Смекни!
smekni.com

Украинский национализм как теоретическая проблема (стр. 2 из 2)

Являясь, по определению, системой идеологических установок, национализм, прежде всего, ориентирован на трансформацию общественного сознания.

Начиная со времен референдума о государственной независимости, украинские социологи, с завидной периодичностью проводят опросы населения, имеющие целью выяснить, кем же, все-таки, осознают себя граждане Украины: украинцами, русскими, русскоязычными, русскокультурными. При этом задаются вопросы:

· на каком языке вы думаете?

· общаетесь в семье?

· на производстве?

· книги каких (русских или украинских) авторов предпочитаете? и т.д.

По данным большинства упомянутых опросов, две трети граждан Украины относят себя к категории «русскоязычных». Это, само по себе, – серьезный повод для беспокойства. И не единственный. Ближайшим следствием вербализации национальной самоидентификации, является то обстоятельство, что русскоязычные респонденты с неизбежностью начинают примерять на себя роли «социальных изгоев», что порождает в общественном сознании комплекс «национальной неполноценности» и, следующую отсюда, социальную апатию. Апатичность и, связанная с нею, социальная возбудимость обусловливают закономерную конфликтность общественной жизни в Украине, носящую спорадический характер.

С другой стороны, педалирование национальной тематики в Украине, на практике, порождает раздвоение общественного сознания, так что, в итоге, русскоязычные граждане Украины у себя на родине начинают ощущать себя русскими людьми, в России – украинцами, а на Западе или, скажем, в среднеазиатских республиках бывшего СССР – снова русскими. В конечном счете, как правило, в такой ситуации человек утрачивает способность к национальной самоидентификациии, следовательно, ощущение глубинной укоренённости в бытии.

Ощущения «дома», «земли», «родины» – основополагающие в сознании личности. Вне понятий этого категориального ряда, Человек оказывается один на один с бесконечной вариативностью (изменчивостью) природы – как–таковой, социальной природы (истории), в частности, и пространственно-временного континуума (как отвлеченной категории).Немногие сильные личности способны выдержать испытание невыдуманнымкосмополитизмом.

Социальная апатия, помноженная на космополитизм, обусловливает развитие аморализма нации, который из поверхностной характеристики повседневной жизни перерастает в имманентную категорию общественного бытия. В этом качестве, аморализмявляет себя, как признак крушения социума. В итоге, на поверхности социальной действительности происходит апологизация народных мифов, подобных байроновской интерпретации фигуры Мазепы, или шевченковских воспеваний «казачьей вольницы» («синие жупаны, золотые пики»), а в реальности осуществляется аннигиляция целых пластов украинской культуры, как питательной среды общественного сознания.

Идейные националисты, разумеется, не могут не осознавать разрушительную силу своей идеологии.Однако ими движет революционная (анти-эволюционная) по сути идея деструкции социальной действительности во имя реализации политических идеалов.

Динамика и стагнация социальных процессов – диалектические категории. Революция и социальный консерватизм – в равной мере являются необходимыми составляющими становления развитого общества. Однако устойчивый перекос общественного сознания в сторону одного из указанных феноменов обусловливает – во втором случае – застой, а в первом – аннигиляцию исторических социумов. Обретя статус государственной идеологии, революционные идеологеммы с необходимостью перерождаются в консервативные. Если же это не происходит, социум разрушается. Иерархическая система ценностей («личность-семья-нация») объективно индивидуалистична. Индивидуализм, по определению, противоположен социализму (как совокупности концепций, ставящих во главу угла не личность, но общество). Вот почему национализм изначально революционен и в качестве такового – не поддается трансформации.

Иными словами, в силу своей внутренней природы, национализм, в качестве государственной идеологии, объективно обусловливает разрушение Социума. Что и происходит в современной Украине.

С другой стороны, совершенно понятно, что, внедряясь в структуры общественного сознания, национализм уничтожает также и самого себя, поскольку, десоциализируя общество, лишается питательной среды, в которой – единственным образом – может существовать. В этом смысле, ни украинский, ни, скажем, русский национализм изначально не имеют исторической перспективы. Однако, важно то, что уходя в небытие, национализм «уводит с собой» человеческие общности, через – по парадоксу – подавление личности, как массовидного феномена. Обезличивание нации – верный залог грядущих социальных катаклизмов. Имманентно конфликтная среда – неважный фундамент для строительства «молодых» империй. Между тем, являясь продуктом спонтанной критической ситуации, национализм, с необходимостью, воспроизводит следующие. Иначе говоря, национализм, как феномен общественного сознания, манифестирует себя в качестве бациллы социального неблагополучия – микроба, несущего в обычной ситуации тяжелый социальный недуг.

Заключение

Уже девятнадцатый год в Украине ведётся спор о национализме, а единства мнений как не было, так и нет. Одни эксперты приравнивают украинских националистов к фашистам, так как в качестве идеологии ОУН приняла фашистскую доктрину украинского национализма, сформулированную Д. Донцовым. Согласно этой доктрине, ОУН действовала в соответствии со следующими принципами: подчинение организации вождю, a нации – так называемому инициативному меньшинству, как элите "лучших людей, задача которых заключается в применении творческого насилия", экспансия, беспощадность, фанатизм, ненависть. Из такой идеологии украинского национализма следовали методы преступной деятельности – путём беспощадного и безжалостного биологического удаления не украинцев, прежде всего поляков, с территорий будущего государства.

Другие же специалисты считают украинских националистов героями, которые вели борьбу за восстановление независимого украинского государства. Обозначение "украинский националист" созвучно с "украинский патриот", борющегося за свободу своего народа, жертвуя всем, что у него есть, даже жизнью. Свободное развитие нации и патриотизм – это и есть украинский национализм.

Национализм присущ любой нации, которая самоидентифицируется в историческом времени и строит свое будущее. Для украинцев же он стал инструментом создания государственности и прошел непростой путь: от фанатического осознания миссии возрождения украинского духа до выработки конструктивного механизма построения Украинского государства. Сейчас мы приближаемся к тому времени, когда тема украинского национализма перестанет быть предметом дискуссий и политологических исследований, а станет обычной составляющей саморазвития на пути к созданию политической, сознательной украинской нации. Когда национал-патриотами можно будет назвать не только правых, но и левых, — у нас появятся основания утверждать, что национализм стал нормальной сущностью исторического пути Украины.

Список использованной литературы

1. Музыченко П.П. История государства и права Украины
Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – К.: Знання, 2006. – 570 с. – (Высшее образование XXI века).

2. Королев В.И. Страницы истории Украины. Конспекты. – Симферополь: Крымский психолого-педагогический факультет ПГПИ, 1999. – 100 с.

3. Ю.Алексеев, А.Вертегел, В.Даниленко Історія України, Київ, 1993. – 476 с.

4. Історія України. Практичний довідник. – Харків: ФОП Співак Т. К., 2009. – 448с.

5. Украина: Полная энциклопедия / Авт.-составители В.М. Скляренко, Т.В. Иовлева, В.В. Мирошникова, М.А. Панкова; Худож.-оформитель Л.Д. Киркач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2007. – 463 с.