Смекни!
smekni.com

Правомерное поведение (стр. 3 из 6)

Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:

- активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, иных общегосударственных и общественно значимых решений; участие в выборах представительных органов власти и контроле за деятельностью депутатов всех уровней; участие в реализации правовых установлении и охране правопорядка);

- активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур,осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами;

- активность в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства, экспертные общественные советы, временные проблемные комиссии, региональные и местные фонды — по градостроительству окружающей среде, охране памятников и др., группы самопомощи и обеспечения порядка, правозащитные ассоциации, группы "общественного давления" и т.п.);

- самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время выборов и референдумов, инициативные предложения по политико-правовым вопросам, направляемые в государственные органы и средства массовой информации, самостоятельное противодействие нарушениям законности и общественной морали и т.п.).

Социально-активное поведение присуще людям, обладающим, прежде всего, высокой правовой культурой, высоким правосознанием, предъявляющим строгие требования к своему поведению и к действиям других лиц. Такое поведение, которое можно ещё назвать инициативным, может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе.

Вывод. Ценность активногоправомерного поведения в том, что оно свойственно людям, достаточно хорошо знающим законодательство и использующим его в своей жизни и деятельности. Такое поведение не только обеспечивает законность деятельности гражданина, но и способствует правомерному поведению других субъектов права. Особое значение активное правомерное поведение имеет для государственных органов и должностных лиц, поскольку не оставляет без соответствующей реакции нарушения ими законности и правопорядка. Так же оно ориентировано на предписания законодательства и человек при этом не руководствуется только собственными интересами, интересами близких людей, их мнениями и предложениями, которые могут и не соответствовать нормам права.

Для общества и государства наиболее предподчительным из всех видов является социально-активное поведение.

2.2.2 Привычное поведение

Следование усвоенным правовым идеям и принципам становиться для человека во многих случаях само собой разумеющимся, постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим актом, при котором личность не подвергает каждый раз анализу правильность тех требований, которые предъявляет к ней общество, а следует им без особых раздумий, без длительной борьбы мотивов.[24]

В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями и не превышает уровень правовых требований. Это повседневная служебная, бытовая или иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам.[25] Согласно социологическим опросам примерно одна треть российских граждан соблюдает правовые нормы по привычке (привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в привычной обстановке), не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Для них правомерное поведение является само собой разумеющимся образом жизни. Так, водитель со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания своего поступка, хотя социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение. Оно формируется под влиянием многих факторов – традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов, стремления к порядку, спокойствию и справедливости, понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха.

Вывод. Ценность привычного поведения в исполнении нормативных предписаний, требующих проявления инициативы, творчества, деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерного поведения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнению закона.Недостаток привычного поведения выражается в том, что имеется весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такая потребность уже исчезла. Десятилетиями воспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становится причиной, например, негативного восприятиярадикальных реформ, происходящих сегодня в общественной жизни и пугающих многих своей новизной и непривычностью.[26]

Привычное поведение, как образец правомерного, для общества и государства на ряду с активным желательно.

2.2.3 Конформистское поведение

Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше, поскольку конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, несамостоятельность, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.), зависящим от чужого мнения.[27]

Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия,конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность. Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой — к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.

Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая: нежелание слытьбелой вороной, поступать так,как поступают другие[28], боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентации, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.

Истоки социального конформизма в России в недавней истории. Долгие годы, в силу существовавшего политического строя образцом советского гражданина была усреднённая личность – «винтик», своеобразныйстандарт, основанный на том, что инициатива наказуема. Личные качества человека подавлялись властным авторитетом. Государство осуществляло всеобъемлющую опеку, жестко ликвидируя желание действовать самостоятельно, поступать в соответствии со своими внутренними убеждениями.[29]И до сих пор в нашем обществе ещё наблюдается социальная пассивность, имеющая в своей основе исторический конформизм. Современное российское правосознание, как и правовой дух, сохраняет многие психологические, юридические, идеологические «отметины» советского прошлого, что не позволяет констатировать окончательный ментальный разрыв с социалистической интерпретацией юридизма.[30] Созданная в 30-е годы модель тоталитарной государственности в полной мере отражала патерналистскую ментальную традицию, в соответствии с которой государство функционировало по законам большой патриархальной семьи. Механизм функционирования государственной машины базировался на безоговорочном подчинении власти в лице главы государства. Вместо выражения «царь-батюшка», которое отражало патернализм монархического периода, в лексикон обывателя вошли другие эпитеты: «родная партия», «отец народов» и т.д. С установлением в России тоталитарного режима право было окончательно дискредитировано, законность приобрела декларативный характер, правосудие превратилось в трагическую карикатуру. Конституционный фасад противоречил реальным принципам функционирования властного механизма. На протяжении всей советской истории право являлось по сути антиправом, что обусловило формирование ещё более деформированного правосознания населения. На современном этапе ещё прослеживаются рецидивы деформированного сознания, представляя собой препятствие на пути формирования правового государства и гражданского общества.[31]