Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование шоу-бизнеса (стр. 4 из 4)

14 новому автору принадлежит авторское право на вновь созданное произведение;

15 это право не препятствует другим лицам использовать то же произведение для создания нового произведения.

Срок действия авторского права:

16 авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;

17 авторское право переходит по наследству. НЕ переходит по наследству право автора на имя и право на неприкосновенность произведения;

18 после смерти автора охрана его имени и неприкосновенности произведения осуществляется в соответствии с положениями статей 480 и 481 ГК РФ.

Срок действия авторского права на коллективные призведения:

19 действует в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству;

20 наследники каждого соавтора пользуются АП в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Защита имущественных прав автора в случаях нарушения его авторского права:

21 если нарушением АП автору или его преемникам причинены убытки, то независимо от требований, указанных в статье 499 ГК РФ, автор и его преемники вправе требовать возмещение убытков.

Авторский договор и его типы:

22 в целях использования произведения автор и его правопреемник вправе заключить с соответствующей организацией авторский договор (АД). Авторский договор может быть двух типов:

23 АД о передаче произведения для использования;

24 авторский лицензионный договор, по которому автор предоставляет организации право использования произведения, в том числе путем перевода на другой язык или переделки в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязуется уплатить вознаграждение за предоставление ей этого права или за использование ею произведения в форме, предусмотренной договором.

Размер вознаграждения автора по авторскому договору:

25 устанавливается соглашением сторон в пределах утвержденных ставок при наличие таковых (статья 479 ГК РФ).

Следует также знать, что порядок вознаграждения предусматривает:

26 право автора на получение АВ относится к числу имущественных прав автора (статья 16 «Закона об авторском праве и смежных правах»);

27 Упомянутые в статье 507 ГК РФ ставки, это, в частности, ставки утвержденные Правительством РФ в следующих нормативных актах:

1. Постановление № 64 (вознаграждение за некоторые виды исполнения, например, за передачу произведения в эфир).

2. Постановление № 524 (вознаграждение авторам кинематографических произведений).

3. Постановление № 218 (вознаграждение за концертные, эстрадные, цирковые, танцевальные программы и др.).

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим услуги исключительно для личных нужд и организацией либо индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги потребителям с другой стороны.

Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирует отношения, которые возникают по возмездным сделкам.

Статьей 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается обязанность исполнителя заключить договор на оказание услуг. Соответствующая обязанность возложена на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке.

По данному вопросу позиция судебной практики полностью отражает сущность публичных договоров. Публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по выполнению каких-либо действий, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Такая организация не должна оказывать предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, если это не предусмотрено специальным нормативным актом.

Отказаться от заключения договора организация не может, за исключением случая, если докажет, что выполнение работы (оказание услуги), необходимой потребителю, выходит за рамки ее уставной деятельности или производственных возможностей.

Договор на выполнение работ и оказание услуг – это соглашение, в соответствии с которым выполняющий работы или оказывающий услуги обязуется перед заказчиком выполнить работы или оказать услуги для личного, не связанного с предпринимательством, удовлетворения потребностей заказчика.

В России к настоящему времени в основном создана единая правовая база для охраны авторского права и смежных прав. Появились тенденции проведения «слияния» правовой регламентации всех видов интеллектуальной собственности в рамках единого кодифицированного акта.

Важной задачей государства является обеспечение международно-правовой охраны объектов авторских и смежных прав, создаваемых или используемых на его территории.

Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем свидетельствует немногочисленная, но противоречивая судебная практика. Поэтому важнейшей задачей является совершенствование не только законодательства, но и судебной системы. Добиться быстрого, объективного, законного судебного разрешения возникающих конфликтов представляется возможным за счет специализации судей и юридических служб. Необходимо также решить вопросы компенсации за время, потраченное правообладателями в судах на защиту своих прав, вопросы оплаты труда их представителей.

Заключение

Последние десять лет в России активно и успешно развивается новая отрасль индустрии развлечений - музыкальный шоу-бизнес, одной из существенных составляющих которого является гастрольно-концертная деятельность. Однако данный факт не получил необходимого признания на государственном уровне и в настоящее время правовое регулирование в данной области практически отсутствует.

Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом.

Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х – начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60–75%, на рынке видеофильмов – до 85%. Впрочем, в настоящее время ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств. Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость законодательного регулирования взаимоотношений между государством и участниками рынка, непосредственно занимающимися данным видом деятельности, а также между самими участниками рынка, что признает большинство профессионалов, много лет успешно и плодотворно работающих в этой области, а также общественность, представляющая интересы потребителей этого вида услуг.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в ред. ФКЗ от 21.07.2007 № 5-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2007. - № 36. – Ст. 3786.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Российская газета. – 2009. – 1 июля.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18. 12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 24.11.2006) // Российская газета. – 2009. – 15 апреля.

4. Асфандиаров Б.М.Право интеллектуальной собственности : Учеб.-метод. пособие Б.М. Асфандиаров, В.И. Казанцев; Моск. акад. экономики и права. М.: Экзамен, 2009. – 349 с.

5. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юр. лит., 2008. – 278 с.

6. Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-Бизнеса: учебное пособие. М.: МГУК, 2009. – 252 с.

7. Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т. 1. Авторское право и смежные права. / Сост. и Коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Минск: Амалфея, 2007. – 249 с.

8. Пригожин И.И.Политика-вершина шоу-бизнеса.М.: АСТ : Алкигамма, 2009. – 487 с.

9. Човен В. А. Проблемы правового регулирования защиты авторских прав в Российской Федерации. - Курск: МУП Курская гор. тип., 2008. – 322 с.