Смекни!
smekni.com

Модульная технология на уроках информатики в школе (стр. 5 из 6)

Учитель: роль координатора действий ученика, консультанта.

Ученик: роль исследователя, первооткрывателя.

Пример одной из карточек:

«В некоторой деревне живут мужчины, про которых известно, что они либо бреются сами, либо их бреет парикмахер. Парикмахер живет в этой же деревне. Кто бреет парикмахера?». В ходе рассуждений учащиеся выявляют возможные пути разрешения противоречий, выявленных ими в данном софизме, а затем выполняют задания по выбору:

1 уровень (базовый) – разрешить парадокс с помощью схем или рисунков;

2 уровень (конструктивный) - разрешить парадокс и доказать его с помощью логических переменных, высказываний, таблиц;

3 уровень (творческий) - придумать парадокс и доказать его неразрешимость, или самостоятельно подобрать и исследовать софизмы.

Ситуация успешности ребенка гарантирована, так как у каждого их них при выборе задания по уровням есть возможность добиться успеха и избежать неудачи. Задания подобного характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, активизируют деятельность даже самого пассивного из них. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей. Уровень сформированности компетенций помогает увидеть таблица, которую нужно заполнить после отчета каждого ученика о проделанной таким образом работе.

На каждом этапе урока важно задать правильное направление к достижению поставленной цели. Для этого важно предоставить детям свободу выбора.

На уроках - практикумах по программированию в 9, 11 классах формирую карточки с заданиями на выбор по баллам. Ученик выбирает задания по степени сложности, количеству, способу решения, формы представления конечного результата. При этом участвует важный критерий – степень освоения учебного материала, судить о котором можно по выбранным учеником заданиям. Учащийся, набирающий максимальный балл объявляется «Лучшим программистом недели». Данное звание считается почетным у ребят и заработать его - большое достижение, а это огромный дополнительный стимул в учебе. У ребят, захваченных духом соревновательности, есть стремление сохранить звание и не лишиться его на следующем компьютерном практикуме.

Пример 2.Фрагмент урока «Программирование циклов» в 9 классе.

Цель: проверка степени усвояемости материала по теме циклические конструкции.

Два – три ученика назначаются консультантами. Карточка с заданиями для ученика:

Фамилия Имя _________________ Класс___________

1. Написать программу, которая выводит таблицу значений функции y = -2,4x

+5x-3 в диапазоне от –2 до 2 с шагом 0,5. (5 баллов)

2. Напечатать все четные числа от 1 до 36. (5 баллов)

3. Написать программу, вычисляющую сумму расстояний до начала координат всех точек имеющих целочисленные координаты и находящихся внутри прямоугольника 1

X
10, 1
y
5. (5 баллов)

4. Найти все двузначные числа, в которых есть цифра N и само число делится на N. (10 баллов)

5. Написать программу, выводящую все целочисленные решения уравнения ax+by=c, удовлетворяющие условиям:

. (10баллов)

6. Определить количество натуральных трехзначных чисел, сумма цифр которых равна заданному числу. (15 баллов)

7. Дано натуральное число n, указать все тройки x, y, z таких натуральных чисел, что: n=

. (15 баллов)

Оценивание результата производится по схеме, отображенной в таблице 1.3.

Таблица 1.3.

Количество баллов Оценка
26-35 5
20-25 4
19- 15 3
меньше 15 2
№задачи/бал 1 2 3
5 бал 4 5
10 бал 7 8
15 бал
Всего бал
Оценка

В конце урока формируется «Таблица рекордов», на основании которой определяется «Лучший программист недели» и вывешивается на «Доску почета» в классе (Таблица 2.3.).

Таблица 2.3.

Фамилия ученика Задания/ баллы Общий балл
№ 1 № 2 № 3 № 8
Иванов В 5 2 0 4 1 12
Петров И 5 5 5 5 15 35- Лучший программист
Васильева Н 5 4 5 5 10 29
Тарасова М. 4 2 5 5 10 26

На занятиях вариативной части формирование культуры выбора, обеспечение успешности каждого обучающегося, повышение его мотивации наиболее актуальны, ведь учащиеся приходят на данные занятия после уроков.

Пример 3. В систему предпрофильной подготовки учащихся можно включить предметно-ориентированный элективный курс «Photoshop». Курс краткосрочный - в течении 1 семестра, всего 5-6 занятий.

Задачи, предлагаемые на данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к информатике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия проводятся на среднем уровне сложности, с создания проблемной ситуации - демонстрации того, что есть и того, что надо получить, но включают в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.

Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, являются деятельностно - ориентированными. Это способствует процессу самоопределения учащихся и помогает им адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. На первом занятии проводиться небольшая беседа с учащимися по поводу того, что они ожидают от обучения на курсе, что хотели бы узнать, чему научиться, какие профессии им интересны и так далее.

Обсуждая, вместе с учениками составим тематический план курса и определяем цели каждого будущего занятия. Все это отражаем в таблице, которую заполняем тут же (заранее готовлю таблицу из трех столбцов), при этом столбик «Результат» оставляем сначала пустым. Его ребята заполняют сами по мере освоения курса в произвольной форме:

- одни ставят «+», если все удалось, «-» , если не получилось;

- другие пишут свой отзыв по данному занятию;

- третьи - отмечают свою будущую профессию и так далее.

Данные отражены в таблице 3.3.

На каждом занятии ученику предлагается попробовать себя в роли выбранных им профессии. В конце каждого занятия учащиеся составляют мини – коллажи. В завершении курса ребятам предлагается выполнить итоговое задание.

Таблица 3.3.

Тема занятия Цель Результат
1. Вводное занятие: Что умеет Photoshop?! Демонстрация возможностей программы, назначение, характеристики, обзор профессий
2. Я - дизайнер причесок. Средства Photoshop при разработке причесок.
3. Я - дизайнер одежды. Как средствами программы получить различные цветовые гаммы, размеры, модели одежды.
4. Я - разработчик рекламного плаката. Что необходимо знать, чтобы нарисовать, скомпоновать фотомонтажом рекламный плакат.
5. Я - дизайнер баннеров. Хочу научиться создавать анимацию средствами Photoshop, чтобы получился баннер для моего сайта.
6. Презентация проектов. Я многому научился, хочу показать свои работы всем ребятам, учителям, родителям и гостям, присутствующим на защите проектов.

Например, создать проект открытки к празднику. В конце изучения курса обучающиеся обсуждают - кем (в роли какой профессии) им больше понравилось быть, где проявились больше способности, где что-то не совсем получатся, устраивают инициативную публичную презентацию своих работ в группе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация работ в галереи на сайтеи тому подобное).

Итоговое занятие «Презентация проектов» проходит в режиме «Открытых дверей», а это значит, что посетить его может любой желающий. Обычно на данное занятие можно пригласить одноклассников, учителей, родителей.

На этом этапе обучающихся захватывает дух соревнования, рейтинга что, безусловно, повышает мотивацию обучения на курсе, позволяет ему определиться с выбором будущего профиля. Вот один из примеров рефлексии обучающегося: «Я пришла на курс «Photoshop» чтобы больше узнать о работе с фотографией, потому что хочу стать дизайнером причесок. На курсе я научилась работать с фотографиями, узнала много нового о профессии дизайнера и что самое важное попробовала себя в этой роли и еще роли дизайнера открыток, рекламного работника. Теперь даже не знаю, какая из этих профессий мне больше нравиться, но точно решила, что мне это нравиться, я хочу еще больше узнать о работе с фотографиями и изучить информатику глубже. Обязательно выберу этот предмет на профильном уровне».

Таким образом, в результате изучения курса у учащихся формируется ряд общеучебных умений и навыков и специфических, в том числе умение микшировать цвета, трансформировать объекты и заливку, создавать коллажи, многослойные изображения, а также позволит осуществить преемственность между предпрофильной и профильной подготовкой.

Как бы не было построено учебное занятие, какие быэтапы урока в нем не присутствовали всегда важно помнить о том, что каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно на уроке в целом, на каждом его этапе, важно чтобы у каждого была ситуация успешности, уровень которой определил для себя он сам. Результатом сформированности мотива достижения ученика, конечно, является оценка, цель выставления которой - информировать ученика об успешности его деятельности.