Смекни!
smekni.com

Правовой статус свидетеля и свидетельский иммунитет (стр. 4 из 5)

По смыслу ч. 1 ст. 8 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" являются адвокатской тайной и не подлежат разглашению в какой бы то ни было форме сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, за исключением сведений о совершении адвокатом деяния, содержащего признаки преступления. Это не означает, что адвокат обязан давать показания об обстоятельствах совершения им такого деяния, поскольку он, как и любое лицо, вправе не свидетельствовать против самого себя. Имеется в виду, что по общему правилу обстоятельства, сведения о которых составляют адвокатскую тайну, не могут быть предметом расследования или судебного разбирательства. Исключение составляют преступные деяния самого адвоката, но и в этом случае он вправе отказаться от дачи показаний.

В то же время, защитник вправе по его ходатайству давать показания в интересах своего подзащитного, например, по факту фальсификации материалов дела следователем.

4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

Однако, исповедь, как религиозный обряд, признается не всеми, но в основном христианскими вероисповеданиями. Исходя из конституционных принципов равенства религиозных объединений и равенства всех граждан независимо от отношения к религии (ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), следует признать, что священнослужители нехристианских официально зарегистрированных религиозных организаций также должны пользоваться свидетельским иммунитетом в отношении конфиденциальных сведений, если они стали им известными от членов соответствующих конфессий в результате исполнения религиозных обрядов.

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Свидетельский иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы РФ предусмотрен ст. 21 ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Аналогичная норма содержится в ст. 15 ФЗ от 6 октября 1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако эта норма противоречит УПК, который пользуется в данном случае приоритетом (ст. 7).

Из анализа данной статьи следует сделать вывод о том, что указанные категории лиц могут допрашиваться в качестве свидетеля по уголовным делам, не связанным с выполнением ими своих обязанностей (в частности, адвокат может быть допрошен в качестве очевидца уличного ограбления).

Кроме рассмотренных выше лиц, служебным свидетельским иммунитетом обладают на основании имеющих перед УПК большую юридическую силу Конституции РФ (ст. 91) - Президент РФ; ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ст. 12) - Уполномоченный по правам человека в РФ, а также на основании ч. 2 ст. 3 УПК - лица, наделенные дипломатической неприкосновенностью.

Субъекты свидетельского иммунитета от дачи показаний могут быть классифицированы по следующим критериям:

-отношение к правонарушению (иммунитет от самообвинения);

-процессуальный статус лица (свидетель, потерпевший, очевидец, пострадавший);

-характер брачных отношений (супруги);

-степень родства (близкие родственники);

-род деятельности (священнослужитель);

-принятые обязанности (усыновители, усыновленные).

Нельзя, однако, не заметить отсутствия решения по актуальному вопросу о свидетельском иммунитете потерпевшего, если он находился с обвиняемым (подозреваемым) в таких отношениях, которые предполагают право на отказ от показаний.

Свидетельский иммунитет в уголовном процессе необходимо распространить на потерпевшего в случаях, когда преступление совершено его родственником, подпадающим под соответствующее определение (п.9 ст.34 УПК). Это соответствует положениям ч.1 ст.51 Конституции РФ.

Нуждается в уточнении и запрет на допрос в качестве свидетеля судьи, присяжного заседателя - об обстоятельствах уголовного дела, которые им стали известны в связи с участием в производстве по уголовному делу. Однако есть два исключения, когда может быть выяснено, какую позицию занимал судья в совещательной комнате.

Во-первых, в тех случаях, когда один из судей остается при особом мнении. С особым мнением, приобщенным к делу, вправе знакомиться судьи вышестоящего суда при рассмотрении дела в кассационном порядке, судьи и другие работники вышестоящих судов при проверке законности и обоснованности приговора в порядке надзора, работники прокуратуры, осуществляющие надзор.

Во-вторых, когда по делу ведется предварительное следствие по вновь открывшимся обстоятельствам - в связи с преступным злоупотреблением судей. По такому делу следователь вправе допросить судей и задавать вопросы лицам, участвовавшим в вынесении приговора, чтобы выяснить, кто из них какую позицию занимал.

Перечень лиц, подпадающих под понятие "родственник", считается исчерпывающим. Так, в силу ст.51 Конституции РФ сожитель не освобождается от обязанности давать свидетельские показания, поскольку не является ни супругом, ни близким родственником. Венчание в церкви, наличие совместных детей и ведение общего хозяйства, по смыслу п.9 ст.34 УПК, не порождает супружеских отношений и не освобождает от обязанностей свидетеля. Права и обязанности супругов, в том числе и в уголовном процессе, порождает лишь брак, заключенный в государственных органах актов гражданского состояния.

Служебный иммунитет может быть основан на занимаемой должности и "служебном" содержании информации.

К первой разновидности свидетельской привилегии такого рода относится дипломатический иммунитет. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает, что дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Свидетельский иммунитет распространяется на: членов семьи дипломатического агента, живущих вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания; членов административно-технического персонала представительства и живущих с ними членов семьи, если они не являются гражданами страны пребывания; членов обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, относительно действий, совершаемых при исполнении своих обязанностей.

По-иному решается вопрос в отношении консульских должностных лиц и сотрудников консульства. Консульское должностное лицо может отказаться от свидетельства только в случае, если предмет показаний связан с выполнением служебных обязанностей (ст.44 Венской конвенции о консульских отношениях 1963 года). Консульские служащие и обслуживающий персонал не освобождаются от свидетельства.

Вторая разновидность служебного иммунитета свидетеля основана на предмете свидетельских показаний. Он распространяется на подлежащие сохранению в тайне сведения, касающиеся сферы служебной деятельности.

Отдельные нормативные акты обязывают лиц не разглашать сведения, составляющие предмет профессиональной деятельности. Современным законодательством России предусматриваются тайны: государственная (ст.2 Закона РФ о государственной связи и информации, ч.4 ст.7 Закона РФ о коллективных договорах и соглашениях), таможенная (ст.14 Закона о таможенном тарифе), коммерческая (ст.139 ГК РФ, п.2 ст.15 Закона РФ о валютном контроле), служебная (ст.139 ГК РФ, ст.2 Закона РФ о государственной тайне), личная и семейная (ст.150 ГК РФ), врачебная (ст.ст.35 и 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан), нотариальная (ч.2 ст.5 Основ законодательства РФ о нотариате), лоцманская (п.13 Положения о лоцманской службе на внутренних водных путях РСФСР), следственная (ст.139 УПК), банковская (ст.25 Закона РФ о банках и банковской деятельности), тайна усыновления (ст.139 СК РФ), исповеди (п.11 ст.5 УПК) и некоторые другие.

В связи с этим зачастую возникает противоречие между обязанностью хранить тайну и давать свидетельские показания. Полагаем целесообразным предоставление свидетелям права отказаться от дачи показаний, если они касаются сведений, относящихся к тому или иному виду тайн.

Для удовлетворения потребностей правосудия и учета интересов свидетеля следует предусмотреть такой порядок, который отвечал бы целям уголовного судопроизводства и не ставил свидетеля в двусмысленное положение. Следовало бы с этой целью разработать перечень органов, имеющих право освобождать свидетеля от обязанности хранить тайну. В этом случае дело могло бы подлежать слушанию в закрытом судебном заседании.


3. .МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА СВИДЕТЕЛЬСКОГО ИММУНИТЕТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Говоря о механизме реализации свидетельского иммунитета в уголовном процессе необходимо отметить, что он включает в себя основания, условия начала и окончания действия права на отказ от дачи показаний, алгоритм реализации права на отказ от дачи показаний. Отдельные аспекты механизма реализации уже были рассмотрены выше. Остановимся только на следующих моментах.

Содержание свидетельского иммунитета в уголовном судопроизводстве образует следующие структурные элементы:

-отсутствие общей процессуальной обязанности давать показания;

-исключительная диспозитивность свидетельского иммунитета;

-использование показаний как источника доказательств только при соблюдении предусмотренной законом процессуальной формы;