Смекни!
smekni.com

Искуственный интеллект (стр. 9 из 13)

│ Клавиша │ Назначение │

├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ F1 │Помощь. │

│ F4 │Пауза (хранитель экрана). │

│ F8 │Временный выход в MS-DOS. │

│ F9 │Активизация верхнего меню. │

│ F10 │Выход из "Консультанта". │

│ ENTER │Запустить выбранную базу на исполнение. │

└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘

Продолжение таблицы 8.

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

│ Клавиша │ Назначение │

├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ F5 │Распахнуть окно. │

│ CTRL+F5 │Переместить окно. │

│ F6 │Активизировать последующее окно. │

│ SHIFT+F6 │Активизировать предыдущее окно. │

│ ALT+F3 │Закрыть окно. │

└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘

4.1.3. Перемещение в системе, работа с окнами

Передвижение по спискам строк (например, в списке выбора имен бан-

ка знаний, в окне редактора правил) осуществляется клавишами управле-

ния курсором. Выбор нужной строки выполняется при помощи клавиши <

SPACE> (пробел), причем, в редакторе правил выбор клавишей <SPACE> оз-

начает установку в правило предпосылки, а комбинацией клавиш <CTRL>+<

SPACE> устанавливается заключение.

Переключение между окнами осуществляется клавишей <F6> или комби-

нацией <SHIFT>+<F6> (в обратном порядке), закрытие - комбинацией <

ALT>+<F3>, распахивание - клавишей <F5>. Если нужно передвинуть окно,

то следует после нажатия комбинации клавиш <CTRL>+<F5>, следует клави-

шами управления курсором переместить окно в нужное место рабочей по-

верхности и нажать <ENTER> для его фиксации (эту же операцию проще вы-

полнить "мышью", для чего следует подвести курсор "мыши" к верхней

рамке окна, нажать левую ее клавишу, "протащить" окно в нужное место

и зафиксировать его, просто отпустив клавишу).

При работе с диалоговыми окнами следует помнить о ряде особеннос-

тей:

- переключение между элементами (кнопками, кластерами, полями

ввода и другими) осуществляется клавишей <TAB> или комбинацией <

SHIFT>+<TAB> (в обратном порядке);

- строка ввода управляется в основном теми же клавишами, как и

стандартные текстовые редакторы (клавиши управления курсором и <

BACKSPACE> ("ЗАБОЙ")), причем, если имеется протокол (список) ввода

(в терминах Turbo-Vision - HISTORYLIST), он вызывается нажатием клави-

ши < курсор вниз>;

- в диалоговых окнах с группами переключаемых опций (кластерами),

перемещение внутри группы выполняется клавишами управления курсором,

а выбор того или иного элемента - клавишей <SPACE>.

Следует отметить, что команда РАСПАХНУТЬ диалоговыми окнами не

воспринимается, закрытие производится клавишей <ESC>, нажатие <ENTER>

аналогично выбору кнопки по умолчанию. когда диалоговое окно на экра-

не, все другие действия пользователя игнорируются до тех пор, пока

система не получит ответ на поставленный вопрос.

Нужно отметить также и то, что все вышеуказанные операции с окна-

ми можно выполнить и с помощью меню, для чего следует активизировать

его клавишей <F9> и выбрать пункт ОКНА, где имеются все стандартные

операции работы с ними.

4.2. Консультация

Как уже упоминалось ранее, БЗ может быть запущена на исполнение

непосредственно из СУБЗ. То есть, при запуске системы пользователь

вначале видит информационное окно, сообщающее об авторах системы, пос-

ле нажатия клавиши <ENTER> или виртуальной кнопки ПУСК, появляется ок-

но банка знаний со списком баз знаний. Пользователь подсвеченной поло-

сой выбирает нужную ему базу и нажимает <ENTER>, после чего БЗ начина-

ет сеанс консультации.

Консультация представляет собой последовательную смену окон, в

каждом из которых высвечивается вопрос и список возможных ответов на

него. Внизу каждого окна этапа консультации имеется три кнопки: ДА-

ЛЕЕ, НАЗАД и ВЫХОД. Первые две кнопки позволяют передвигаться "внут-

ри" консультации, а последняя - выйти из нее в любой момент работы.

Первоначально в режиме "Консультация" система запросит у пользова-

теля цель (если база - многоцелевая). Пользователь должен из предос-

тавленного ему списка целей выбрать ему нужную и нажать кнопку ДАЛЕЕ

или клавишу <ENTER>. После этого система начнет процесс консультации,

начиная задавать пользователю вопросы, помогающие ей прийти к цели.

Если пользователь ошибочно ввел не то значение, которое бы ему хоте-

лось, он может вернуться к предыдущему шагу, нажав кнопку НАЗАД и исп-

равить неточность.

По окончании консультации, как уже упоминалось, пользователю дис-

петчером вывода предоставляются различные услуги. Так, например, он

может создать протокол (то есть, текст, содержащий весь ход консульта-

ции) и сохранить его на диске, нажав только одну кнопку ПРОТОКОЛ. Пу-

тем нажатия кнопки ПЕЧАТЬ, пользователь может вывести протокол на

принтер.Нажатием кнопки СПИСОК, пользователь при желании может вывес-

ти на экран диалоговое окно со списком протоколов других консультаций

и, выбрав интересующий его протокол, просмотреть его или распечатать.

Он может просмотреть ход рассуждений машины вывода, нажав кнопку МАРШ-

РУТ.

В комплект системы "Консультант" входит демонстрационная база зна-

ний "Оценка состояния здоровья военнослужащего".

4.3. Создание собственной базы знаний

В случае необходимости эксперт в какой-либо области знаний может

создать собственную базу знаний. Первоначально он должен четко выде-

лить объекты, их возможные значения, вопросы и правила. Следует пом-

нить, что правила не должны противоречить друг другу, то есть недопус-

тимо совместное использование таких правил:

ЕСЛИ ОБЪЕКТ N 1 = ЗНАЧЕНИЕ N 11 ТО ОБЪЕКТ N 2 = ЗНАЧЕНИЕ N 21,

ЕСЛИ ОБЪЕКТ N 1 = ЗНАЧЕНИЕ N 11 ТО ОБЪЕКТ N 2 = ЗНАЧЕНИЕ N 22

(это называется разветвлением - одна предпосылка приводит к двум

разным заключениям); или:

ЕСЛИ ОБЪЕКТ N 1 = ЗНАЧЕНИЕ N 11 ТО ОБЪЕКТ N 2 = ЗНАЧЕНИЕ N 21,

ЕСЛИ ОБЪЕКТ N 2 = ЗНАЧЕНИЕ N 21 ТО ОБЪЕКТ N 1 = ЗНАЧЕНИЕ N 11

(это называется зацикливанием - то, что в первом правиле является

предпосылкой, во втором это - заключение, и наоборот).

Определившись с базой знаний, следует приступить к ее набору:

1. Из пункта верхнего меню БАЗА выбрать пункт НОВАЯ и в появившем-

ся окне набрать имя новой БЗ, затем нажать кнопку ПУСК. В окне банка

знаний появится введенное имя новой базы.

2. Подвести к полученному таким образом имени полосу-указатель и,

войдя в меню, выбрать в пункте БАЗА операцию РЕДАКТИРОВАТЬ. В выведен-

ном на экран диалоговом окне установки редактора желательно не делать

никаких настроек, поскольку там уже установлены параметры, как пара-

метры по умолчанию, наиболее распространенного типа БЗ и редактора.

По окончании всех операций в окне нажать кнопку ПУСК (или клавишу <

ENTER>).

3. Как уже говорилось ранее, редактор знаний - пошаговый редактор

и структурно состоит из редактора объектов, редактора значений и ре-

дактора правил. Он последовательно предлагает пользователю вносить в

создаваемую базу сперва объекты и вопросы посредством редактора объек-

тов, затем значения с помощью редактора значений и, наконец, правила

через редактор правил. В редакторе объектов в верхней полосе ввода

следует набрать объект, в нижней - вопрос об этом объекте, после чего

нажать кнопку ВНЕСТИ или клавишу <ENTER>. С каждой полосой связан так

называемый список ввода (history list), отображаемый в свернутов сос-

тоянии в виде кнопки с указателем вниз справа от полосы ввода. В нем

можно просмотреть все те объекты или вопросы, которые в настоящий мо-

мент вводятся. Если объект или вопрос был набран ошибочно, его можно

удалить с помощью кнопки УДАЛИТЬ. Если же пользователем принято реше-

ние освободить весь список объектов или вопросов, следует нажать кноп-

ку ОЧИСТИТЬ. После завершения набора объектов и вопросов рекомендует-

ся сохранить их, нажав кнопку ЗАПИСЬ. Кнопкой ДАЛЕЕ осуществляется пе-

реход к следующему шагу - редактору значений, кнопкой НАЗАД - к преды-

дущему - установке редактора. С помощью кнопки ОТМЕНА можно выйти из

режима редактирования в основной режим - режим СУБЗ.

4. После набора объектов и вопросов об объектах, нажав кнопку ДА-

ЛЕЕ, пользователь переходит на следующий этап создания БЗ - создание

значений. Эту функцию полностью берет на себя редактор значений. Он