Смекни!
smekni.com

Проблемы внеземных цивилизаций (стр. 2 из 7)

Пусть теперь кто ни будь скажет, что моя собака не умеетмылить. Конечно можно возразить, что я неверно выбрал определениемышления, поэтому и получил такой парадоксальный результат. Междупрочим я вполне серьезно считаю, что моя собака умеет думать иумнее многих людей, которых я знаю. Но да ладно, перейдем кдругому определению мышления (уже не моему).

Часто в популярной литературе можно встретить такоеопределение: Мыслить значит создавать прекрасное, произведенияискусства, творить.

Имеются в виду стихи, песни, картины, скульптуры, поэмы,памятники архитектуры и т.п. Но во-первых не так уж много людейзаняты созданием всего этого творчества. Остальные люди видимо,по мнению автора этого определения, просто не умеют мыслить? Аво-вторых с этой точки зрения весьма интересна часть повестиБориса Романовского "...Авраам, роди Исаака...". Это диалогробота в виде ребенка, который учится в обыкновенной школе и всесчитают его настоящим мальчиком, и его воспитателя- человеказнающим, что он робот, но старающимся обучить его (воспитать) какнастоящего ребенка (см. приложение 1).

Не буду утверждать, что я целиком согласен с этой точкойзрения, но какое-то рациональное зерно здесь по моему есть. Ведьмногие люди в своей работе только и делают, что повторяют одни ите же операции совершенно не задумываясь над ними. Напримерписатели", вместо того чтобы попытаться сочинить какую- либоинтересную книгу, высокоценную в художественном отношении, ониберут примитивный, старый сюжет (например боевик) которыйпользуется большим спросом у малообразованной публики. Человекпросто желает заработать деньги и известность сегодня, а непотом, поскольку великих авторов признают не сразу. Но с другойстороны в работе скажем инженера создающего новый механизмгромадную роль играет интуиция, без которой механизм собратьконечно можно, и он будет работать, но он не будет совершенен.

Так что же такое мышление и разум?

Ученый А.А.Ляпунов предлагает при определении понятия"жизнь" исходить из представлений кибернетики. Вот егоопределение:" жизнь это высоко устойчивое состояние вещества,использующее для выработки сохраняющих реакций информацию,кодируемую состояниями отдельных молекул". Давайте во-первыхразберемся с этим определением более подробно, а во-вторых учтемдополнения к определению сделанные И.С.Шкловским.

Состояние любого вещества описывается большим наборомфизико- химических характеристик: масса, химический состав,энергия, электрические и магнитные свойства и т.д. С течениемвремени эти характеристики будут как-либо изменяться. Вещества, укоторых усредненные значения характеристик за некий интервалвремени меняются мало по сравнению с другими веществаминазываются устойчивыми. Причиной устойчивости могут быть особенноблагоприятные внешние условия, либо внутренние реакции веществана внешнее воздействие, направленное на сохранение своегосостояния. Реакции такого типа называются "сохраняющими". Именнопоследний тип устойчивости лежит в основе жизнедеятельности всехорганизмов.

Важным свойством сохраняющих реакций является их быстрота.Последняя должна быть хорошо согласована со скоростью внешнихвоздействий на тело, которые, могут меняться в довольно широкихпределах. Это требует гибкости управляющий системы. Для этогосоответственно требуется большой объем памяти.

Размеры материальных носителей информации должны быть оченьмалы. А надежность хранения информации в системе должно бытьвысоко, иначе не будет обеспечена устойчивость тела. ОтсюдаЛяпунов сделал вывод, что носителями информации могут бытьотдельные молекулы, состоящие из достаточно большого количестваатомов. Такие молекулы представляют собой квантованные системы.

Чтобы сохраняющие реакции были возможны, необходимо, чтобыорганизм обладал неким запасом энергии, причем этот запас долженустойчиво сохраняться. Однако по законам термодинамики во всякойзамкнутой системе энергетические уровни должны выравниваться.Следовательно, организм должен противодействоватьтермодинамическим процессам, что требует непрерывной затратыэнергии, то есть получать энергию извне.

Важной термодинамической характеристикой всякого телаявляется его энтропия. Если бы живое вещество представляло собойзамкнутую систему, в нем непрерывно увеличивалось бы содержаниеэнтропии. Это повлекло бы к полному изменению физико- химическиххарактеристик и полному прекращению жизнедеятельности.Следовательно организм должен непрерывно, или покрайне меререгулярно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией,что достигается при помощи обмена веществ.

Характернейшей особенностью живого вещества является то, чтооно состоит из отдельных структурных единиц- организмов. Каждыйтакой организм как в информационном, так и в энергетическомсмысле представляет собой в значительной степени обособленнуюединицу и вместе с тем имеет свою собственную структуру. Ляпуновсвязывает это с "дискретной структурированностью" управления. Подэтим он понимает "иерархическую" систему подчинения управляющихсистем. Функционирование систем более "высокого" уровня изменяетсостояние или "настраивает" системы более "низкого" уровня.Расчленение живой материи на клетки, органы, организмы,популяции, виды и т.д. соответствует иерархии управляющих систем.

Следует различать системы управления в отдельных организмахи в совокупности организмов (популяции, виды). Во втором случаемы имеем очень большое количество более или менее независимых,статически равноправных систем, взаимодействующих при случайныхвстречах и коллективных действиях. Такой способ управления неявляется быстродействующим. Как следствие получается, что"надорганизменные" образования значительно более устойчивы, чемотдельные организмы (которые более или менее быстро погибают). Новысокая устойчивость возможна лишь при условии появления новыхорганизмов, проходящих на смену старым, т.е. при условииразмножения.

Чтобы каждый возникший таким образом организм был устойчив,он должен иметь запас информации для обеспечения сохраняющихреакций. Этот запас он может получить только в процессе рожденияот своих родителей. Отсюда следует важнейший вывод: размножениеорганизмов сопровождается "самовоспроизведением" информации,передачей от родителей к потомству.

Хорошо известно, что всякая информация передается на фонепомех, частично ее искажающих. Не составляет исключения ипередача наследственной информации. В этом случае искажения впередаче информации носят названия "мутаций". Это приводит кизменению сохраняющих реакций, что, в свою очередь, приводит кизменению характера взаимодействия организма с окружающей средой.Последнее обстоятельство является движущей силой естественногоотбора.

Обобщая можно сказать, что жизнь это высоко устойчивоевещество способное к выработке сохраняющих реакций за счеткодируемых молекул, и размножению сопровождаемому передачейжизнесохраняющей информации. Пожалуй это наиболее хорошееопределение жизни.

Фролов дает определение человека являющееся доработкойопределения Карла Маркса: человек- субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культурына Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другимиформами жизни, но выделяющееся из них благодаря способностипроизводить орудия труда, обладающее членораздельной речью исознанием.

Необходимо сразу отметить, что это определение НЕконкретного индивидуума, а человека являющегося частью общества."Сущность человека- не есть абстракт, присущий отдельномуиндивиду. В своей действительности она есть совокупность всехобщественных отношений"- Карл Маркс. Основой человека разумногоHomo Sapiens представляется его социальная, а не биологическаясущность, но при этом не противопоставляя его существованиюприродно- биологического индивидуума. Желающих более подробноразобраться в этом определении я отсылаю к книге Фролова И.Т."Перспективы человека".

Из последнего определения можно сделать вывод, что наличиеразума надо определять по результатам деятельности совокупностиособей (общества), в частности по факту наличия производстваорудий труда, а не по физическому строению индивидуумов. Следуетотметить, что это определение дано материалистом, а следовательнорезультатом деятельности разума не обязательно должно бытьпроизводство орудий труда даже в масштабах всего общества.

Это приводит нас к мысли, что хотя мы и не смогли датьопределение разуму, но результаты его деятельности мы можемобнаружить, и тем самым установить само наличие разума.

Возвращаясь к определению разума следует отметить, что насегодняшний день ученые считают, что разум являетсянематериальным. Он является функцией мозга и носит идеальный,характер. Разум находится вне сферы действия биологическихзаконов, он сугубо социален по своему происхождению и содержанию.Разум, социальная сущность есть надбиологичесское, котороеотличает человека от животного. Следует сказать, что разумотсутствует у новорожденных. Обладая генетически детерминированными свойствами человеческого мозга, новорожденный не имеет разума и в дальнейшем, в ходе развития его биологических особенностей не может его приобрести, если не включится в процесс социального общения. Разум возникает в процессе деятельности, действий ребенка с различными предметами, общения с людьми. В качестве примера можно привести детей в грудном или раннем возрасте попавшем на воспитание к зверям (Маугли). Эти дети не имея возможности общаться с себе подобными и участвовать в социальной жизни общества так и не приобретают разума, они остаются животными.