Смекни!
smekni.com

Программирование и разработка приложений в Maple (стр. 26 из 135)

С учетом сказанного рассмотренные средства линейной алгебры и их базовые структуры данных не представляют каких-либо затруднений при использовании их знакомым с основами линейной алгебры читателем. В свете сказанного следует иметь в виду, что нами были представлены наиболее употребительные форматы матрично-векторных средств Maple-языка с определенными акцентами скорее на особенностях их реализации и выполнения, чем на их математической сущности, хорошо известной имеющим опыт в данном разделе математики. Поэтому за деталями их описания необходимо обращаться к справочной системе пакета либо к цитированной выше литературе. Однако, многие вопросы снимаются при практической апробации рассмотренных средств. В настоящее время имеется целый ряд внешних модулей пакета (часть из них поставляется по выбору), весьма существенно расширяющих рассмотренные базовые средства матричновекторных операций Maple-языка. Эти средства постоянно расширяются. На базе рассмотренных средств Maple-языка пользователь имеет возможность программировать и собственные, недостающие для решения его матрично-векторных задач, средства. Пакет постоянно, расширяя свои приложения, между тем, не в состоянии в должной мере учесть все потребности, поэтому его программная среда и предоставляет пользователям возможность расширять его новыми средствами под ваши специфические нужды. Типичным примером такого подхода и является наша Библиотека программных средств [41,42,103,109]. Ниже вопросы решения задач линейной алгебры в среде Maple (учитывая специфику настоящей книги) не рассматриваются. Заинтересованный читатель отсылается к книгам [8-14,78,84,86,88,55,59-62], а также к [91] с адресом сайта, с которого можно бесплатно загрузить некоторые книги, и к [109] с нашей Библиотекой.

Псевдослучайные числа. Еще с одним видом значений - псевдослучайных пользователь имеет возможность работать на основе встроенного генератора псевдослучайных чисел (ГПСЧ), активизируемого по rand-процедуре, имеющей три формата кодирования. По вызову rand() возвращается псевдослучайное неотрицательное integer-число (ПСЧ) длиной в 12 цифр, тогда как по вызову rand({n|n..p}) (n, p – целочисленные значения и n ≤ p) возвращается равномерно распределенное на интервале соответственно [0 .. n] и [n .. p] целое ПСЧ. Для установки на-чального значения для ГПСЧ используется предопределенная _seed-переменная пакета, имеющая значение 427419669081, которое в любой момент может быть переопределено пользователем, например: _seed:= 2006.

Для этих же целей, но с более широкими возможностями, используется и randomize-процедура, кодируемая в одном из допустимых форматов вида: randomize({|n}), где n > 0 – целочисленное выражение, значение которого и присваивается _seed-переменной. Если используется формат randomize() вызова процедуры, то для _seed-переменной устанавливается значение, базирующееся на текущем значении системного таймера. Так как вызов randomize() возвращает базовое значение для ГПСЧ на основе текущего значения таймера, то таким способом можно достаточно эффективно генерировать различные последовательности ПСЧ. Сохраняя необходимые значения _seed-переменной, можно повторять процесс вычислений с псевдослучайными числами, что особенно важно в случае необходимости проведения повторных вычислений.

Вызов rand может инициировать вывод самого тела соответствующей ей процедуры, рекомендуемый подавлять по завершающему обращение к процедуре двоеточию. В случае же намерений пользователя написать собственную процедуру для подобных целей текст пакетной rand-процедуры может оказаться определенным прообразом. В общем же случае для обеспечения доступа к ГПСЧ рекомендуется использовать конструкции вида Id:= rand({|n|n .. p}), выполнение которых открывает доступ к последовательностям ПСЧ по вызовам Id(), каждое использование которого инициирует получение очередного равномерно распределенного на заданном интервале ПСЧ. Следующий пример иллюстрирует применение рассмотренных средств Maple-языка по работе с псевдослучайными числами:

> rand(); AVZ:= rand(1942 .. 2006): _seed:= 2006: ⇒ 403856185913

> seq(AVZ(), k=1 .. 10); ⇒ 2003, 1960, 1944, 1990, 1986, 1972, 1986, 1992, 2006, 1964

> randomize(2006): _seed; ⇒ 2006

> ПСЧ:= array[1 .. 10]: for k while k <= 10 do ПСЧ[k]:= AVZ() end do:

> seq(ПСЧ[k], k=1 .. 10); ⇒ 2005, 1946, 1958, 1951, 1983, 1992, 1946, 1955, 1995, 1951 > restart; [_seed, rand(), _seed]; ⇒ [_seed, 427419669081, 427419669081]

Наряду с приведенными Maple располагает и другими подобными средствами, в частности, для решения статистических задач (модуль stats), работы со стохастическими объектами (модуль RandomTools), стохастической генерации матриц (linalg[randmatrix]), полиномов (процедура randpoly) и др. Средства поддержки работы с псевдослучайными числами могут быть использованы во многих вычислительных задачах стохастического и квазистохастического характера, а также в задачах, требующих наборов данных для отладки программ и тестирования вычислительных алгоритмов. Рассмотренные средства широко используются нами в различного рода иллюстративных примерах для генерации разнообразных числовых данных.

Выше мы уже не раз употребляли такое понятие как математическое выражение (либо просто выражение), являющееся одним из важнейших понятий Maple, да и математики в целом. Работа с математическими выражениями в символьном виде — основа основ символьной математики. Не меньшую роль они играют и в численных вычислениях. Выражение — центральное понятие всех математических систем. Оно определяет то, что должно быть вычислено в численном или символьном виде. Не прибегая к излишнему формализму, несколько поясним данное понятие. Математические выражения строятся на основе чисел, констант, переменных, операторов, вызовов функций/процедур и различных специальных знаков, например, скобок, изменяющих порядок вычислений. Выражение может быть представлено в общепринятом виде (как математическая формула или ее часть) с помощью операторов, например, с*(х + у^2+sqrt(z)) либо (a+b)/(c+d), оно может определять просто вызов некоторой функции или процедуры F(x,y,z), либо их комбинацию. Используемые в дальнейшем многочисленные иллюстративные фрагменты представят достаточное число примеров на определение допустимых Maple-выражений, что уже практически позволит уяснить данное ключевое понятие пакета.

Наряду с рассмотренными Maple-язык поддерживает работу с рядом других структур данных (стэк, очередь, функциональные ряды, связные графы, графические объекты и т.д.). В этом направлении нами был создан ряд ролезных средств, расширяющих и дополняющих стандартные. В частности, для работы со структурами типа стэк (stack) и очередь (queue), а также введен новый тип структур прямого доступа (dirax) [41,42,103]. Пока же нам будет вполне достаточно приведенных сведений по типам данных и структур данных для понимания сути излагаемого материала, который ссылается на данные понятия. Переходим теперь к средствам Maple-языка, тестирующим вышерассмотренные типы данных, структур данных и выражений.

1.6. Средства тестирования типов данных, структур данных и выражений

Согласно аксиоматике Maple под типом понимается Т-выражение, распознаваемое typeфункцией и инициирующее возврат логического {true|false}-значения на некотором множестве допустимых Maple-выражений. В общем случае Т-выражения языка относятся к одной из четырех групп: (1) системные, определяемые идентификаторами языка {float, integer, list, set и др.}; (2) процедурные, когда тип входит в качестве аргумента в саму тестирующую функцию {type(<Выражение>, <Тип>)}; (3) приписанные и (4) структурные, представляющие собой Maple-выражения, отличные от строковых и интерпретируемые как тип {set(<Id> = float)}. К пятой группе можно отнести типы, определяемые модульными средствами пакета. Несколько детальнее о данной классификации типов будет идти речь ниже по мере рассмотрения все более сложных Maple-объектов. Уже неоднократно упоминавшееся понятие выражения, хорошо знакомое обладающему определенной компьютерной грамотностью читателю, является одним из фундаментальных понятий Maple-языка. Понятие выражения Maple-языка аккумулирует такие рассмотренные конструкции языка как константы, идентификаторы, переменные, данные и их структуры, а также рассматриваемые детально ниже функции, процедуры, модули и т. д. К выражениям в полной мере можно относить, в частности, и такие конструкции языка, как процедуры, ибо их определения допустимо непосредственно использовать при создании сложных выражений. Детальнее на данном вопросе не будем акцентироваться, а отсылаем заинтересованного читателя, например, к таким книгам как [9-14, 29-33, 59-