Смекни!
smekni.com

Информатика как единство науки и технологии (стр. 29 из 30)

MDI (Multiple Document Interface) - определяет особый способ управления нескольких дочерних окон ВНУТРИ одного большого окна.

Среда Delphi же следует другой спецификации, называемой Single Document Interface (SDI) , и состоит из нескольких отдельно расположенных окон.

Ниже перечислены основные составные части Delphi:

1. Дизайнер Форм (Form Designer)

2. Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window)

3. Палитра Компонент (Component Palette)

4. Инспектор Объектов (Object Inspector)

5. Справочник (On-line help)

Есть, конечно, и другие важные составляющие Delphi, вроде линейки инструментов, системного меню и многие другие, нужные Вам для точной настройки программы и среды программирования.

Соответственно общий интерфейс среды по умолчанию состоит из 4-х основных окон (Рис .1):

Рисунок 1.2. Рис. 1

увеличить

Программисты на Delphi проводят большинство времени переключаясь между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (которое для краткости называют Редактор). Прежде чем Вы начнете, убедитесь, что можете распознать эти два важных элемента. Дизайнер Форм показан на Рис.2, окно Редактора - на Рис.3.

Рисунок 1.3. Рис. 2: Дизайнер Форм - то место, где Вы создаете визуальный интерфейс программы

увеличить

Рисунок 1.4. Рис.3: В окне Редактора Вы создаете логику управления программой.

увеличить

Дизайнер Форм в Delphi столь интуитивно понятен и прост в использовании, что создание визуального интерфейса превращается в детскую игру. Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент.

Несмотря на всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основное время является Редактор. Логика является движущей силой программы и Редактор - то место, где Вы ее "кодируете".

Слева от Дизайнера Форм Вы можете видеть Инспектор Объектов (Рис.4). Заметьте, что информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом и Вы можете менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.

Рисунок 1.5. Рис. 4: Инспектор Объектов позволяет определять свойства и поведение объектов, помещенных на форму.

Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то Вы обычно делаете это в Инспекторе Объектов. К примеру, Вы можете изменить имя и размер компонента TLabel изменяя свойства Caption, Left, Top, Height, и Width.

Вы можете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий. Страница событий связана с Редактором; если Вы дважды щелкнете мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и Вы сразу же имеете возможность добавить код обработчика данного события. Данный аспект среды программирования Delphi будет еще обсуждаться позднее.

В главном окне принято выделять три основных выделенных элемента (не считая стандартной строки-заголовка):

· Срока меню (Menu System)

· Палитра компонентов

· Панель быстрого доступа (SpeedBar)

Меню предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что может управляться по набору "горячих клавиш". Это удобно еще и потому, что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования.

Палитра Компонент (см. Рис.5) позволяет Вам выбрать нужные объекты для размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз - на Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.

Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок - Standard, Additional, Dialogs и т.д. Если Вы щелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницу Палитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (На странице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу).

Рисунок 1.6. Рис.5: Палитра Компонент - место, где Вы выбираете объекты, которые будут помещены на вашу форму.

увеличить

SpeedBar находится непосредственно под меню, слева от Палитры Компонент (рис.6). SpeedBar выполняет много из того, что можно сделать через меню. Если задержать мышь над любой из иконок на SpeedBar, то Вы увидите что появится подсказка, объясняющая назначение данной иконки.

Рисунок 1.7. Рис.6: SpeedBar находится слева от Палитры Компонент.

Программирование в Delphi. Библиотека визуальных компонентов - часть 1

В данной статье мы кратко остановимся на иерархии классов Delphi и рассмотрим некоторые компоненты VCL Delphi, которые располагаются на закладках Standard и Additional.

Настало время рассмотреть компоненты, входящие в библиотеку визуальных компонентов (Visual Component Library) Delphi. Библиотека визуальных компонентов содержит большое число классов <готовых к употреблению>. Вся VCL построена по иерархическому принципу. Хотя VCL и называется библиотекой визуальных компонентов, на самом деле в нее входят также и невизуальные компоненты. Отметим, что визуальными называются компоненты, которые видны на форме как во время создания приложения, так и во время работы приложения. Невизуальные компоненты - видны только во время разработки приложения.

Все компоненты VCL являются классами. И все они являются потомками базового класса TObject. Данный класс является абстрактным и содержит базовые методы, которые наследуются классами-потомками. Основные методы класса TObject - это:

Create - метод, вызываемый для создания объекта;
Destroy - метод, вызываемый для удаления объекта;
Free - метод, вызываемый для уничтожения объекта, при вызове данного метода освобождается память, выделенная для данного объекта.

Прямыми потомками класса TObject являются классы TPersistent, TException и TIniFile.

Нам для рассмотрения компонентов Delphi наиболее интересен класс TPersistent, который добавляет к методам класса TObject метод Assign. Этот метод позволяет передавать поля и свойства одного объекта другому.

Потомками класса TPersistent являются классы TComponent, TClipboard и TStrings. Именно класс TComponent является базовым классом для всех компонентов VCL Delphi, расположенных в палитре компонентов.

Сразу после установки Delphi, в палитре компонентов мы видим 19 закладок:

Каждая закладка объединяет стандартные компоненты Delphi в группы по отдельным признакам. Рассмотрим эти закладки:

Standard - здесь расположены стандартные компоненты, обеспечивающие некоторые функции интерфейса пользователя.

На этой закладке расположены следующие компоненты (слева направо):

Название Название на русском языке Краткое описание компонента
Frames Фреймы Фрейм - это похожий на форму компонент, который используется для размещения внутри него других компонентов. Может размещаться на формах или других фреймах. Для создания нового фрейма нужно выбрать пункт меню File/New Frame (Файл/Новый Фрейм)
MainMenu Главное меню Служит для создания главного меню вашего приложения. Расположите этот компонент на форме и, после двойного щелчка на нем, добавьте новые пункты вашего меню
PopupMenu Всплывающее меню Служит для создания так называемого всплывающего меню - меню, которое отображается после щелчка правой кнопкой мыши в определенной области приложения
Label Метка Служит для простого отображения текстовой информации, которую пользователь не может редактировать во время работы приложения
Edit Поле для ввода Служит для отображения текстовой информации, которую пользователь может изменять. Удобно применять для ввода или редактирования какой-либо текстовой информации
Memo Многострочное поле Работает как и поле для ввода, только позволяет вводить (редактировать) несколько строк текста
Button Кнопка Обычная кнопка предназначена для выполнения какого-либо кода по наступлению события нажатия на кнопку пользователем
CheckBox Флажок Представляет опцию, благодаря которой пользователь может переключать положение (вкл./выкл.)
RadioButton Переключатель Данный переключатель работает обычно в группе с другими. Если на форме располагается несколько таких переключателей, то только один из них может принимать включенное положение
ListBox Список Предназначен для вывода нескольких строк текста. Пользователь может выбрать любую из этих строк простым нажатием на ней
ComboBox Выпадающий список Является как бы комбинацией списка и поля для ввода. Пользователь может ввести самостоятельно текст в поле, либо выбрать нужный из предоставленного списка
ScrollBar Полоса прокрутки Предназначена для смены видимой области отображения формы. Нужна для просмотра большого количества информации, которая просто не помещается на экран
GroupBox Группа Создает так называемый контейнер, который может содержать внутри себя компоненты. Эти компоненты объединяются в одну группу. Служит в основном для удобства работы с разными группами компонентов на одной форме
RadioGroup Группа переключателей Создает группу переключателей. Эти переключатели не зависят от других групп или одиночных переключателей
Panel Панель Используется для созданий строк состояния или панелей инструментов. На панели могут размещаться другие компоненты
ActionList Список действий Позволяет вашему приложению централизовано реагировать на какие-либо действия пользователя. Например, копирование данных из поля для ввода

Additional - на этой закладке располагаются дополнительные интерфейсные компоненты.