Смекни!
smekni.com

Правовой статус общества с ограниченной ответственностью (стр. 7 из 17)

Согласно с п. 6 ст. 21 ФЗ об ООО, уступка доли (части доли) в уставном капитале общества должна быть совершена в простой письменной форме, если требование о ее совершении в нотариальной форме не предусмотрено уставом. Несоблюдение формы сделки влечет ее недействительность.

Общество должно быть письменно уведомлено о состоявшейся уступке доли (части доли) с представлением доказательств совершения данной сделки. Ее приобретатель осуществляет права и несет обязанности участника, за исключением дополнительных прав и обязанностей бывшего члена общества, с момента уведомления ООО об указанной уступке.

Бывший участник несет перед обществом обязанность по внесению вклада в имущество, возникшую до уступки, солидарно с ее приобретателем,

Предлагаем объединить нотариальное заверение договора уступки доли и норму об осуществлении прав и обязанностей только после государственной регистрации, что позволит избежать мошенничеств[56].

Следующий пункт ст, 21 ФЗ об ООО посвящен наследованию. Относительно наследования долей можно сообщить следующее.

В ст. 1176 ГК РФ закреплено, что в состав наследства участника ООО входит доля этого участника в уставном капитале соответствующего общества.

Следует заметить, что в соответствии со ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеются доли в уставном капитале ООО, с наследником заключает договор доверительного управления, в котором в качестве учредителя такого управления выступает нотариус.

Согласно п. 2 указанной статьи ГК РФ, в случае, когда наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, права учредителя доверительного управления принадлежат ему.

Обратим внимание, что Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа №Ф08-635/2006 по делу №А53-2311/2005 - С4-11 признано, что поскольку доверительное управление наследственным имуществом возникает на основании закона, полномочия доверительного управления по управлению доверенным имуществом ограничены. Доверительный управляющий не вправе управлять долями хозяйственного общества путем голосования на общем собрании, распоряжаться наследственным имуществом путем совершения различных сделок. Его задача состоит в охране наследственного имущества и обеспечения правопереемства наследников[57].

На практике при учреждении нотариусом доверительного управления долей в ООО возникает ряд проблем, связанных с возможностью неоднозначного толкования правовых норм, регулирующих данный вопрос.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ, одним из способов принятия наследства является подача по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства.

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации прав наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Из трех основных полномочий, принадлежащих собственнику, наследник со дня открытия наследства и до выдачи нотариусом свидетельства о праве на него, не обладает только полномочиями по распоряжению этим имуществом из-за отсутствия документов, подтверждающих его права.

В связи со сказанным, одним из основных является вопрос определения срока, в течение которого нотариус может принять меры по управлению наследственным имуществом.

Так, в П.4 ст. 1171 ГК РФ указывается, что нотариус осуществляет меры по управлению наследственным имуществом в течение срока, определяемого им с учетом характера и ценности имущества, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более 9 месяцев.

По мнению Н. Бегуновой, для того чтобы сохранить смысл необходимости заключения договора доверительного управления, законодателю следовало бы в п. 4 ст. 1171 ГК РФ указать в качестве срока, в течение которого необходимо принять меры по управлению наследственным имуществом, время, необходимое для выдачи нотариусом наследнику свидетельства о праве на наследство[58].

Другой вопрос касается возможности нотариуса по заявлению наследника учреждать доверительное управление имуществом, если наследник уже подал нотариусу заявление о вступлении в наследство и тем самым выразил свою волю принять все права и обязанности наследодателя по отношению к имуществу. В п.7 ст.21 ФЗ об 000 установлено, что права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются управляющим, назначенным нотариусом до принятия наследниками наследства. Данная норма вносит дополнительную неоднозначность в решение нотариусом вопроса о моменте учреждения доверительного управления в отношении наследуемой доли в ООО.

Со ссылкой на ст. 3 ГК РФ об общем принципе верховенства кодификационных актов гражданского законодательства Н. Бегунова полагает, что нотариус при принятии мер по управлению наследственным имуществом должен руководствоваться нормами гражданского законодательства о наследовании, закрепленными в ГК РФ .

Нотариальная практика пошла по пути принятия от наследников заявлений о необходимости учреждения доверительного управления наследственным имуществом после принятия от них заявлений о вступлении в права наследства.

Спорным вопросом является также вопрос о необходимости истребования нотариусом заявлений от всех наследников о назначении доверительного управляющего. На практике истребование нотариусами таких заявлений от всех известных им наследников направлено на возможность согласования с последними кандидатуры доверительного управляющего в целях предупреждения спорных вопросов в будущем.

Тем не менее п. 2 ст. 1171 ГК РФ не дает категоричного указания на этот счет. Следовательно, если только один из наследников подал нотариусу заявление о необходимости принятия мер по управлению наследственным имуществом, нотариус обязан принять меры к учреждению такого управления.

В том случае если отсутствует наследование по завещанию и соответственно не назначен исполнитель последнего, нотариус в силу п. 2 и п. 3 ст. 1171 ГК РФ самостоятельно принимает решение о выборе кандидатуры учредителя управления и о сроке, в течение которого осуществляется управление имуществом.

Учитывая, что согласно ст. 1026 и 1173 нотариус учреждает и доверительное управление наследственным имуществом, представляется, что круг кандидатов в доверительное управление ограничивается гражданами или некоммерческими организациями, за исключением учреждения (п. 1 ст. 1015 ГК РФ).

Неоднозначно в настоящее время на практике решается и вопрос о необходимости истребования нотариусом разрешения органов опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления долей в ООО в случае, если среди наследников имеется несовершеннолетний гражданин.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекуны не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение, в частности, сделок по отчуждению имущества подопечного, сделок, влекущих к отказу от принадлежащих подопечному прав, и любых иных сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Нотариус при учреждении доверительного управления наследственным имуществом не является ни опекуном, ни попечителем подопечного. Таким образом, ст. 37 ГК РФ не имеет прямого распространения на нотариуса.

Согласно ст.1012 ГК РФ, передача имущества в доверительное управление не влечет перехода прав собственности на него к доверительному управляющему. Из изложенного следует, что данный договор не является ни сделкой по отчуждению имущества, в отношении которого учреждается управление, ни сделкой, влекущей уменьшение наследственного имущества. Таким образом, полагаем, что предварительного разрешения органов опеки и попечительства на заключение договора не требуется.

Кроме того, нотариус, заключая договор доверительного управления, действует в целях именно сохранения наследственного имущества. Несовершеннолетний наследник не является на день заключения договора титульным собственником имущества, передаваемого в управление, - данный факт служит дополнительным доказательством того, что оснований применять нормы п. 2 ст. 37 ГК РФ нет.

Однако следует заметить, что в соответствии со ст. 1023 ГК РФ доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. Одновременно п. 1 ст. 37 ГК РФ обязывает опекуна (попечителя) расходовать доходы подопечного, причитающиеся ему от управления его имуществом, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В связи со сказанным выше, Н. Бегунова предлагает истребовать разрешение органа опеки и попечительства не на заключение договора доверительного управления наследственным имуществом, а в том случае если несовершеннолетний будет титульным наследником и при совершении фактической выплаты вознаграждения, поскольку подрузумевается, что оно будет выплачиваться из доходов от управления имуществом подопечного[59].

В соответствии с п. 6 ст. 93 ГК РФ учредительными документами 000, может быть предусмотрено, что переход и распределение долей допускаются только с согласия остальных участников.

В соответствии с п. 8 ст. 21 ФЗ об 000, в случае, если уставом предусмотрена необходимость получить согласие участников (общества) на уступку доли (части доли) в уставном капитале его участникам или третьим лицам, на переход ее к наследникам или правопреемникам либо на распределение доли между участниками ликвидируемого юридического лица, такое согласие считается полученным, если в течение тридцати дней с момента обращения к участникам (обществу) или в течение иного определенного уставом срока получено письменное согласие всех участников (общества) или не получено письменного отказа в согласии ни от одного из участников (общества).