Смекни!
smekni.com

Предмет и метод теории государства и права (стр. 2 из 24)

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляют с семьей. Однако это не совсем так. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей. Другой важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д. Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.

4) ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ВОСТОЧНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, СИНТЕЗНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Государство возникает на определенной ступени развития человеческих сообществ, когда родоплеменной строй с его коллективным укладом хозяйства и общественным самоуправлением перестает соответствовать потребностям развивающихся общественных отношений. К образованию государства приводят разнообразные экономические, природно-климатические, социальные, гуманитарные факторы.

Главный из них - постепенный переход от присваивающего к производящему способу производства, так называемая неолитическая революция. Этот процесс связан прежде всего с появлением и развитием земледелия как основного источника существования. Далее следуют три крупные разделения труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) выделение ремесел (металлургия, ткачество, керамика, металлообработка) как самостоятельных видов производства;

3) развитие товарообмена и возникновение купечества.

Производящая экономика привела к радикальному уменьшению энергетических затрат на жизнеобеспечение сообществ, способствовала совершенствованию орудий и способов производства, приобретению новых производственных навыков. Как следствие - специализация производства, рост производительности труда, образование излишек продуктов, так называемого избыточного продукта. Источники питания приобретают стабильный, постоянный характер. Постепенно ослабевает зависимость человека от окружающей природной среды. Образуются крупные территориальные центры - города.

Растет численность населения. Совершенствуются культура, нравственность. Возникновение письменности делает возможным материальное фиксирование мифов, обычаев, правовых и религиозных норм. Повсеместный отказ от инцеста (кровосмешения) способствует качественному развитию человеческих сообществ. Человек становится преобладающим биологическим видом на планете.

Производящая экономика обусловливает переход от кочевого к оседлому образу жизни. Зачем сутками гоняться за зверем, если можно спокойно вырастить его на собственном земельном участке? На смену кровнородственной приходит соседская община, где индивидов связывают помимо кровных уз и территория проживания. Общая, коллективная собственность рода постепенно трансформируется в частносемейную собственность. Земля закрепляется за соседской общиной, а затем перераспределяется между отдельными патриархальными семьями. Совместный труд уступает место труду отдельных семей. Возникает рабство. В частносемейном владении помимо земли оказываются скот, инвентарь, постройки, позднее - рабы. Зарождаются и получают развитие товарообменные отношения.

Социальная структура сообществ усложняется. Ранее община была монолитным целым, единой семьей. Она коллективно противостояла внешним угрозам. Теперь, после тысячелетий равенства в бедности, сообщества начинают дифференцироваться по имущественному и социальному признаку. В недрах групповой, коллективистской психологии и морали зарождается индивидуальное самосознание. Человек начинает осознавать собственные (семейные) интересы и потребности, отделяя их от общегрупповых интересов общины как единого целого. Начинаются внутриобщинные конфликты, которые не в силах урегулировать средства общественного самоуправления.

Как уберечь общество, сотрясаемое внутренними противоречиями, от распада? Как обеспечить, с одной стороны, социальную стабильность, а с другой - интересы правящей знати? Реагируя на эти вопросы, человечество от первобытного самоуправления переходит к новой форме властной организации - государству.

Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины.