Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование поставки товаров (стр. 11 из 13)

При расторжении или изменении договора последствия наступают лишь на будущее время, все полученное каждой из сторон по договору, остается у нее. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора (п. 4 ст. 453 ГК РФ) за исключением случаев, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Вместе с тем, представляется, что применение п.4 ст.453 ГК РФ не исключает действия общих норм, посвященных обязательствам вследствие неосновательного обогащения, носящих общий (генеральный) характер. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора в соответствие с п.5 ст.453 ГК РФ. Кроме того, если основанием изменения или расторжения договора явилось существенное изменение обстоятельств, суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Наряду с терминами «изменение», «расторжение» договора законодатель использует и такие, как «отказ от исполнения» и «односторонний отказ от исполнения» договора.

Особенность правового регулирования отношений по договору поставки, возникающих в связи с изменением или расторжением договора, заключается в том, что, во-первых, в силу п.1 ст.523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются только в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Во-вторых, помимо определения существенного нарушения договора, приведенного в ст.450 ГК РФ, в п.2,3 ст.523 ГК РФ конкретизируется перечень таких нарушений применительно к рассматриваемому договору. К таким нарушениям со стороны поставщика относятся: поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократное нарушение сроков поставки товаров. Нарушение договора со стороны покупателя предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.

Основания отказа от исполнения договора предусмотрены и в §1 главы 30 ГК РФ, регулирующей общие положения договора купли-продажи. В частности, он возможен, если: продавец не передает или отказывается передать покупателю проданный товар (п.1 ст.466 ГК РФ); принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в назначенный ему разумный срок для их передачи (п.2 ст.464 ГК РФ); продавец передал покупателю меньшее количество товара, чем определено договором (п.1 ст.466 ГК РФ); покупатель не сообщил ассортимент подлежащих передаче товаров (п.2 ст.467 ГК РФ); продавец передал товары с нарушением условия об ассортименте (п.1 ст.468 ГК РФ); существенно нарушены требования к качеству товара (п.2 ст.475 ГК РФ); продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара (п.2 ст.480 ГК РФ); покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора не принимает или отказывается принять товар (п.З ст.484 ГК РФ); покупатель отказывается принять и оплатить товар (п.4 ст.486ГК РФ); покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар (п.2 ет.489 ГК РФ); сторона, обязанная страховать товар, не осуществит страхование в соответствии с условиями договора (ч.2 ст.490 ГК РФ).

Кроме того, в §3 главы 30 ГК РФ предусмотрены основания отказа от исполнения договора поставки, не охваченные ст.523 ГК РФ: непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок (п.З ст.509), невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров (п.2 ст.515), а также в случаях, предусмотренных п.З ст.511 (просрочка поставки товаров), п.1 ст.518 (поставка недоброкачественных товаров), п.1 ст.519 (поставка некомплектных товаров).

Н.И. Клейн пришла к выводу, что «наличие в ГК РФ ряда норм, предоставляющих каждой из сторон право односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора вследствие того или иного нарушения договора, означает, что перечень нарушений, упомянутых в ст.523 ГК РФ и предоставляющих право на односторонний отказ не является исчерпывающим» [30].

И.В. Елисеев предлагает разрешить «возникшее противоречие путем толкования ст. 450, 452, 523 ГК РФ, поскольку ст. 523 ГК РФ выступает как специальная норма по отношению к ст. 450, 452 ГК РФ, перечисляет не только особые основания, но и соответствующий им порядок расторжения (изменения) договора поставки. Он полагает, что в случаях существенного нарушения договора поставки, предусмотренных п.п. 2, 3 ст. 523 ГК РФ, не требуется ни обращения в суд с иском, ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение) договора, о необходимости которых говорится в ст. 452 ГК РФ. Если же нарушение договора поставки не носит существенного характера (т.е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения) договора регулируется не п. 4 ст. 523 ГК РФ, а общими правилами ст. 452 ГК РФ. Аналогичным образом решаются вопросы расторжения договора поставки по основаниям, предусмотренным §1 главы 30 ГК РФ» [29, c. 73].

Представляется, что с таким выводом нельзя полностью согласиться. Согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Следовательно, в этом случае порядок изменения или расторжения договора, предусмотренный ст. 452 ГК РФ, не применим. На наш взгляд, для устранения коллизии между нормами 3-го параграфа главы 30 ГК РФ следует в п. З ст. 509, п. З ст.511, п. 2 ст. 515, п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 519 ГК РФ заменить слово «отказ» на «вправе заявить требование о расторжении или изменении договора». Что же касается расторжения договора по основаниям, предусмотренным параграфом 1 главы 30 ГК РФ, то мы согласны в этой части с мнением И.В. Елисеева, что оно регулируется общими правилами ст. 452 ГК РФ. Указанное правило не действует в случае одностороннего отказа от исполнения договора поставки. В силу п. 4 ст. 523 ГК РФ договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен законом, в уведомлении или не определен соглашением сторон. Поскольку эта норма является диспозитивной, иной срок может быть предусмотрен в самом уведомлении (например, с момента его заявления) либо определен соглашением сторон.


Заключение

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

1. В отечественной истории на ее различных этапах не было единого мнения, как о месте договора поставки, так и его отдельных положений.

В дореволюционный период договор поставки необоснованно отделялся от договора купли-продажи. Основой для этого послужил лишь один признак поставки – срок, при этом законодателем игнорировались признаки свидетельствующие о принадлежности поставки к купле-продаже, что подтверждается мнением большинства ученых того времени.

Аналогичная ситуация присутствует и в настоящее время в судебно-арбитражных решениях.

В советский период договор поставки снова признается самостоятельным договором, являющимся основной правовой формой отношения организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором.

2. В правовом регулировании договора поставки продолжают действовать акты принятые еще при советском союзе и отчасти затрудняющие хозяйственный оборот.

Так Положения № 888, принятые 1988 году, содержат разделы, касающиеся имущественных отношений, а именно порядок заключения, изменения и расторжения договора, количество и качество товара и т.п., что в полной мере урегулировано как специальными нормами о договоре поставки, так и общими нормами о купле-продаже, договорах и обязательствах.

Инструкции N П-6 и N П-7, принятые в 1975 года, устарели и отчасти противоречат ГК РФ. В отличие от утративших актуальность Положений №888 Инструкции продолжают применяться, но часто они становятся причиной судебных разбирательств. Заменить такие инструкции в настоящий момент не представляется возможным без внесения изменения в ГК РФ в силу п.п. 4 и 7 ст. 3 ГК РФ.

3. Существует проблема определения существенных условий договора поставки. В ряде судебных решений срок не признается существенным условием, а в ряде срок определяется как существенное условие с различными вариантами последствий такого признания.

Признание срока поставки существенным условием вызывает следующие проблемы:

- признание договора поставки простой куплей-продажей;

- признание договора поставки незаключенным;

- введение понятия «определимое существенное условие»;

- возникает возможность заключения договора в устной форме