Смекни!
smekni.com

Программная модель процессоров семейства X86 (стр. 4 из 9)

salоперанд,счетчик_сдвигов (ShiftArithmeticLeft)

sarоперанд,счетчик_сдвигов

арифметический сдвиг влево/вправо. Содержимое операнда сдвигается влево/ вправо на количество битов, определяемое значением счетчик_сдвигов. Справа/ Слева в операнд вписываются нули.

Команда sal не сохраняет знака, но устанавливает флаг cf в случае смены знака очередным выдвигаемым битом. В остальном команда sal полностью аналогична команде shl;

Команда sar сохраняет знак, восстанавливая его после сдвига каждого очередного бита.

Команды циклического сдвига

rolоперанд,счетчик_сдвигов(Rotate Left) — циклическийсдвигвлево.

Содержимое операнда сдвигается влево на количество бит, определяемое операндом счетчик_сдвигов. Сдвигаемые влево биты записываются в тот же операнд справа.

rorоперанд,счетчик_сдвигов (Rotate Right) — циклический сдвиг вправо.


Как видно из рис., команды простого циклического сдвига в процессе своей работы осуществляют одно полезное действие, а именно: циклически сдвигаемый бит не только вдвигается в операнд с другого конца, но и одновременно его значение становиться значением флага cf.

Команды циклического сдвига через флаг переноса cf отличаются от команд простого циклического сдвига тем, что сдвигаемый бит не сразу попадает в операнд с другого его конца, а записывается сначала в флаг переноса cf. Лишь следующее исполнение данной команды сдвига (при условии, что она выполняется в цикле) приводит к помещению выдвинутого ранее бита с другого конца операнда (см. рис. 4).

rclоперанд,счетчик_сдвигов (Rotate through Carry Left) — циклический сдвиг влево через перенос.

Содержимое операнда сдвигается влево на количество бит, определяемое операндом счетчик_сдвигов. Сдвигаемые биты поочередно становятся значением флага переноса cf.

rcrоперанд,счетчик_сдвигов (Rotate through Carry Right) — циклический сдвиг вправо через перенос.

Содержимое операнда сдвигается вправо на количество бит, определяемое операндом счетчик_сдвигов. Сдвигаемые биты поочередно становятся значением флага переноса cf.

Из рис. 4 видно, что при сдвиге через флаг переноса появляется промежуточный элемент, с помощью которого, в частности, можно производить подмену циклически сдвигаемых битов, в частности, рассогласование битовых последовательностей.

Под рассогласованием битовой последовательности здесь и далее подразумевается действие, которое позволяет некоторым образом локализовать и извлечь нужные участки этой последовательности и записать их в другое место

Пример. Дано отрицательное число. Выведите на экран его значение по модулю деленное на 2.

Любое отрицательное число хранится в дополнительном формате

-1 ffh

-2 feh

-10 f6h

получить значение числа по модулю, можно осуществив логическое отрицание над числом и добавив 1.

model small

.stack 100h

.data

x db -12

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

moval,x ;в al отрицательное число

notal

incal ;число по модулю

shral,1

;выводим результат на экран

aam ;

;преобразование двоичного числа меньшего 63h (9910), которое находится в al в его ;неупакованный BCD-эквивалент

; -разделить значение регистра al на 10;

; -записать частное в регистр ah, остаток — в регистр al.

movdx,ax ;число в регистр dx

ordx,3030h ;получаю ASCII код числа

xchgdh,dl ;меняю местами старший и младший байт, для вывода символа из dl

movah,02h ;

int 21h ;вывожу старшую половинку числа

xchgdh,dl ;меняю местами старший и младший байт,

int 21h ;вывожу младшую половинку числа

mov ax,4c00h

int 21h

end start


Команды передачи управления

По принципу действия, команды микропроцессора, обеспечивающие организацию переходов в программе, можно разделить на три группы:

1. Команды безусловной передачи управления:

- команда безусловного перехода; jmp

- вызова процедуры и возврата из процедуры; call, ret

- вызова программных прерываний и возврата из программных прерываний. Int, iret

2. Команды условной передачи управления:

- команды перехода по результату команды сравнения cmp;

- команды перехода по состоянию определенного флага;

- команды перехода по содержимому регистра ecx/cx.

3. Команды управления циклом:

- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx;

- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx с возможностью досрочного выхода из цикла по дополнительному условию.

jmp адрес_перехода - безусловный переход без сохранения информации о точке возврата. Аналог goto.

jmpm1 m4:

… …

m1: jmpm4

Условные переходы

Команды условного перехода имеют одинаковый синтаксис:

jcc метка_перехода

Мнемокод всех команд начинается с “j” — от слова jump (прыжок), cc — определяет конкретное условие, анализируемое командой. Что касается операнда метка_перехода, то эта метка может находится только в пределах текущего сегмента кода, межсегментная передача управления в условных переходах не допускается.

Для того чтобы принять решение о том, куда будет передано управление командой условного перехода, предварительно должно быть сформировано условие, на основании которого и будет приниматься решение о передаче управления. Источниками такого условия могут быть:

- любая команда, изменяющая состояние арифметических флагов;

- команда сравнения cmp, сравнивающая значения двух операндов;

- состояние регистра ecx/cx.

Условные переходы по содержимому флагов

Название флага Номер бита в eflags/flag Команда условного перехода Значение флага для осуществления перехода
Флаг переноса cf 1 jc cf = 1
Флаг четности pf 2 jp pf = 1
Флаг нуля zf 6 jz zf = 1
Флаг знака sf 7 js sf = 1
Флаг переполнения of 11 jo of = 1
Флаг переноса cf 1 jnc cf = 0
Флаг четности pf 2 jnp pf = 0
Флаг нуля zf 6 jnz zf = 0
Флаг знака sf 7 jns sf = 0
Флаг переполнения of 11 jno of = 0

jcxz метка_перехода (Jump if cx is Zero) — переход, если cx ноль;

jecxzметка_перехода (JumpEqualecxZero) — переход, если ecxноль.

Пример программы: определите, равны ли два числа вводимые пользователем с клавиатуры.

model small

.stack 100h

.data

s1 db 'числаравны$'

s2 db 'числа не равны$'

.code

start:

mov ax,@data

movds,ax

movah,01h

int 21h ;ввели первое число

mov dl,al

mov ah,01h

int 21h ;ввели второе число

subal,dl ;сравнили числа

jnz m1

mov dx, offset s1

jmp m2

m1: mov dx, offset s2

m2: movah,09h

int 21h ;выводим информационную строку

movax,4c00h

int 21h

end start

Команда сравнения cmp

cmp операнд_1,операнд_2 - сравнивает два операнда и по результатам сравнения устанавливает флаги. Команда сравнения cmp имеет интересный принцип работы. Он абсолютно такой же, как и у команды вычитания sub. Единственное, чего она не делает — это запись результата вычитания на место первого операнда.

Алгоритм работы:

-выполнить вычитание (операнд1-операнд2);

-в зависимости от результата установить флаги, операнд1 и операнд2 не изменять (то есть результат не запоминать).

Условные переходы после команд сравнения

Типы операндов Мнемокод команды условного перехода Критерий условного перехода Значения флагов для осществления перехода
Любые je операнд_1 = операнд_2 zf = 1
Любые jne операнд_1<>операнд_2 zf = 0
Со знаком jl/jnge операнд_1 < операнд_2 sf <> of
Со знаком jle/jng операнд_1 <= операнд_2 sf <> of or zf = 1
Со знаком jg/jnle операнд_1 > операнд_2 sf = of and zf = 0
Со знаком jge/jnl операнд_1 => операнд_2 sf = of
Без знака jb/jnae операнд_1 < операнд_2 cf = 1
Без знака jbe/jna операнд_1 <= операнд_2 cf = 1 or zf=1
Без знака ja/jnbe операнд_1 > операнд_2 cf = 0 and zf = 0
Без знака jae/jnb операнд_1 => операнд_2 cf = 0

Пример программы: определите, равны ли два числа вводимые пользователем с клавиатуры.

model small

.stack 100h

.data

s1 db 'числаравны$'

s2 db 'числа не равны$'

.code

start:

mov ax,@data

movds,ax

movah,01h

int 21h ;ввели первое число

mov dl,al

mov ah,01h

int 21h ;ввели второе число

cmpal,dl ;сравнили числа

jne m1

mov dx, offset s1

jmp m2

m1: mov dx, offset s2

m2: movah,09h

int 21h ;выводим информационную строку

movax,4c00h

int 21h

end start
Организация циклов

loop метка_перехода (Loop) — повторить цикл

Работа команды заключается в выполнении следующих действий:

- декремента регистра ecx/cx;

- сравнения регистра ecx/cx с нулем:

- если (ecx/cx) > 0, то управление передается на метку перехода;

- если (ecx/cx) = 0, то управление передается на следующую после loop команду

movcx, количество циклов

м1: тело цикла

loopm1

loope/loopz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Zero Flag = 0) — повторить цикл, пока cx <> 0 или zf = 0.

loopne/loopnz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Not Zero flag=0) — повторить цикл пока cx <> 0 или zf = 1

Недостаток команд организации цикла loop, loope/loopz и loopne/loopnz в том, что они реализуют только короткие переходы (от –128 до +127 байт).


Организация вложенных циклов

movcх,n ; в сх заносим количество итераций внешнего цикла