли конец файла.

REM Работа с файлами. Пример 2_2.
REM Запись в файл
OPEN "journal.dat" FOR APPEND AS #1
INPUT "Введите ФИО", FIO$
INPUT "Введите дату", DAY$
INPUT "Введите отметку", MARK
WRITE #1, FIO$, DAY$, MARK
CLOSE #1
REM Чтение из файла
OPEN "journal.dat" FOR INPUT AS #1
DO WHILE NOT EOF(1)
INPUT #1, FIO$, DAY$, MARK
PRINT FIO$, DAY$, MARK 'вывод на экран
LOOP
CLOSE #1

Теперь программа выводит из файла все данные.

Продолжим работу. Упростим задачу пользователя - дату будем получать с помощью функции DATE$, которая возвращает текущую дату в формате mm-dd-yyyy.

REM Работа с файлами. Пример 2_3.
REM Записьвфайл
OPEN "journal.dat" FOR APPEND AS #1
INPUT "ВведитеФИО", FIO$
INPUT "Введитеотметку", MARK
WRITE #1, FIO$, DATE$, MARK
CLOSE #1
REM Чтениеизфайла
OPEN "journal.dat" FOR INPUT AS #1
DO WHILE NOT EOF(1)
INPUT #1, FIO$, DAY$, MARK
PRINT FIO$, DAY$, MARK 'выводнаэкран
LOOP
CLOSE #1

Итак, что у нас получилось? Мы написали программу для заполнения и вывода на экран классного журнала (для простоты мы не стали разделять эти две части программы). Данные журнала хранятся в файле на диске.